На работе мы проводим... Эпизод 5-й. Без названия

Рассказ этот оставлю пока без названия. Хотелось бы  что-нибудь эпическое, в духе того времени, да что-то не получается. А время, действительно, было необыкновенное, банальностей не терпело. Перестройка закончилась. И закончилась, к сожалению, так как заканчивались любые благие начинания в нашей стране. Начальство, окончательно убедилось, что ничего путного «с этим народом » построить не удастся,  и потому решило, что « хватит!». То есть хватит тратить попусту свои драгоценные силы и здоровье, и заняться, наконец,  главным делом, тем,  что оно (начальство) умело  лучше всего, а именно: делить и распределять. А чтобы не мелочиться решили на этот раз поделить … страну. И начался «парад суверенитетов». О «диктатуре центра», обирающего до нитки  население страны ради собственных благ и привилегий, заговорили повсюду: от Верховных Советов Союзных Республик, до последнего забулдыги-председателя, не пропившего пока,  разве что колхозную печать.  А единственно возможное  решение всех проблем разом  видели только лишь в «незалежности», «самостийности», «отделении  от центра»,  экономической и политической самостоятельности сначала союзных республик, ну, а там, чем черт не шутит, глядишь, со временем и в каком-нибудь «Дунилове» своим собственным президентом обзаведёмся. Отмашку наверху дали: «Берите суверенитета столько, сколько хотите. Столько -  сколько  сможете переварить». Так почему бы и  не попытаться!
Падали ниц  кумиры, изменялась шкала  духовных и материальных ценностей. Некогда могучая держава распадалась на отдельные лоскуты. А такие понятия как «производственный план», «производственная кооперация», «договорные обязательства» вызывали  в лучшем случае улыбку, да некое кручение пальца у виска. Какой может быть план, когда Госплан упразднили? А договорные обязательства на то и договорные, чтобы договариваться.
Всему приходилось учиться заново.  Разговаривать с людьми и то приходилось по-другому. Кавалерийские атаки с шашкой наголо и запугивание провинившегося поставщика всевозможными  Конторами от Комитета Народного Контроля  и  Прокуратуры до  ЦК КПСС, больше не проходили. Прежде всего, нужно было понять, что и «на том конце провода» находятся люди, которые как и ты оказались в сложном, мягко говоря, положении. Из когда-то единого народнохозяйственного механизма выпали сначала Прибалтика, затем Украина и Казахстан. Вот и приходилось вертеться в суверенной России, да так, что и вспоминать неохота.
Но в тот раз был я всё-таки у себя в России, ехал в город Саранск, на завод «Центролит». Прежде, о существовании такого предприятия, знал лишь из железнодорожных накладных: вот ещё один вагон пришёл, который надо где-то разгрузить, как-то разместить.
А тут, как отрезало. И самое главное – молчание.  Через третьи руки узнал, что братская Украина прекратила им поставки чугуна и лить-то, им просто стало не из чего. А у меня на этих отливках два конвейера сидят: родной АЗЛК и Горьковский автозавод с «Волгой».  Вырисовывалась явная остановка производства. Или, как я тогда любил говорить: «Реальная возможность посадить играть в домино двадцать восемь тысяч человек, причём одновременно». Именно столько человек тогда работало в ПО «Москвич». А тут и ПО ГАЗ можно было зацепить. Так что -  считайте сами.
Не мудрствуя лукаво, и, понимая, что с одной шашкой наголо ехать глупо, я насобирал по заводу   бракованных отливок, где только мог. Получилось в аккурат на два « КамАЗа», тонн пятнадцать, не менее. Мыслил я, в общем-то, правильно. 15 тонн чугуна – это 15 тонн отливок, а мне больше и надо, как раз дефицит закрыть. Но арифметика, к сожалению, вышла другая.
Завод представлял собой весьма странное зрелище. Огромные, серого бетона, корпуса, огромное здание заводоуправления… и тишина вокруг такая, словно все рабочие и служащие разом ушли в отпуск, или съехали отсюда по неизвестным причинам. Даже вороны куда-то пропали. Свет, а, стало быть, и жизнь, теплилась в нескольких кабинетах. Из руководства на заводе был лишь директор по производству. К нему-то я и направился.
Должен признаться, что работа в ПО «Москвич» приучила меня к некоторой наглости. Я понимал, какие силы за мной стояли, какие связи при необходимости могли быть задействованы. Жизнь научила, что с Москвой лучше не связываться. А тут, подумаешь, «Центролит» какой-то? Да я его сейчас… С такими  мыслями я  и зашёл.
Директора по производству я встречался и раньше, но всё как-то мельком, на ходу. Это был довольно молодой ещё человек, невысокого роста, но энергия била через край – на месте ему не сиделось. К стыду своему начал я всё же с кавалерийской атаки: да как Вы могли, да мы…, да Вы…  Да если сейчас немедленно, я не получу свои заготовки, то завтра я остановлю ГАЗ, послезавтра АЗЛК, а через три дня всю автомобильную промышленность бывшего Советского Союза. Стыдно сейчас, но ничего не поделаешь. Выслушав меня, он на удивление спокойном голосом произнёс:
-Всё. Высказал. А теперь иди вон туда и садись.
И он показал рукой на стол для совещаний, заваленный какими-то бумагами и чертежами. За этим столом сидел какой-то незнакомый мне человек, и что-то сосредоточенно писал в тетради. На нашу перебранку он даже не обратил внимания.
-Это твой коллега с ГАЗА. Тоже приехал шашкой махать. Теперь сидит, думает – пояснил мне хозяин кабинета. И далее продолжил:
-Ты думаешь, что сейчас кому-то нужна автомобильная промышленность? Вот когда народ с вилами на улицу выйдет, может и вспомнят. А пока – нет. Никому кроме нас с Вами она не нужна. Когда с меня запорожцы за чугун доллары запросили, куда я только не обращался, кому только не писал. Ответ один: «Сейчас – рынок. Выживайте сами». А с рабочими что делать, спрашиваю? «Пусть малый бизнес развивают», - вот и весь ответ. Так что, парень  ЛИБО  МЫ  ВСЕ  ВМЕСТЕ  ВЫЖИВАТЬ  БУДЕМ, либо перетонем поодиночке. Другого выхода нет. Заботиться о нас больше некому. Давай вот, садись рядом с коллегой, и будем думать, как нам из всего этого выбраться.
Он махнул рукой куда-то за окно.
-Здесь же всё на массовое производство строилось, а теперь всё переделывать придется, на мелкие партии. Что тебя, прежде всего, интересует? Сколько на запасах продержишься? Если  уже нет  ничего, будем помощи просить, на том же ГАЗе,  например. Чтобы их самих не остановить, часом. А чугун мы ищем. И найдем, поверь мне.
-Я Вам чугун привёз. Примите?
-Конечно, приму. Сейчас снабженцам позвоню, они тебя и разгрузят, и документы все оформят. А сколько привёз?
-15 тонн.
Он рассмеялся.
-Мне, чтобы только линии по разливу запустить, в бункер нужно 300 тонн засыпать. Иначе они просто с места не сдвинутся. Ну, да ладно. Лиха беда начало.
Лиха беда начало! Вскоре «Центролит» заработал. О вагонах с отливками речи, конечно, и не шло, да оно столько уже и не требовалось. Договорные обязательства они исполняли. При  своевременной оплате за продукцию, разумеется. А, вскоре, включились и в подготовку производства новых изделий. И вполне успешно конкурировали.


Рецензии