Аве, Верона, - ангел войны и любви

      
...Кто ж не мечтал хоть раз да побывать в «своей» Вероне?

Найти ту улочку, тот дворик и балкон,

С которого любимая Джульетта

Сдувала с пальчиков, как лепесточки роз...

Свой поцелуй тебе, влюблённому Ромео?...

Марие, давно не спалось в дому деревянном. Подходила, как тень, к окну и с тоской  глядела в темноту. Глаза слезились и боль воспоминаний теснила грудь.

- Нет! я не одинока, прошедшее всегда со мною. И ты, дорогой мой человек, - шептали её губы.

Ей было восемнадцать лет, когда она полюбила. И с того мгновения вся её сущность заключалась в нём, в мыслях о нём, в мечтах о нём. Она ни на что не претендовала, она просто любила его с того мгновения, как увидела полурастерзанное осколками тело и затухающие синие глаза. Она тащила его по чужой земле под зловещим дождём пуль и грохот орудийных раскатов. Он был без сознания. А у неё лились слёзы, и она чувствовала себя частью его, этого двадцатилетнего политрука, как узнала потом из его залитых кровью документов.

Мария долго смотрела в темноту окна.

А далеко за Доном, где живёт Мария, в Забайкалье жил Илья Архипович Бирюков. Это тот, который израненный на поле боя, глядел прощально в голубое небо в незабываемом мае 1945 на Одере.

Но Жизнь не покинула его... Он теперь, как и Мария, стоял у окна. И боль воспоминаний теснила его грудь. Память вернула в тот бой, в тот пламень. И в том окне, как на экране, как всегда в бессонные ночи, видит он своего  ангела спасителя. Она, ангел, припав к его груди, и слушая, бьётся ли ещё сердце, сказала: - Потерпи, миленький. - И это всё, что он помнил. Когда привели его в сознание в полевом лазарете, он спросил:

- Где я? У немцев?

Мысленно Илья Архипович воспроизвёл разговор с одной из седовласых женщин в белом с кровавыми пятнами халате.

- Нет, лейтенант, ты у своих. Вытащила тебя с поля боя наша санитарка.

- Я могу увидеть её? – прошептали его бескровные губы.

- Нет, политрук, не можешь. Она вновь волокёт чьё-то истерзанное тело. Такая у наших сестёр-милосердия служба.

И когда его уже на носилках впихнули в переполненный такими же как он ранеными машину, он спросил:

- А как я найду мою спасительницу?

Седая женщина, начальник полевого лазарета, сказала:

- Запомни, сынок, эту девочку, спасшую тебя, зовут Мария Алексеевна Верона. 


Победу он встретил на госпитальной койке. Долгие месяцы в госпитале. А когда он приехал в 46-м в родное Забайкалье, жизнь закрутилась так, что следы Марии затерялись на долгие годы...

...Когда ему по жизни было особенно тяжко, он представлял свою спасительницу, и его глаза - эти две бестелесные руки, которыми душа ощущает находящееся на расстоянии, тянулись к ней, его ангелу-спасителю, который, словно она, Мария, говорила ему: - Илюшенька, любимый!

А любимая или любимый - это тот человек, которого никогда ты не забудешь, будешь до конца своей жизни просыпаться и засыпать с мыслью, с именем его на устах. Всё остальное, блекнет перед этим чувством ЛЮБВИ!

...От этих «свиданий» с Марией у Ильи Архиповича ныло сердце. Её волнующий образ кружил ему голову... Он закуривал и мысленно разговаривал с нею. Ох, как же хотелось Илье схватить в охапку свою хрупкую женщину с бездонными глазищами, как он себе представлял Марию, и по-есененски унести в копны свежие, в сиреневую даль, в цветущее Забайкалье!

- Верона, Верона, Верона, - вошло в сердце как наваждение. - Это же в Италии!
Мысль о Вероне в Италии вошла в него, как имя Мария. Он перечитал много раз «Ромео и Джульета», ещё будучи молодым. А к шестидесяти годам он почувствовал, что пока не побудет в итальянской Вероне, не успокоится. Так его тянуло туда. И он с тургруппой вылетел в Италию.

