Город, где время остановилось

Каждый раз, посещая этот город, невольно ловлю себя на мысли, что он ассоциируется у меня с младенцем, однажды не пожелавшим появляться на свет. Попробую объяснить.

Известно, что новорожденный, появляясь на белый свет, кричит громким криком. Таким образом он якобы заявляет: Слушайте все, человек родился! Однако это вовсе не так, нет, с первой частью происходящего всё правильно, действительно, появляется и кричит, а далее, где говорится о человеке от человека, придумали писатели и поэты, люди, совершенно далёкие от реальной жизни, вечно летающие в облаках, а потому не понимающие существа вопроса. На самом деле младенец кричит от тоски и безысходности. Был он в одном мире, под защитой родной матери, а потом, внезапно и не по своей воле оказался в другом, совершенно чуждом ему, где всему надо учиться, работать в поте лица, преодолевать трудности, строить семью, карьеру, а в конце… нет, не о том он кричит человечеству. Младенец взывает о помощи, но она к нему не идёт.

**Архитектура в гармонии с природой**

In idem flumen bis non descendimus (лат.)
Нельзя дважды войти в одну реку

Полагаю, многие жители города не были лично знакомы с древнегреческим философом Гераклитом, а потому, вероятно, истинный смысл его крылатого выражения не понимали. Им в своё время просто не объяснили, что путь в прошлое закрыт и дорог туда нет. Но пытливый ум населения не привык отступать и, вооружившись лозунгом Paulatim summa petuntur (Вершины достигаются не сразу), направил развитие города вспять. Особенно ярко данная тенденция проявилась в архитектуре.

Здесь надо заметить, что горожане, будучи истинными детьми природы, а тому есть многочисленные археологические подтверждения, как у нас, так и в Европе, всячески стремились не покидать его лона. Мало того, не покладая рук, они денно и нощно трудились на благо своей главной цели – возвращению в родную утробу. Практически это выглядело так, всё, что являлось преградой между природой и городом, должно было быть стёрто. Согласитесь, благородная миссия. Местная власть с воодушевлением восприняла начинание масс, найдя в том зрелые зёрна и большую для себя выгоду.

Во-первых, отпала нужда ремонтировать жилой фонд. Всё, решили чиновники, что происходит в городе естественным путём, как то, протечка кровли, старение несущих конструкций зданий, а равно, как и их полное разрушение, подпадают под основополагающий план городского развития «Назад к природе».

И во-вторых, однажды освободившиеся таким образом казённые средства, пролились манной небесной и живительными потоками ушли в городскую почву, наполняя её сульфатами и фосфатами, купленными по случаю по ценам ниже рыночных, от чего вскоре был отмечен небывалый доселе рост всевозможной растительности, как то, деревьев, семи видов, и кустарников, не поддающихся исчислению.

Природа, в лице перечисленных представителей, почувствовав со стороны горожан нечеловеческое к себе отношение, тут же принялась осваивать их жилища. Берёзки с осинками стали распределять меж собой крыши, там, где они ещё были, и верхние этажи. Многочисленные представители кустарников расплодились по нижним этажам, подвалам и всем остальным, доступным лишь им, территориям.

Некогда популярный в народе лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача» - на городском собрании, большинством голосов, был признан особо вредным, граничащим с преступлением. Гераклит же, с его утопическим высказыванием, депутатами городской думы был публично осмеян и выгнан из города, дабы другим и впредь неповадно было вводить народ в заблуждения.

Так архитектура вступила в гармонию с природой, и в городе наступил долгожданный век расцвета флоры и фауны, а жители, наконец-то, смогли осуществить свою давнюю и сокровенную мечту, вернуться туда, откуда все мы, хотим этого или нет, вышли.

**Культура и некоторые памятники**

O tempora, o mores (лат.)
О времена, о нравы

Говоря о культуре и прочих искусствах, надобно заметить следующее. Даже несмотря на достигнутые огромные успехи в деле слияния города и природы (смотри раздел выше), очаги культуры и некоторого образования всё же имели быть место. Город, наряду с прочими памятниками, располагал театром, музеем и дворцом той самой культуры. Последний, из этого ряда, выделялся особыми формами, ввиду значимости для горожан в их стремлении к образованию. Однако век просвещения и искусства продлился недолго. Городская власть, в лице малообразованной прослойки общества, посчитала сеять повсеместно светлое, доброе, вечное вредным занятием. Вскоре культура, а с ней и дворец, где оная квартировала, стали приходить в запустение. В дальнейшем и вовсе горожане обходили оный объект далеко стороной, ввиду его полной небезопасности для их жизни.

