Рим по памяти. ч. 6

  А вот ещё один храм Рима, который никак нельзя обойти вниманием

  Пантеон — удивительный памятник древнеримской архитектуры дошедший до наших дней.  Храм всех богов. Языческих божеств. Божеств природы и земли. Переступив порог Пантеона, чувствуешь, что перенёсся во времени на две тысячи лет назад. Здесь легко представить себе языческие богослужения, сопровождающиеся жертвоприношениями. В храме проводились службы во имя семи наиболее почитаемых римских богов: Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна. В античности под отверстием в куполе Пантеона был установлен церемониальный алтарь, на котором сжигали жертвенных животных.

  Свое название Пантеон получил из-за обилия статуй богов, первоначально помещавшихся внутри него. Однако в 609 году он указом папы римского был превращен в христианскую церковь и окрещен именем Богоматери Мучеников. Это позволило Пантеону уцелеть от разрушений, которые постигли многие античные храмы и сохранить , практически , первозданный вид.
 
  Мы с дочерью побывали в Пантеоне и днём, и вечером.При разном освещении его интерьер и выглядит по-разному...Днём в свете из отверстия в куполе  и проникающем через большие входные двери, он кажется необъятным, лёгким, наполненным светящимся воздухом. Вечером при  загадочном золотистом освещении с подсветками  рядов кессонов, ниш, захоронений, алтаря, храм кажется уходящим куполом в небо, магически-таинственным...

   Вход в Пантеон бесплатный. И с утра до закрытия его в храме толпятся  туристические группы, экскурсии...
Аккустика великолепная,повсюду  хорошо слышны ,сопровождающие экскурсии, рассказы гидов
   Слушаешь и проникаешься ощущением "всеохватности во времени",  жизни  Пантеона, почти в 2000 лет длиной.   Историей его...

    А история его гласит, что самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана  Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом  фундаменте император Адриан в 125 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство соорудил это». Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска — великий римский архитектор и фаворит императора Траяна.

    Сохраниться до начала Эпохи Возрождения в практически нетронутом виде Пантеону удалось благодаря императору Фоке, который в 608 году даровал здание папе Бонифацию IV. Тот незамедлительно перепосвятил храм всех богов Мадонне и всем мученикам, перевезя сюда из катакомб 28 телег с останками первых христиан.

   С тех пор, как  Пантеон стал католическим «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда», предметы, связанные с языческим культом,уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых.

   В  14-16 веках, здание использовалось в качестве оборонительного сооружения. Лишь в эпоху Ренессанса Пантеону был возвращен былой блеск. Реставрацией храма руководил Рафаэль. Он оставил распоряжение похоронить себя в Пантеоне.

     Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду. Вплоть до конца 19 века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием  собора Святого Петра.

    В Пантеоне нет окон. Единственный источник света — 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и, проникающий через него свет, не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба.Было даже высказано предположение одного итальянского учёного,что Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов.
    Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.

    Купол покрывают двадцать восемь рядов кессонов с пятью кессонами в каждом ряду. Полагают, что это замысловатое сочетание чисел (которое было непросто реализовать) имело в античности символическое значение. Вероятно, каждый кессон был украшен в древности бронзовым орнаментом. Помимо своей декоративной функции кессоны имеют также конструктивное назначение – они снижают вес купола.
    Купол римского Пантеона создан из бетона с заполнением кирпичным щебнем и пемзой; верхняя часть купола состоит из пемзобетона. Он до сих пор является самой большой конструкцией из бетона.
    Стены храма отделаны мрамором. В них сделаны ниши в которых стояли статуи античных богов.Пол вымощен мраморными плитами в центре устроены стоки для воды, которая во время дождя попадает в храм через световое отверстие в куполе.

    Посетителям, туристам  предлагаются легенды, связанные с Пантеоном, дошедшие до наших дней.  Достоверность их никем не подтверждена,но...потому и легенды.

    Так рассказывается  легенда о  строительстве уникального для того времени купола храма....При восстановлении храма никто до конца не понимал, как возможно возвести крышу над столь огромной конструкцией...Для этого изнутри здание заполнили землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены  и  соорудили крышу, император Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе – очень скоро внутри храма было пусто и чисто...Легенда, но как не поверить!
    И ещё. Многие верующие до сих пор уверены, что «око Пантеона» – не что иное, как отверстие, которое пробила нечистая сила вылетая из языческого храма во время первой христианской мессы...
    И до сих пор есть мнение, что увидев кессоны под куполом, Николай Коперник наконец рассчитал параметры гелиоцентрической системы мира...Красивая легенда!
А может и правда?

   Надо сказать,что в настоящее время Пантеон все еще используется как церковь и здесь служат мессы по случаю больших праздников. В храме помещается 2000 человек.

   А ещё  Римский Пантеон - национальный мавзолей.
В Римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как, живописцы Перуцци, Рафаэль Санти и др. А также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита.
   Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне стал  Рафаэль- по его завещанию. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».Около захоронения Рафаэля всегда можно увидеть живые цветы.

   Ощущения от пребывания в Пантеоне одни из самых ярких за время пребывания в Риме. Этот храм, практически лишенный налета религии, как способа подавления и власти над верующими, удивляет... Светлый, просторный, свободный.Люди проходят по кругу его, рассматривая ниши с захоронениями, вчитываясь в известные имена на латинице... Или сидят на длинных полукруглых скамьях перед алтарём,закинув голову, рассматривают удивительный купол  с его "Оком" ...

    Перед Пантеоном находится маленькая piazza della Rotonda.( площадь Ротонда) В центре площади фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском, привезённым в Рим Домицианом.  Перед Пантеоном обелиск появился в 1711 году по указу папы Клемента XI.  Фонтан с четырёх сторон украшен большими масками, дельфинами и гербами.

    Когда на Рим опускаются сумерки,  Пантеон и фонтан вместе с обелиском на небольшой уютной площади по-театральному  таинственно подсвечиваются жёлтым светом фонарей.Из храма выходят последние посетители.Огромные ворота в храм закрываются, свет, падавший через них из Пантеона на площадь, гаснет.
    Но на площади по-прежнему людно.По периметру его ещё долго светятся и гудят весёлыми голосами, маленькие открытые кафе...

   
фото автора

   


Рецензии
Наташенька! С огромным интересом прочитала о вашей прогулке по истрическим местам Рима.
Замечательная получилась экскурсия. Я не была в Риме, но у меня много видиозаписей, которые сделала моя дочь, побывав дважды в Италии(на севере и юге этой страны)и, конечно, в Риме. В свой третий заезд она хочет посетить Сицилию. А я наслаждаюсь её фото и видио материалами.
Благодарю тебя за великолепную прогулку по Риму. Замечательное произведение-путеводитель по вечному городу!
Обнимаю тебя, Надежда.

Нануля   26.04.2015 01:35     Заявить о нарушении
Наденька, экскурсия ещё не завершилась, будет продолжение, заходи...Я тоже несколько раз бывала в Италии, но Рим оставил самое сильное впечатление.
Обнимаю.
Наташа.

Натали Наумова 2   26.04.2015 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.