Тайна запертой комнаты
Предновогодняя суета была в самом разгаре. Алина сбилась с ног в поисках подарков. На дорогие покупки было жаль денег, а дешевых подарков в магазинах она не нашла. Измотавшись за целый день в поисках чего-нибудь оригинального, но не дорогого, она решила ехать домой. В метро идти не хотелось, поэтому Алина с Невского проспекта свернула на Садовую улицу, чтобы на Сенной площади сесть на маршрутку и доехать до самого дома.
Почти подойдя к Сенной площади, в глубине арки Алина увидела на двери полуподвального помещения вывеску «Скупка». Немного подумав, решила зайти, несмотря на усталость.
Небольшое помещение было освещено тусклым электрическим светом. Здесь было чуть светлее, чем на улице, где уже смеркалось. Посмотрев по сторонам, Алина увидела старую сломанную мебель, сваленную в углу. Из-за ветхости мебели девушка даже не могла определить, к какой эпохе можно отнести эту рухлядь. На стенах висели картины в рамах и без рам. Подойдя поближе к витрине, Алина стала рассматривать старые, давно уже вышедшие из моды бусы, брошки, позеленевшие от времени столовые приборы.
Она уже собиралась уходить, но ее взгляд «зацепился» за одиноко висевшую на стене маску. Рядом дремал продавец пенсионного возраста, хорошо понимавший, что почти каждый, кто заглянет сюда, уйдет ни с чем. Те, что богаче, пойдут в антикварный магазин, а у кого со звонкой монетой есть проблемы, придут сюда разве что из-за праздного любопытства. Разве кому-то нужна энциклопедия пятидесятых годов или вышитая бисером дамская сумочка, с которой когда-то выезжала в свет петербургская красавица? Вещи, что приносят сюда, более старые, чем их обладатели. Вот на днях старушка принесла маску, сжалился над ней, дал денег, пусть отпразднует Новый год. А кто купит эту маску? Может быть, эта длинноногая девица? Что-то уж очень пристально она ее рассматривает.
Подумав немного, встать или сидеть, старик решил все-таки встать. Кряхтя, он поднялся и заговорил вкрадчивым голосом:
- Что, милая, нравится? Настоящая африканская маска.
- Неужели?
- Голубушка, что же я, старый человек, тебя буду обманывать? К тому же мне все равно, купите вы или нет. Я ведь просто продавец.
- Скажите, почему вы утверждаете, что это настоящая африканская маска? – с неподдельным интересом спросила Алина.
- Господи ты, Боже мой, - уже с раздражением в голосе заговорил он. – Да бабка одна ее принесла. Сказала, что это подарок мужа.
- Ну и что с того?
- А то, что муж ее из Африки эту маску привез. Что я с вами говорю? Не хотите, не берите.
Алина подумала о том, что какая ей разница, африканская эта маска или нет, для подарка племяннице на новогодний школьный карнавал любая сойдет. Тем более, что стоит она сущие пустяки.
Рассчитавшись с продавцом, Алина положила маску в сумку. Выйдя на свежий воздух из душного помещения, невольно остановилась рядом с молодой парой. Девушка что-то говорила парню. Тому это явно не нравилось, но он помалкивал. « И что я на них смотрю? Милые бранятся, только тешатся, - пронеслось в голове у Алины. - Загляну лучше в соседний магазин».
Войдя в магазин, Алина тут же забыла о молодых, которых она только что видела. Прямо перед собой она увидела картонную коробку с шапками. На самом верху лежала велюровая шляпка «под леопарда» с мехом внутри и на полях. Такую Алину хотела уже давно. Головной убор ей настолько понравился, что, надев шляпку, Алина снимать ее не стала, отдала деньги продавщице и пошла в обновке к своему дому. Проходя под аркой, услышала отзвуки медленных шагов под каменными сводами. У нее сразу появилось чувство, что-то кто-то находится совсем близко и хочет остаться незамеченным. Вдруг у Алины потемнело в глазах, и она упала.
…Несколько голосов о чем-то возбужденно спорили. Алина с трудом пыталась разобрать слова. Открыв глаза, она смутно разглядела машину Скорой помощи, стоявшую в нескольких метрах от нее. Вокруг начинали собираться любопытные прохожие.
- Вам непременно нужно поехать в больницу, где вам сделают рентген. Может быть, у вас сотрясение мозга, - спокойным, даже немного безразличным голосом сказал врач.
При слове «больница» Алина вскочила и заговорила, заикаясь:
- Только не это. Я себя чувствую вполне нормально. Остановка маршрутки в ста метрах. До дома доеду сама.
- Дело ваше, - пожал плечами врач.