И лишь встречающиеся порой в глухих зарослях пустые постаменты, как отголоски прежних эпох, напоминали, кто ранее в городе был хозяин. При этом сила его воздействия на умы масс была так велика, что некоторые его памятники в городе сохранились. Впрочем, к подлинной культуре и искусству они отношения не имели, чего нельзя сказать про Венецианова Алексея Гавриловича, выдающегося русского художника, творившего в XIX веке в этих местах. Его памятником город может вправе гордится, ведь на постаменте он изображён не один, а со своей неизменной натурщицей, крестьянкой по общественному положению и истинной представительницей природного роду-племени.

Новые времена принесли городу новые памятники. Например, Екатерине Второй, что расположилась, как и положено императрице, на троне с венком из лавровых листьев. Своим жестом, она милостиво благословляет всю городскую культуру, в лице драматического театра, что рядом, а также торговлю и прочие бытовые услуги, как то, прачечная и баня, в коих горожане, несмотря на их полное воссоединение с природой, нуждаются до сих пор.

На площади перед железнодорожным вокзалом можно заметить памятник императору Петру Первому и гидротехнических дел мастеру Михаилу Сердюкову, стараниями которого в далёком прошлом были проложены водные пути через город, неся тем огромную прибыль казне. Может показаться, что мужчины ожидают прибытие поезда, но это не так, в их пору паровозы ещё не ходили, то произойдёт лишь через сто лет, однако повод собраться был. Отмечалась очередная победа на поприще строительства каналов, шлюзов и дамб, а потому товарищи поспешили отметить событие в привокзальном буфете и немного расслабились. Именно такими, мы сегодня их и наблюдаем.

**Дороги**

Ab aqua silente cave (лат.)
Остерегайся тихой воды

Вероятно, в силу всё той же любви ко всему естественному и природному, горожане наотрез оказались от использования в повседневной жизни асфальта. Поэтому сторонние путешественники, незнакомые с особенностями местных дорог, сильно рискуют и могут запросто лишиться транспортных средств. Всевозможные по глубине и размерам ямы, колдобины на любой вкус, а также рытвины и ухабы представляют основу большинства городских улиц. Следуя в экипаже необходимо строго следить не только за направлением движения, но и отмечать для себя места явно гиблые, где проезд невозможен. Особое внимание при этом следует уделять водным преградам. Из числа постоянно действующих, кои существуют на протяжении вот уже нескольких лет, и при этом не высыхают даже в самые жаркие лета, хочется выделить только одну. Это огромная лужа. Располагается она ровно посередине между городским рынком и памятником Екатерине Второй, которая на неё же и смотрит.

В прежние времена в ней обитала рыба, плавали гуси, а бабы стирали бельё. Такой чистоты были воды. Граждане использовали тогда гужевой транспорт. При этом лошади знали, чувствовали нутром все безопасные для переезда участки. Конечно, случались и с их стороны ошибки, но были они редки и больших жертв в себе не таили. В корне ситуация изменилась с появлением в городе самоходных повозок. Работая исключительно на керосине, они нещадно отравляли воду, и вскоре рыба с гусями исчезли. 

Тем временем горожане, одурманенные быстрой ездой, толпами тонули в злосчастной луже. Пожарные не успевали вытаскивать утопших. Гибли люди и техника, а лужа лишь увеличивалась в размерах, вероятно, использовала закон Архимеда о жидкости и телах, что в неё погружали. Принятый городской думой закон об отмене закона Архимеда, ощутимых плодов не принёс, вероятно, не проинформировали виновницу торжества, поленились или забыли.

Предпринимались ли попытки засыпать ту лужу, не знаю, в городских архивах на то нет ни слова. Известно одно, все средства из городской казны шли исключительно на программу «Назад к природе», а лужа, как часть той самой природы, являлась персоной неприкасаемой. Она и сегодня находится на своём месте.

Вышний Волочёк, наши дни

(Фото из личного архива)


Рецензии
Сергей!
Не знаю писала уже или нет, но читая Ваши публикации, все время ловлю себя на мысли, если бы у меня было больше возможностей, я бы просто путешествовала и знакомилась с Матушкой-природой, знакомилась с историей.
Всего Вам доброго.
И конечно дальнйших увлекательных путешествий!
С уважением Ирина.

Ирина Черезова 2   24.07.2016 17:15     Заявить о нарушении
Ирина, если бы и у меня было больше возможностей, я бы просто путешествовал и ...
Однако, надобно ещё хлеб насущный себе добывать и многие другие дела делать, которые, увы, очень далеки от этих самых путешествий. Но, не стоит роптать, жизнь прекрасна и удивительна, главное, не проходить равнодушно мимо.

Спасибо, и удачи Вам! А ещё, возможностей путешествовать...

С уважением,

Сергей Рябцев   24.07.2016 21:37   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! Взаимно.

Ирина Черезова 2   24.07.2016 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.