Интонация

   Более всего меня интересовало не то, как строится та или иная фраза, а то с какой подачей она произнесена. Очень сложно объяснить как звучит на слух интонация предложения, какой ритм, какая динамика, какой подтекст сказанных слов, как в песне у Елены Ваенги : «Да не важно, что ты сказал, ведь не важно что, а как».
   О! Эта  интонация! Здесь буквально все: мелодия, громкость, ритм и ударение на определенное слово. Только по интонации речи можно понять, как складываются взаимоотношения между говорящим и слушающим или слушающими людьми. Интонация выражает эмоции говорящего, чтобы воздействовать на эмоции слушающего. Интонация – это манера говорить.
   Очень часто мы не замечаем, как меняем интонацию в зависимости от того, с кем говорим. Только что речь была прерывистой, с нажимом и давящими нотками, а вот стала нежной, скользящей, мурлыкающей и такой волнующе притягательной.
   Меня всегда интересовало то, как складываются взаимоотношения между мужчиной и женщиной.  Я понимаю, что мое ощущение мира и речи окружающих меня людей, строится на моем внутреннем состоянии.  Многие люди, устроенные по другому, могут воспринимать одну и ту же речь совершенно иным образом. Хотя давят на вас речью или с вами нежничают, можно сказать вполне определенно, вне зависимости от внутреннего склада, силы и направленности характера того или иного человека.
   Помните фильм «Девчата»? Когда Анфиса говорит своему начальнику: «А головной убор, между прочим, так не носят», - и потом, ту же фразу произносит Тоська, поправляя  Илье шляпу.  В этих двух эпизодах четко прослеживается то, как одна и та же фраза, сказанная двумя разными женщинами может  по-разному звучать, иметь разные оттенки, разную силу и эффект  по нагрузке на сказанное.  Только по интонации одной фразы мы почувствуем внутренний мир совершенно разных женщин: одну - сильную, женственную, опытную обольстительницу, вторую - по-детски наивную, смешливую, не имеющую опыта в любовных делах.
  Мне очень нравится фильм «Интерны» и главная пара этого фильма: Быков и Кисегач. Очень часто мне кажется, что отношения мужчины и женщины строятся в основном на кричаще давящих фразах и на желании победы в разговоре любой ценой. Не зря именно на такую  пару, с некоторой долей гротеска, сделан акцент. Количество оскорбительных выражений, с которыми обращается Быков к своей любимой женщине, потрясает своим разнообразием. Особенно меня потрясла фраза: «Ондатра ты моя ушастая»! Когда я смотрю этот фильм, то в отношениях этой пары я вижу и свои отношения с мужчинами, построенными, в основном, на кричаще режущих словах и фразах. Мне кажется даже, что отношения между мужчиной и женщиной могут строиться только таким образом, что иначе просто не бывает, не встречается в природе.
   Пока не случается подсмотреть другие взаимоотношения. О чем я и хочу вам рассказать.
   В тот день мы с сестрой пошли в бассейн. В раздевалке шкафчики, в которые мы складываем свою одежду, стояли посередине комнаты, выходя своими дверками на ту и на другую сторону комнаты. Обыкновенно мы приходим рано, а тут пришли на пять минут позже своей группы и раздевались тогда, когда другие уже отправились в душ. Нам достались шкафчики в разных местах, и мы раздевались, не видя друг друга. В этот момент в раздевалке находилась еще одна молодая женщина лет тридцати. Ее шкафчик находился в торце комнаты, так, что она, разговаривая, могла тоже нас не видеть, или не придавала значения тому, что ее разговор с мужчиной слышен другим людям.  По тому, какая интонация была у молодой женщины, по тому, какие фразы она  говорила, легко можно было понять, что говорит она со своим мужчиной. Более точно охарактеризовать ее  отношения с этим мужчиной я не могу, так как по разговору я не смогла понять, был ли это муж или гражданский муж, или любимый мужчина.
   Я попробую описать, что меня так потрясло и задело в этом разговоре и предположить, что отвечал ее мужчина.
