О космических полётах и Миссии России

   Ко Дню космонавтики хочу поделиться одним воспоминанием, которое кажется мне очень характерным и важным для понимания цели наших космических полётов, не государственной, а народно осознаваемой. А также для сравнения русской и американской ментальности и исторической роли наших цивилизаций.

   Итак, в освоении космоса в ХХ веке был трагический эпизод, связанный с гибелью шаттла «Челенджер» в 1986 году. Это была первая катастрофа космического корабля, показанная в прямом эфире. Мы, конечно, смотрели этот эпизод в записи. Помню как страшно, феерически и завораживающе, разваливался в стратосфере взлетевший космический корабль. Зрители, наблюдавшие старт ракеты кричали от ужаса, а я пытался представить, что же происходит сейчас с экипажем. Перед трансляцией запуска нам показали эту команду — семеро молодых и весёлых мужчин и женщин.

   И вдруг, мы услышали, как кто-то из зрителей старта сказал: «Представляю, какой праздник будет сегодня у русских». Эти слова повергли меня в шок, я не понимал, как они могут думать и говорить о нас такое! Мы переживали за этих отважных ребят, для нас они были такие же герои, как и наши космонавты. Не знаю, может быть у кого-то было другое отношение к ним, но, в общем, для моего поколения, ставшего свидетелем первых космических полётов, все космонавты были героями, независимо от того на чьих ракетах они летали — советских или американских.

   Мы были убеждены, что освоение космоса — это великое общее дело и гордились, что наша страна внесла в него такой огромный вклад. Был, конечно, здесь и азарт соревнования с самой передовой страной мира — США, но, азарт вполне спортивный. В этой борьбе не было места нечестным приёмам или злорадству. Это я говорю про народные чувства, а не про советскую политику. Политика, как известно — это наихудший, наинизший уровень выражения народных чувств и интересов. Но, если приглядеться, и в ней проявляются характерные для народа настроения. И даже преобладающая в обществе этическая доктрина.

   Здесь, думаю, уместно будет сказать несколько слов о протестантской этике, которая стала духовным кредо «атлантической цивилизации». А, в контексте вышесказанного, она поможет  объяснить невероятное для меня представление американцев о русских. Процитирую «Новейший философский словарь»:

 «Протестантская этика. Успешность в той или иной полезной деятельности мыслится как свидетельство богоизбранности, и под дарованной благодатью понимается в этом контексте призвание, трактуемое  как призвание к конкретному виду деятельности и, в конечном счете, как профессия. Бог призывает человека к тому или иному труду, даруя ему задатки и способности, с одной стороны, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился, - с другой. Иначе говоря,  профессиональное призвание понимается как Божий призыв. Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности понято как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва... Профессионализм нужно реализовать, адаптировать социально. В этой связи профессиональная продуктивность и деловой успех выступают свидетельством достойного выполнения долга, леность же греховна, ибо праздный «не услышал» Божьего призыва... Концепция призвания как богоугодности центрирует всю систему протестантских моральных добродетелей: бережливость и приумножение капитала (начиная от Лютера: получить меньшую прибыль при возможности получить большую - значит, с точки зрения П.Э., согрешить перед Богом), трудовое воспитание детей, прилежание, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений и т.п.»

   Казалось бы, прекрасный свод правил, превращающий человеческое общество в  эффективный, прочный, саморазвивающийся механизм. Но, если вдуматься, то ведь это идеальный принцип устройства муравейника. А где же Вера, Надежда и Любовь? Нет, ни в коей мере я не отрицаю наличия этих христианских добродетелей в европейском или американском обществе! Они очевидно присутствуют и играют определённую роль в бытовых отношениях. Огромное уважение вызывает у меня трудолюбие и высокий профессионализм рядового западного человека. И всё же, как-то это занижено!

   Доведённый до своего логического завершения в истории западной цивилизации, этот принцип устройства общества намного уже Христовой Заповеди любви. (См. Нагорная Проповедь. Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41 ). Западный принцип совершенно исключает православные понятия смирения и покаяния, он не предполагает жертвы своими интересами ради ближнего \1\ (см. сноски). Доброделание рассматривается в протестантизме просто, как обязанность, как служба: «от сих до сих». Это выглядит в быту как «хорошее воспитание». Смирение обращается на бытовом уровне западного человека в толерантность. Это прекрасный тип поведения, но он не может быть духовным императивом развития общества в христианском духе. Он, скорее близок к Ветхозаветному законничеству: «Разрешено всё, что не запрещено Законом».