Алина плохо помнила, как она добралась до дома, поднялась на третий этаж «хрущевки». Голову ломило со страшной силой. К горлу подкатывала тошнота. Подержав махровое полотенце под краном с холодной водой, она обмотала им голову, приняла болеутоляющее и легла. Спала она или нет, не знает. Наверное, спала, потому что проснулась оттого, что зазвонил мобильник. Дотянулась до сумки, чтобы достать телефон, но все звонки прекратились. Через мгновение Алина уже забыла о телефонном звонке, обнаружив, что маски в сумке нет. Проверила кошелек в кармане сумки. На месте. Опять стала смотреть сумку, хотя это и не требовалось, ведь накануне маска с трудом уместилась в сумке. Блокноты, очки и всякая мелочь, что она беспрестанно носила с собой, все в полной сохранности. А маски не было.
«Что же это такое? – подумала Алина. – Ведь пока я лежала в этой подворотне, меня могли обчистить до нитки, снять норковую шубу, купленную во времена, когда я жила безбедно, золотые украшения. В конце концов, украсть сумку вместе со всем содержимым. Сумка из тесненной кожи с потайными карманчиками, стоила в десятки раз больше, чем эта злополучная маска. Явно, здесь кроется какая-то загадка. Кому могла понадобиться маска? Ведь в магазине никого не было. Никто не видел, как я ее покупала, однако… Что это была за парочка у входа в магазин?»
Дни шли. Но Алине ничего в голову не могло прийти, чтобы ее могло подтолкнуть на путь разгадки тайны, связанной с маской. Ничего, кроме одного – пойти в магазин и спросить адрес и телефон женщины, сдавшей маску.
Она пошла в скупку. Приблизившись к злополучному месту, оглядываясь по сторонам, прошла под аркой, быстрой походкой пересекла двор и спустилась по ступенькам вниз. В магазине, увидев продавца, с облегчением вздохнув, подумала: « Слава Богу, тот же самый».
Продавец, как и в прошлый раз, дремал, прислонившись к стене. На стук захлопнувшейся двери он приоткрыл глаза:
- А, это вы.
- Добрый день. Хорошо, что вы узнали меня, - поздоровалась Алина.
- Еще бы не узнать. Тут такой переполох был. Сразу после вас приходили за этой маской. Потом еще наведывались. Надоели все с этой маской. Знал бы, что так будет, не стал бы брать ее.
- А зачем приходили во второй раз?
- За адресом. Просили адрес бабки, которая сдала маску.
- Вы дали?
- Конечно, нет. Им сказал, что деньги выдал сразу, не стал оформлять квитанцию, поэтому никакого адреса у меня нет.
- А мне дадите адрес?
- Вам? – задумавшись, спросил продавец.
Повисла минутная пауза. Алина выжидающе смотрела на него, не теряя надежды.
- Пожалуй, да. Хотя это противоречит правилам торговли.
Получив заветный адрес с телефоном, Алина выпорхнула из магазина и направилась к загадочной старухе. Проходя по Сенной, купила букетик цветов, чтобы задобрить пожилого человека, понимая, что будет не все так просто. Быстро нашла нужный ей адрес на канале Грибоедова, подошла к двери парадной, потянула ее на себя. Дверь не открывалась. Посмотрев внимательнее, девушка заметила звонок. Позвонила, но за дверью стояла глухая тишина. Позвонив еще раз, Алина в раздумье отошла от двери, лихорадочно соображая, что делать дальше. Она вспомнила, что у нее есть мобильный телефон. Достав его из сумки, девушка позвонила. Долго раздавались длинные гудки. Алина уже отчаялась, как, наконец, услышала глуховатый голос:
- Алло.
Алина, как можно быстрее, изложила суть дела. В ответ – молчание.
- Послушайте, вам не стоит опасаться, - не унималась Алина. - Если ваши окна выходят на канал, подойдите к окну и увидите меня с букетом цветов.
Она отошла к каналу, напряженно вглядываясь в окна до тех пор, пока не заметила, что в окне второго этажа колыхнулась занавеска.
Минут через пять входная дверь приоткрылась. В дверном проеме Алина увидела маленькую сухощавую фигурку. Подбежав к женщине, Алина протянула ей букет цветов:
- Это вам.
- Не нужны мне ваши цветы.
- Не понесу же я их назад.
Только после этих слов женщина приняла букет и сказала:
- Ну, что же, входите.
Алина поднялась по широкой деревянной лестнице на площадку второго этажа, где было только две квартиры. Переступив порог жилища Анны Ивановны, так звали женщину, Алина огляделась. Длинный узкий коридор. Слева - плотно закрытая дверь. В глубине коридора было немного светлее. Свет падал из комнаты. Сюда и проводила Анна Ивановна непрошенную гостью. Пока хозяйка копошилась на кухне. Алина сидела в комнате одна и смотрела по сторонам. Нельзя сказать, что обстановка была бедной, скорее скромной, несмотря на красивые шкафы из красного дерева в стиле модерн начала двадцатого века. Около стены стояла большая кровать. Стены голые, ни картин, но фотографий. Ничего не было такого, на что можно было бы обратить внимание.