Великолепный город встретил Илью Архиповича приветливо. Площадь у древнего веронского коллизея ошеломляла величием множества туристов. Отсюда уходили людские потоки в узкие улочки, а потом сливались у «Дворика Джульеты».  Втиснувшись во дворик, Илья Архипович, прижавшись к стенке увешанной бесчисленным множеством замков и замочков любви, не сводил глаз с балкона, с которого когда-то юная Джульетта любовалась своим Ромео. Вдруг он услышал:
 
- Илюшенька!

К нему протиснулась седовласая женщина и спросила:

- Вы Бирюков Илья?..

Они молча преодолевали то, чего жаждали столько лет и страшились спугнуть видение наяву.

- А Вы – Мария! – Я искал вас все эти годы. - А я ждала.

P.S.  Джульетта благословила Марию Верону с Ильёй. Теперь ничто их не разлучит.


Рецензии
У меня тоже есть свой балкон. Нельзя мне было детей с моим ранним диабетом рожать. И в самом деле первые поздние роды и крупный малыш - пять двести весом. И обессилела за сутки. Стало все все равно. А Кесарево почему то не сделали. Пересмена. И подходит ко мне ОНА. И находит слова и словами будит во мне силы жизни. И вот все разрешилось, но малыш задохнулся. ОНА его оживляет. Поздравляет, обнимает. Обтирает мое мокрое тело. Долго сидит у моей кровати за полночь и слушает мое дыхание. И только утром я понимаю, что частичная отслойка сетчатки. Я плохо вижу. И ОНА говорит, что все восстановится. Я и верю. И у всех спрашиваю имя. Марущенко Вера Игнатьевна. И я повторяю, как в бреду. Чтобы не забыть. А потом выписка и ей отдельный подарок. Стоит и улыбается. Маленького росточка. Свет. И молюсь и вспоминаю. И знаю, что один человек может сделать для другого. А сын меня оберегает. Потом и дочь родилась. Но там все было хорошо. Маленькая была.
Заплакала. И еще знаю одну историю. Мать идет из под Сталинграда с новорожденной девочкой на руках. Муж ушел на войну и погиб. У неё - призрак голодной смерти в чужих краях. Она идет домой на оккупированную территорию, проходит через линию фронта.
И там - бомбежка. И взрывной волной относит малышку куда-то. И мать пашет просто поле. На четвереньках ползает и трогает каждый бугорок. И через несколько часов откапывает. И малышка не задохнулась чудом. Земля рыхлая воздух пропускала. А у неё бедной молоко пропало. И она в осколок снаряда собрала сок березы и тем поила два дня, а потом пришла домой. К своей матери. Это история Валентины Зелениной. Я когда слышала - сердце сворачивалось от сострадания.
И рассказ в ответ на простой вопрос, как она терпит капризы престарелой своей матери. Почему не приструнит её.

Житейские истории. Правда жизни. Иногда она так горчит.

Спасибо.Будьте здоровы

Валентина Телухова   13.02.2019 03:07     Заявить о нарушении
Валентина, благодарю за внимание к "Аве, Верона!".

К сожалению моему, Вы ничего не говорите о самом произведении.

По содержанию вашего "отзыва" можно написать два рассказа. А, может быть, и больше. Сюжеты ваших воспоминаний впечатляют. И рассказчица Вы самобытная. Об этом я Вам писал и ранее.

С добрыми Вам пожеланиями.

Михаил Ханджей   13.02.2019 15:14   Заявить о нарушении
Да вот это и есть причина, по которой я с опаской хожу к вам на страницу. Отзывается душа вот именно своим пережитым и не всегда самым светлым, хотя и светлым - тоже. Пишите просто замечательно. Только все эротическое отталкивает. Не читаю. Ни у кого. И где грань между развращением и просвещением? Может быть и напрасно. Но мне кажется, что это непристойно. Так что простите за прямоту.

Будьте здоровы.

