Историческое описание земли Войска Донского. ч. 5

25. Неудачный приступ казаков к Азову.
С донесением о победах казаков в Москву был направлен атаман Павел Фёдоров. Государь похвалил за службу и послал им жалование больше прежнего. Так же было предписание: не нападать на крымцев, пока запорожские казаки не укрепят свои пограничные города со стороны Крыма.
И Донцы бы исполнили этот указ, но!..просидеть всё лето без действия – «было противно их неугомонному духу». Ища новых подвигов, казаки решили покорить Азов…
Вот для «этого предприятия» и собралось в Черкаском городке три тысячи воинов Донских и Запорожских казаков, а так же много «промышленников» (здесь: наёмники, солдаты удачи) из пограничных городков, которые и выдвинулись на Азов под начальством атамана Наума Васильева и знатного старшины – Павла Фёдорова.
 (Очень жаль, пишет В.Д. Сухоруков в своём труде, что об этом походе нет вообще никаких сведений. Известно только,  что турки, на вылазке, побили казаков около полторы тысячи и захватили много в плен. Сухоруков пишет: «Но этот несчастный приступ казаков останется ещё и замечательный тем, что знаменитый вождь казаков  - старшина Павел Фёдоров - попал в плен, - но тот час злобные азовцы его умертвили») - так его боялись…
Донцы же после поражения послали от войска в Москву старшину Понкрата Степанова просить прощения и годичного жалования. Государь в своей грамоте ответил казакам: «хотя за ваше непослушание жалование послать бы к вам и не следовало, но мы, руководствуясь милосердием, и во уважение вашей прежней службы, а так же в той уверенности, что вы загладите свой проступок, пожаловали вас своим жалованием».

26. Переговоры Российского двора с Крымским ханом о казаках.
В декабре 1654 года, в Москву, от крымского хана Магомед-Гирея был послан гонец Шебан с известием о вступлении его на престол. Так же гонцу было поручено «наиглавнейше настаивать об унятии казаков от набегов».
В своей грамоте к Российскому Государю Магомед-Гирей писал: «уймите своих Донских казаков от набегов на Турцию и Крым! Какая может быть между нами дружба, когда я позволяю своим татарам в равной степени разорять ваши границы? Мне известно, что казаки вам повинуются. Поэтому, если хоть одно казачье судно появится у крымских берегов, то  нарушение мира и согласия произойдет с вашей стороны».
По этому поводу от  Российского двора в Крым были отправлены посланники Жеребцов и Титов для уверения хана в дружеских расположениях Государя. В результате переговоров о Донских казаках всё осталось как прежде: «без всяких последствий».
В следующем году переговоры о набегах Донских казаков на Крым были возобновлены со стороны татар уже с послами Жуковым и Пашиным: крымцы, с жарким настоятельством, требовали прекратить набеги казаков. Но и эти диалоги, как и прежние, не имели  решительного действия.

27. Опустошение крымских и анатолийских берегов.
Хотя крымцы на словах и грозили уничтожить все казачьи поселения, однако на деле поступили «крайне нерасчетливо». Они думали, что если пошлют войско в пять тысяч человек на Дон, то испугают казаков: в феврале 1657 года, собрав из Крыма, Тамани и других мест всех своих воинов татары подошли к Черкаскому городку. Но, простояв там больше месяца, вернулись к Азову без всякого успеха.
Но как только наступила весна, Донцы, под предводительством молодого атамана Корнилия Яковлева, показав явное пренебрежение к своим врагам, прошли по Дону на тридцати трёх стругах мимо Азова и направились к крымским берегам. Войско насчитывало 2000 казаков; в Черкаском же городке Донцы оставили «значительный гарнизон».
Высадившись недалеко от города Козлова,  казаки разграбили и выжгли десять деревень, взяли в плен 600 человек и освободили 200 российских пленников и с богатою добычей вернулись на Дон.
А в это время, по общему желанию Малороссийских казаков, на место умершего гетмана Богдана Хмельницкого, «был возведён» Иван Выговский.
Честолюбец этот, пишет Сухоруков, нарушил клятву Российскому Государю и вступил в подданство со всем Малороссийским и Запорожским войском польскому королю. (Уж который раз они это делали: и Российскому Государю клялись, и татарам клялись, и туркам – теперь, вот, полякам. Прим. моё)
Так вот, новый гетман просил помощи у крымского хана для отражения российских войск и для наказания непослушных ему казаков. Российский Государь, получив об этом подробные сведения, приказал Донцам: «коль скоро узнаете о выступлении крымских войск против оставшихся верных мне малороссийских казаков или на российские украины – сразу же, морем, нести на Тавриду ужас и смерть». 
Эта грамота была послана 3 июня 1659 года. Но Донские казаки, ещё до получения оной, узнав о выступлении крымских войск в Малороссию для соединения с гетманом Выговским, отправили в море 2000 казаков на 30 стругах под предводительством атамана Корнилия Яковлева.
Между тем, крымцы уже соединились с Выговским и опустошали приграничные области  России: «я приказал вам, писал Российский Государь на Дон, чтобы вы, при первой вести о походе татар, стремились на разорение крымских владений: ныне крымский хан с изменником Выговским не думают о прекращении войны! Немедлите опустошить области хана!»
Донцы, ворвавшись в крымские пределы, "распространили ужас": всё, что им попадалось между Керчью, Кафой и Балаклавой – жгли и истребляли на своём пути: «несчастных жителей предавали смерти без разбора пола и возраста; взяли с плен 2000 турок и татар, освободили 150 российских пленных». Далее пошли на Тамань, где разорили кочевавшие улусы до самого Темрюка, - выжгли и разграбили все деревни  в округе и направились  к берегам Анадолии: там выходили на берег «для грабежа около Синопа и города Кандры, приблизившись к самому Царьграду на один день езды».
После этого, нагрузив суда "различными добычами", Донцы возвратились в Черкаский городок.
С этим известием в Москву был направлен атаман Осип Петров. Государь, похвалив службу казаков, щедро одарил храброго атамана и велел послать на Дон большое жалование: 3000 рублей денег (для сравнения: от 13 до 60 рублей на Дону в то время стоил пленный бусурманин, в зависимости от пола и возраста) , 3000 четвертей муки, 100 поставов сукон гамбургских, 200 пудов пороха и 100 пудов свинца.
(продолжение следует)


Рецензии
Интересная хроника, но это период после смуты в России. О казаках не много документов. Какими пользовались?
В царствование Алексея Михайловича отношения власти с казачеством наладились. Интересно было бы почитать об отношении власти к казачеству до смуты. Совершенно очевидно, что массовые территориальные приобретения России начались именно из-за признания властью казачества. Во время смуты донские казаки воевали в качестве наёмников за русскую власть, хотя большое количество казаков прельстилось обещаниями Лжедмитрия об их признании.

Я читал о каком-то атамане, который освободил в Крыму 7000 рабов и предложил выбрать между возвратом на родину и желанием остаться. Около 3000 пожелавших остаться он приказал зарубить. Этот случай относится к периоду ослабления крымского ханства.

Юрий Лазин   25.06.2015 08:25     Заявить о нарушении
Эта хроника - есть перевод на современный язык великого труда Василия Дмитриевича Сухорукова "Историческое описание Земли Войска Донского": http://www.runivers.ru/lib/book7758/

Владимир Исаев 2   25.06.2015 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.