Раздумья Алины прервала Анна Ивановна, пригласившая девушку выпить чая на кухне. Проходя на кухню, Алина незаметно толкнула дверь закрытой комнаты. Она не открывалась, видимо была заперта. «Видимо за этой дверью кроется какая-то тайна», - подумала Алина.
- Анна Ивановна, - робко начала Алина, - я пришла к вам, чтобы спросить, нет ли у вас еще маски.
- Помилуйте. Маска была одна. Умирая, муж сказал, чтобы я с ней никогда не расставалась. Но мне пришлось сдать ее в магазин, пенсия маловата. Сдала и пожалела.
- Почему?
- Потеряла я покой. Мне муж, а он был профессором математики, говорил, что это не простая маска.
- Почему не простая маска?
- Потому что это маска-невидимка, - немного усмехнувшись, ответила Анна Ивановна. - Правда, я ее никогда не надевала, поэтому не могу ручаться, что маска обладает именно таким свойством. А вот то, что с ее продажей, я утратила всякий покой, это правда.
- А откуда эта маска у вашего мужа оказалась?
- Из Африки.
- Вы там тоже были?
- Нет. В ту пору, в далекие пятидесятые мы еще и знакомы не были. Тогда у него была другая семья.
- А как он попал в Африку? Ведь тогда в стране был «железный занавес».
- Для кого был, а для моего Николая не был.
Мало-помалу Анна Ивановна разговорилась. Но от этого Алине не стало легче. По-прежнему тайна оставалась за семью печатями. Делать было нечего, надо было уходить. Анна Ивановна стала убирать со стола. Ложка выскользнула из рук и со звоном упала на пол. Старушка наклонилась, чтобы поднять ее, из ворота кофты выпал ключ, висевший на шелковом шнуре. Алина догадалась, что это ключ от самой комнаты, что заперта.
Она поймала себя на мысли, что хочет завладеть ключом. Но как? Даже если представить на мгновение, что ключ у нее в руках, как она проникнет в квартиру? Нужно еще иметь ключ и от входной двери, который, по всей видимости, Анна Ивановна хранит отдельно. Можно привести в негодность замок в парадной, выходя из дома. Но ей эта задача не под силу. Даже если испортить замок, где гарантия того, что попадешь в квартиру? Скорее всего, Анна Ивановна ключи носит с собой, а не кладет под коврик. Алина постаралась прогнать от себя идею о завладении ключами.
Поблагодарив Анну Ивановну за чай, Алина распрощалась с ней и ушла. На улице еще не смеркалось, поэтому она решила обойти дом кругом, надеясь, что это как-то поможет разгадке тайны закрытой комнаты.
Алина пошла к арке дома, закрытой коваными воротами. Казалось, что во двор дома проникнуть невозможно. Подойдя поближе к воротам, Алина увидела, что замка нет. От легкого прикосновения ворота приоткрылись. Проскользнув внутрь и пройдя несколько метров, Алина заметила дверь черного хода. Ее охватило необъяснимое волнение. «Что же это за дверь и куда она ведет?» - задала она себе вопрос. Дверь оказалась не запертой. Осторожно ступая, девушка стала медленно подниматься по лестнице. Все углы были в паутине. Явно, что лестницей давно не пользовались. Поднявшись до самого верха, Алина удивилась тому, что дверей никаких нет. «Что за чертовщина? Если есть лестница, то должны быть и двери. Куда же они подевались?» - промелькнуло в голове Алины. Наверху было темнее, чем внизу, потому что не было окон, а света, проникавшего через входную дверь, было явно недостаточно. Глаза никак не могли привыкнуть к полутьме. Как ни старалась Алина спускаться осторожно, все равно оступилась. Падая, она постаралась опереться о стену и почувствовала под рукой не холодный камень, а гладкую фанеру. «Ах, вот в чем дело. Оказывается, дверной проем заделан простой фанерой», - подумала Алина. С этим она сталкивалась и раньше. В больших петербургских квартирах, состоящих из анфилад комнат, после революции делали «клетушки», заколачивая дверные проемы фанерой и досками.
В задумчивости Алина брела вдоль канала, погрузившись в свои мысли. Вдруг ее взгляд остановился на ярко освещенных окнах почты. В то же мгновение ей в голову пришла совершенно безумная мысль зайти на почту и представившись работником собеса узнать, когда Анна Ивановна получает пенсию. На почте был конец рабочего дня, и Алине без особого труда удалось все узнать. Там стоял такой гвалт, что никто в детали вдаваться не стал.
