Утро красит нежным светом

                "Родная сторона - мать, чужая - мачеха" (русск. пог.)
 
                - Утро красит нежным светом
                Стены древнего Кремля,
                Просыпается с рассветом
                Вся советская страна!
                Ветерок бежит за ворот… - каждое утро звучало раньше по радио. Шло патриотическое воспитание:
                - Страна моя! Москва моя!
                Ты самая любимая!.. - мы, дети большой страны,  заранее любили страну, Москву, хотя увидим её ещё очень не скоро. Я открыла свой детский песенник, куда заносила любимые песни – половина песен патриотическая:
                - Коричневая пуговка валялась на дороге,
                Никто не замечал её в коричневой пыли.
                Случайно иль нарочно, того не зная точно,
                На пуговку Алёшка случайно наступил.
                - А пуговка не наша, - сказали все ребята,-
                И буквы не по-русски написаны на ней… - так завидно было! Кто-то живёт у границы, и может найти такую пуговку… Нам тоже хотелось найти, разоблачить врага, и мы босыми ногами в цыпках ворошили пыль на дороге у себя, в степях Казахской Советской Социалистической Республики. А помните:
                - Летят перелётные птицы?..
                А:
                - Наверх вы, товарищи, все по местам!
                Последний парад наступает!
                Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»… - и историю Варяга знали, а сейчас спросите!
                Или:
                - Это было в Краснодоне
                В грозном зареве войны –
                Комсомольское подполье
                Поднялось за честь страны!
                Сила подвига святого
                Молодёжь ведёт всегда
                Мы Олега Кошевого
                Не забудем никогда!.. - забыли… И вот печальный итог – события в том же Краснодоне...
                А какие сейчас песни звучат? «Ксюша, юбочка из плюша?» Как проводится с молодёжью патриотическое воспитание?
                Я опять в Москве, на Красной площади. Уставшая – день был насыщен событиями, а присесть некуда. Сажусь на высокий бордюр, впитываю в себя красоту и значимость события: «Я – на Красной Площади!»… Любуюсь анфиладой прекрасных зданий… Мавзолей – как бельмо на глазу. «Зайти, пока не поздно»? Уговариваю я себя, но никак не уговорю. Смотреть на покойника? Нет! Я вспоминаю Софию, Георгия Димитрова в его мавзолее, 1988 год, моя поездка в Болгарию... Того давно похоронили по христианским обычаям…
                Но что-то ещё, кроме Мавзолея,  мешает моему романтическому настрою… А, полицейские! Что они здесь делают? Деньги!.. – Понимаю я через некоторое время. По одному и по двое рассеялись они по площади, ловят простаков. Расчёт верный - где ещё их так много, как не на Красной площади? Патриоты приезжие! Приехали на столицу посмотреть? На дурняка? За всё платить надо! Измельчал народ...
               Вот полицаи остановили трёх молоденьких студенток из Перми. Они, как и я когда-то, в столице впервые, проездом. Только вошли на площадь, озираются с восторгом. На руках у них нет железнодорожных билетов, по которым они приехали – выбросили. Вечером они уезжают, но билетов ещё не купили. Им, следовательно, не нужна регистрация, но каждая оштрафована на сто рублей! Это студентки-то!
                Так ничего и не увидев, они поворачивают назад. А скольким  ещё полицейским они попадут в руки по дороге к вокзалу? И какое воспоминание останется у девушек от Москвы? А предприимчивые полицаи, которые пасутся неподалёку от меня, опять остановили двух парнишек, и я вижу, как те, спустя минуту, достают из карманов деньги. Может, последние, оставленные на еду в дороге? И затем тоже уходят, ничего не увидев, поворачивают назад.