- Ты где сейчас? – Нервно спросил он.
- Я сегодня решила сходить в бассейн. Я в бассейне. – Ответила она. – Мне же нужно куда-то ходить и я решила поплавать.
 Интонация, с которой она говорила, была немного напряженной, но в общем, спокойно обволакивающей. Просто чувствовалось в воздухе, что он начал нервно, потому как уверенно и плавно прозвучал ее голос ему в ответ. Начни мой мужчина со мной так свою беседу, я бы уже взорвалась, я бы уже рвала и метала, я бы его в клочья разнесла, а она отвечала без раздражения, и совершенно не поддаваясь на его провокацию. Она отвечала так, как внушала бы маленькому ребенку: «Я сегодня пошла в бассейн. Я не хочу все время сидеть дома одна. Бассейн нужен для моего здоровья». В этих словах не было ни доли напряга, ни грамма обиды. В этих словах было желание любезно объяснить человеку, что бассейн – это не какое-то там злачное и вредное место, что в бассейн ходить нужно.
  И почему я так легко завожусь и фраза: «Где ты сейчас»? - Сказанная нервным тоном, способна так сильно развести меня на желание накричать в ответ. А женщина отвечала с такой достойной похвалы интонацией, что я внутренне рукоплескала ей и с особым интересом прислушалась к дальнейшему разговору. Увы, я досконально не помню всех фраз и очень жалею об этом. Я помню только, что он, видимо начал упрекать ее в том, что она одна ушла в бассейн, что время позднее, что ему непонятно, что она делает, находясь рядом с почти голыми мужиками.  Я только могу догадываться, что говорил он ей именно об этом, что вновь и вновь находил оскорбительные слова и унижающие ее достоинство выражения.
  Она не изменила своей интонации. В ее ответах не появилась ни доля горечи, ни капля нервов, ни толика слез. Ничего! Так как будто он старался впустую.
- Дорогой, ты же должен понимать, как важно ходить в бассейн. – Мягко и спокойно повторила она.
И я кожей почувствовала, как там бесится ее «дорогой». Как его глубоко задевает это ее спокойствие. Как его разносит на нервные всплески. И как уравновешенна она в своих ответах.
- Дорогой, ну что ты опять истеришь? Успокойся. У меня все нормально. Я скоро приду, тебе совсем не о чем волноваться.
Было понятно, что он там, на другом конце провода, взвинчен до предела, что он уже орет ей в трубку со словами «Ондатра ушастая»!
А она совершенно спокойно, не поддаваясь на его взвинченный тон и оскорбления, уверенно отвечает:
- Кончай там истерить. Я скоро приду.
И в этих словах я опять слышу нежное, олимпийское спокойствие.
 То, что женщина так умеет держать удар, ни на йоту не свернув в сторону раздражения и обиды, потрясает меня до глубины души. 
Как? Как, скажите, она так может?         
Как должен быть устроен внутренний мир женщины, чтобы было такое самообладание? Чтобы не кричать и не истерить в ответ?
- Ты придешь, и я тебя накажу! – Так я догадываюсь, крикнул ей он, потому, что дальше я услышала ее ответ:
- Хорошо, дорогой, я приду домой, и ты меня накажешь.
Ее голос не дрогнул, не исказился, не подернулся плачем. Ее голос остался уверенно спокойным, плавным и нежным. Ее голос не изменил своей интонации!
   Я в этот момент уже откровенно восхищалась этой женщиной, ее искусством вести диалог  с мужчиной и выиграть в нелегкой битве за право превосходства в отношениях. Я понимала, что подслушала очень интересную беседу для меня, для нового взгляда и осмысления возможного поведения с мужчинами.
  Тут из-за ряда шкафов вышла моя сестра. Ее взгляд был восторженно удивленным.
- Ты слышала? Слышала, как она его? Ты слышала, КАК ОНА ЭТО СКАЗАЛА? Приду домой и накажешь! Учиться у нее надо! Вот так и нужно вести себя с этими мужиками!


Рецензии