Дождавшись, когда наступит день получения пенсии, Алина с самого утра направилась к знакомому дому, из которого в скором времени вышла Анна Ивановна. После того, как Анна Ивановна завернула за угол, Алина тут же направилась к черному ходу дома. Освещая путь карманным фонариком, быстро добралась по лестнице черного хода до места, которое ей было нужно. Кухонным топориком отогнула фанеру. Как она и предполагала, под фанерой была трухлявая дверь. Ей не представляло особого труда выломать пару досок, чтобы пролезть внутрь, отдернув ковер, висевший на месте бывшего дверного проема. На ковре висело духовое ружье и всякие ножи. Ничего подобного так близко Алина раньше не видела. Откинув ковер, Алина через щель пролезла внутрь и оказалась в длинной и узкой комнате.
Вероятно, раньше у стены, где висел ковер, стояла кровать, но потом ее вынесли из-за тесноты, ограничившись присутствием в комнате черного кожаного дивана, стоявшим почти впритык к массивному письменному столу, на котором красовалась большая старинная лампа интересной формы. Светильник держал в руках молодой негритенок. Тут же был и бронзовый подсвечник, выполненный в виде ящерицы. «Зачем подсвечник? - подумала Алина. - На случай отключения электричества? Едва ли. Скорее для того, чтобы жечь бумаги. Но какие бумаги могут быть у профессора математики?», - подумала Алина. Ее взгляд медленно скользил по столу. Вот расписной стаканчик, судя по орнаменту африканский, полон ручек и хорошо заточенных карандашей. Внимание Алины привлекло пресс-папье в виде львиной головы. Странно было видеть рядом с ним обычную металлическую банку из-под зубного порошка с канцелярскими скрепками. Тут же лежало большое круглое увеличительное стекло. А под ним - две крошечные фотографии. Алина внимательно всмотрелась в пожелтевшие от времени фотографии. На одной из них рядом с большим деревом, отдаленно напоминающим кактус, был изображен мужчина, играющий с обезьянкой. А на другой был сфотографирован туземец и тот же мужчина, по всей вероятности бывший владелец этого кабинета.
Алина еще раз окинула взглядом комнату и увидела рядом с диваном шкаф со стеклянными дверками. Другая стена была сплошь заставлена книжными стеллажами от пола до потолка.
Девушка бегло оглядела полки. Ничего интересного для нее там не было. На полках стояли тома советской и французской энциклопедий, толстые оксфордские словари, книги по математике и физике, русский учебник по фонетике французского языка, французские учебники по грамматике и английские учебники. Стояло на полках и множество зарубежных книг совершенно разных жанров: от философских книг до простых детективов.
Алина стала размышлять о том, что не из-за книг же она сюда пробиралась. Все равно что-то она должна найти, что поможет ей разгадать тайну маски. А что, если заглянуть в шкаф. Открыв шкаф, она закашлялась от пыли. На верхней полке лежала книга на старославянском языке. Такие книги можно было увидеть только в Публичной библиотеке. Алина увидела и две стеклянные банки. В одной из них находились монеты, русские и иностранные, в другой – нитки и пуговицы. Странным показалось Алине наличие банки с пуговицами в книжном шкафу. Неспроста, видимо, стоит здесь эта банка, закрытая полиэтиленовой крышкой. Алина, не думая ни мгновения, вывалила все содержимое банки. Что-то блеснуло в куче. Оказалось, золотой перстень. Таких массивных перстней Алина никогда не видела. Как не вертела она его в руках, не могла найти отпечатка с пробой. Видимо, вещь не наша. В банке перстень не был единственной золотой вещицей. Тут же Алина увидела и золотую медаль, свидетельствовавшую о том, что профессор окончил школу с золотой медалью. Не случайно, как говорила Анна Ивановна, он учился в МГУ на физическом факультете, там, где была собрана в пятидесятых годах вся элита страны.
От этих находок у Алины на душе не стало легче. Столько усилий. Ради чего? Ради банки со старыми пуговицами, перстнем и медалью? Она продолжила свои поиски.
На нижней полке лежали папки с бумагами, штук тридцать. Убедившись, что там только одни формулы и геометрические рисунки, Алина совсем расстроилась. Однако решила развернуть рулончик, обернутый калькой. Сняв бумагу, ахнула. Да это же пергаментные свитки! Под ними лежала папка с пожелтевшими от времени листами, исписанными красивой французской вязью. Алина подумала: «Надо полагать, что это перевод текстов этих самых свитков». Стала лихорадочно читать. Из прочитанного наспех текста она поняла, что маска имеет магическую силу: приносит успокоение. Теперь ей стало ясно, почему Анна Ивановна потеряла покой и постоянно испытывала какое-то необъяснимое беспокойство.
В тексте также было сказано, что такие маски можно найти в Африке и на островах Океании.
Рисунок В.Б.
Свидетельство о публикации №215041500483