               Теперь ясно  вижу – по всей площади, тут и там, пасутся эти волки… Их едва ли не больше, чем  гостей. Ещё бы - целое поле непуганых дураков!.. Я ещё сама не всё разглядела, не всё запомнила, не всем насытилась на Красной Площади, но понимаю: лучше и мне убраться подальше. Блюстители Закона и Порядка начали поглядывать на меня! К чему придерутся эти парнокопытные – неизвестно, но свою сотню из каждого они выдавят! А у меня лишних нет… и я смываюсь. Ещё есть время побывать на Ваганьковском, поклониться святой Матроне, проехать на речном трамвае по Москве-реке, но, вижу, повсюду «идёт охота на волков, идёт охота!..» И я отправляюсь на вокзал, зорко по дороге вычисляя охотников, обходя их. Тем добычи хватает и без меня, и они повсюду…
             До поезда меньше трёх часов. Сейчас спущусь в метро, увижу вереницу лиц на эскалаторе. Знакомый сквознячок овеет моё лицо. Вдруг неожиданно окажусь внутри Казанского вокзала. Выпью стаканчик кофе из автомата – самого дешёвого. Выйду на перрон. Электронное табло сообщит, что  через пятнадцать минут поезд отправляется. Только что подали состав. Пассажиры с тюками и детьми, многие едва живые от многочасового ожидания, от своих болезней и страхов, рванули на свою платформу. Не тут-то было! Поперёк платформы густая сетка полицейских:
              - Где багажная квитанция?
              Разве это их дело – проверять багажные квитанции? Кто догадливее, суёт милиционеру сотняшку и продолжает путь. "Надо будет сунуть ещё проводнику"… - прикидывает он. Большинство же пассажиров в ужасе поворачивают назад, в панике ищут багажное отделение, чтобы взвесить свои чемоданы, получить документ. А там очередь, а поезд отправляется… Об этом без конца напоминает голос диктора… Думаю, не одна трагедия разыгралась на перроне…
              Но я-то знаю, куда идти. Быстро взвешиваю сумки, и возвращаюсь… Успеваю впритык. А успели не все. Что с ними будет?.. Захожу в свой плацкартный вагон, потная, взмыленная, и радостная: успела! Что это мужчины сидят такие испуганные, бледные и трепещущие? Соседка по купе, татарка, тоже испугана. Она едет в Казань.На ухо мне объясняет: в вагон зашли бандиты, всех мужчин по очереди выводили в тамбур, и грабили!  Те молчали. Женщин бандиты не трогали. Я догадалась - не потому не трогали,  что благородные разбойники – визгу будет много! Да бабы, зачастую,  и смелее мужиков. Как же так? На вокзале столько полиции,  бандитов они наверняка, знают в лицо, а хватают пассажиров?..
                В дороге нас снова будут грабить, ночью, и я, рискуя, сообщу об этом проводнику. Он не примет никаких мер – сами себя защищайте, не моё дело! И закроется в купе. Он и сам боится. Мужчина… На станции Сергач поезд остановится на три минуты. Воры, набравшие  на верхних полках несколько мешков  дорогих шапок, сняв с вешалок не одну кожаную куртку, сойдут с поезда. Пассажиры спят… Кроме нескольких, которые легли на свои куртки и шапки, молча наблюдали... Мужчины… Глубокая ночь… Объявляют отправление…
Убедившись, что бандиты ушли, стоят со своими мешками  у вагона, а проводник машет жёлтым флажком: всё в порядке, отправляемся, я ору на весь вагон:
              - Люди, вас ограбили! Воры вышли! Стоят у вагона! Поезд отправляется!
              Проснулись, увидели, что шапок и курток нет,  стали выскакивать из вагона, прыгать  прямо на воров! Поезд задержали на сорок минут. Всех свидетелей опросили, записали адреса, запротоколировали… Как осмелели мужчины-свидетели! Как громко возмущались! А один из них, запуганный, между прочим,  даже помогал ворам держать мешок,когда туда пихали украденное! Потом я в дороге буду над ним смеяться, что он - соучастник!
              Через четыре месяца мне в Петропавловск придёт вызов на суд, и я приеду на станцию Сергач снова - одна из всех свидетелей. Буду присутствовать… Но, как говорит известный ведущий, это совсем другая история…
Она описана в другом рассказе.
              Такие сейчас времена... Какое уж тут воспитание патриотизма!
    
               
         

               


Рецензии