Валентина Телухова   14.02.2019 03:44   Заявить о нарушении
Валентина Ивановна,ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Вы пишите о грани меж понятиями "развращение" и "просвещение", исходя из своих соображений. Тогда скажите мне к какому разряду отнести мои этнографические этюды? А моя небольшая статья "Мои рассуждения о вере в Единого Бога" это "развращение" или "просвещение"?

Вам не стоит с опаской заходить на мою страницу. Там никакой похабщины т.е.срамных, постыдных слов, сквернословия нет, что по определентю В.И. Даля нормально.

С добрыми Вам пожеланиями.

Михаил Ханджей   14.02.2019 09:33   Заявить о нарушении
Вот уж действительно. В самом произведении столько чистоты. И оно жаждет понимания на уровне созвучия. Вот почему рождаются воспоминания. Просыпаются уголочки памяти. И это не сюжеты моих рассказов - это моя жизнь.
А я ведь читала уже и отклик оставила. А Вы меня второй раз послали к этому рассказу. И второй раз он также хорош, как и первый. Трогательный очень. Почему-то вспомнила мамину сестру - Варвару. Она в Сталинграде выносила раненых. И через тридцать лет они собрались на встрече ветеранов, подошли к ней и подняли на руки.А она уже грузная была. От тоненькой девочки мало что осталось. Двоих детей родила. Мы были у неё в гостях с мамой. В Омске. А мама давно с ней не виделась. А мама - воспитанная очень и деликатная такая и она во время обеда все время почтительно говорила о муже Варвары словами "Покойный Василий". Варвара вздрагивала от этих слов. Когда моя мамочка третий раз назвала мужа Варвары покойным, она сказала, что звучит, как музыка, но он спился и она его выгнала. А ведь любовь была с детских лет. И он войну прошел и она. В окружении мужском. А вернулась к нему и сохранила чистоту для него. И счастливо жили. Но до чего может дойти супружеская любовь? И не говорите, что можно рассказ написать. Может быть и напишу когда-нибудь. Но тогда я чуть под стол от смеха не полезла. Мне было смешно. А теперь - не смешно. Сорок лет прожила в браке. И чем дальше - тем сильнее любила. Просто срослась с ним. И как можно ПОСЛЕ двадцати пяти лет совместной жизни расстаться. Непостижимо для меня это. Вот точно - странная.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   18.07.2019 04:18   Заявить о нарушении
Простите меня, грешника, за просьбу прочесть миниатюру "Аве, Верона, - ангел войны и любви" вторично.

Валентина Ивановна, я не заставляю Вас писать рассказы. А, как собрат по перу, подсказываю как лучше донести в виде художественного произведения ваши воспоминания до читателя. Если Вам это видится посягательством на вашу самостоятельность в изложении материала в форме рассказчицы "с пятого на десятое", то ради Бога извините меня.

С добрыми Вам пожеланиями.

Михаил Ханджей   18.07.2019 07:28   Заявить о нарушении
Смеюсь.Да уж верно.Вот эти обрывочки на рассказы мало похожи. А за "с пятого на десятое" - щелбана в лоб. Хотя ведь по сути - верно. Но рассказы версия полная. Ладно. Не буду больше. С пятого на десятое. Ну и ну! Ну не терпится. Почему то вспомнила пересказ деток фильма. А он его - тырс, а этот из кустов вышел и на-на-на! А тот притаился и ждет. А тут офицер подходит - вы кто такие?
Улыбнитесь и не грузитесь, как молодежь говорит.
Будьте здоровы.
Только внутренние побуждения заставляют писать. А со стороны это сделать невозможно.


Валентина Телухова   18.07.2019 09:05   Заявить о нарушении
Молодёж много чего говорит и делает, перенимая чужестранную культуру. Так что пусть "грузятся", а по мне русское выражение, к примеру, "из пустого в порожнее" в тысячикрат понятнее всякой забугорной языковой недотёпанности.

Валентина Ивановна, желаю Вам самого доброго.

Михаил Ханджей   18.07.2019 13:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.