   Только здесь подразумевается уже не Закон (Божий) а закон человеческий, который отражает относительное социальное и экономическое состояние общества и господствующее массовое сознание \2\. Которым в наше время научились эффективно, как никогда, манипулировать сильные мира сего. (Смотри, например, «Окна Овертона») (3). В современной цивилизации принцип максимальной функциональной эффективности, оторванный от духовной основы христианства, по сути аморален, поскольку ставит во главу всех оценок конкретный профессиональный успех. «Победитель всегда прав!» — Значит, победа любой ценой? Ведь, если ты побеждаешь, значит Бог на твоей стороне!

   Думаю, последователи протестантских церквей со мной не согласятся — ведь основатели этой религии Мартин Лютер и Жан Кальвин таких догматов не провозглашали. Но логика прагматического, «приземлённого» исповедания протестантизма приводит именно к таким принципам. И их последователи, ставшие влиятельной силой новой истории, утвердили свою передовую цивилизацию на этих принципах. В их числе были и пуритане, ставшие «Отцами-основателями» американской нации. Мы видим, рассматривая историю, да и коллизии сегодняшнего дня, что именно эти принципы утвердились в практической деятельности «атлантической цивилизации». Началось это характерное развитие с истребления американских индейцев и аборигенов Австралии.

   А потом был жестокий геноцид в отношении всех колонизируемых народов. Но, вскоре проявился коренной порок цивилизации. Принцип общественного и социального эгоизма, кстати, тоже вытекающий на бытовом уровне из протестантской этики, разделил «цивилизованные» народы и привёл их к жесточайшим столкновениям в ходе первой и второй мировых войн. И опять, здесь ярко проявилась устремлённость к максимальной «эффективности» войны: в применении отравляющих газов, в стремительном развитии научно-технической отрасли человекоубийства, в массовых бомбардировках гражданского населения, в индустрии концлагерей и в уничтожении целых городов атомным оружием. А сегодня мы наблюдаем стремление уничтожить политических конкурентов любой ценой, выражающееся в провоцировании "цветных революций" во всех уголках мира, которые приводят к невиданному распространению терроризма и гражданским войнам.

   Протестантская этика эффективна \3\. Поэтому Запад создал невиданно развитую цивилизацию. Поэтому США быстро догнали и обогнали Россию в освоении космоса. Поэтому, в результате глобального противостояния, развалился Советский Союз. Но, западная цивилизация принципиально эгоистична, особенно по отношению к «внешним». Внутри её пороки отчасти уравновешиваются совершенным законодательством, в сочетании с законопослушностью граждан. Это, до поры сдерживает моральное гниение общества, обусловленное заниженной ценностной ориентацией. Но снаружи этих компенсирующих и сдерживающих сил нет. Да и не может быть, потому что внешний мир — это всего лишь потребляемый продукт. Поэтому в ходе «глобализации» западная цивилизация грозит разрушением всему остальному миру. Если ей не будет противопоставлен некий противовес.

   Убеждённо утверждаю, что таким противовесом промыслительно является Россия. Она прошла тысячелетний исторический путь и тяжелейшие испытания, в которых успешно отстаивала свою самобытную религиозную и цивилизационную идентичность. Российская империя должна была стать мощным центром мирового влияния в ХХ веке. Но она погибла под натиском западной (марксистской) идеологии и военно-политической экспансии. Однако, Миссия России оставалась довлеющей силой и на советском отрезке истории. Не благодаря, а вопреки устремлениям большевистских вождей российские народы, ценой невероятных жертв предотвратили сперва  господство «тысячелетнего рейха» а затем утверждение глобальной гегемонии США над миром.

   Миссия России продолжается и сегодня. При этом, может быть, почти 100 лет угроза существованию России не была  столь велика. Ей грозит поглощение невиданно разросшейся и усилившейся «атлантической цивилизацией». Исконный противник хозяйничает уже в самом сердце «Святой Руси» — на Украине. Началось с идеологической оккупации и экономической экспансии. А сейчас ко всем границам России стягивается под разными предлогами вооружённая сила западных стран. Противостояние неравное, но я бы сказал — критическое. Потому что несмотря на мощь западной цивилизации, есть предел и у неё. Из-за порочности целей и безблагодатности своих средств эта цивилизация не может дальше развиваться. И этот натиск — последний бросок погибающего зверя.

 
Апрель 2015.

Сноски.

\1\ Например, совершенно отсутствует в протестантизме понятие «Узкие Врата», обобщающего жертвенность христианина и утеснение себя, как естественного залога спасения души.

\2\ Об этом предупреждал Спаситель: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». (Мф.15:7-9).

\3\ Католичество проиграло схватку с реформатами. Протестантская этика была в значительной мере усвоена европейскими странами с католическим вероисповеданием. В силу цивилизационного давления католичество, в массе своей, отошло от апостольского ортодоксального христианства.


Источники.

1. Библия.
2. Новейший философский словарь. 3. М.Хазин. Окна Овертона. http://worldcrisis.ru/crisis/1340803


Рецензии