Ещё один не без вести пропавший

 История эта началась осенью 2014 года. Мне написала знакомая журналистка Татьяна Гущина из «Комсомольской правды на Северном Кавказе» с просьбой о помощи. К ним обратились поисковики из группы «Миус-Фронт», ведущие поиск без вести пропавших солдат Советской Армии на территории Германии. Среди четырёх погибших в плену бойцов из Ставропольского края, чьи могилы были ими найдены,  оказался и один наш земляк - уроженец с. Калиновского Александровского района рядовой Проскурин Алексей Константинович, погибший в плену 20.06.1944 г в лагере Нюрнберг. Поисковики очень просили разыскать кого-нибудь из родственников, чтобы сообщить им эту новость, а так же по возможности получить фотографии солдата. Татьяна попросила узнать, не осталось ли в Калиновке кого-нибудь из родни А. Проскурина.

И мы начали поиски. Большую помощь в них оказала заведующая библиотекой ДК с. Калиновское Любовь Бадулина. Она сообщила, что среди ныне живущих в селе единственной родственницей А. Проскурина является его троюродная племянница Наталья Гетманова. Мы созвонились с ней и договорились о встрече.

- Дед Константин Антонович был двоюродный дядя моему отцу Ивану Ивановичу, - рассказывает Наталья Ивановна. – Отец с Алексеем являлись троюродными братьями, так что он мне троюродный дядька. Алексея Константиновича лично, конечно не знала, т.к. родилась намного позже войны. Но хорошо помню бабушку Нюру и дедушку Костю, его родителей. Жили в доме напротив. Дед Константин Антонович был единоличник, в колхоз не вступал. До революции работал в аптеке. Потом был ктитором – старостой в Калиновском храме. Красивый, высокий, благообразный с седой бородой. Дожил более чем до 90 лет. Лёша был младший из их троих детей. Знала дядю Гришу, среднего брата, инженера-химика (он жил в Невинномысске) и тётю Аню, их старшую сестру, из Грозного. Анна была секретарём министра здравоохранения Чечено-Ингушской АССР. Они тоже воевали, Григорий, как и Алексей, был в плену, но вернулся. Бабушка часто вспоминала: «У меня ещё сыночек был, Лёня. Пропал без вести на войне» Я тогда в школе училась. Говорю: «Бабушка, может, он жив, сейчас где-то в Канаде или в Германии?» Она «Твои бы слова да Богу в уши. Может и жив». До последних дней надеялась что придёт...

Хата, откуда Алексей Константинович ушёл на войну, и поныне стоит напротив дома Гетмановых. К сожалению, после того как Проскурины его продали, там царит запустение. Новые хозяева начали её обкладывать кирпичом, да на том дело и заглохло: зияют пустые оконные рамы, пробоины в краше, двор зарос бурьяном.

Увы, у Натальи Ивановны не осталось ни одной фотографии Алексея Константиновича. По-видимому, они пропали, когда его брат Григорий продавал старый дом. Чудом сохранилась лишь пожелтевшая фотокарточка 1931 года с изображением учеников Калиновской школы. Возможно, среди этих ребят есть и Алёша…

P.S. Этот материал вышел в газете «Александровская жизнь» накануне Пасхи 2015 года. После выходных в редакцию позвонила Н. Гетманова. Буквально сквозь слёзы она рассказала, какое впечатление публикация произвела на её односельчан. В гостях у неё за пару дней побывало едва ли не пол-села. Обсуждали, вспоминали, а кто-то даже узнал на фотографии своего дедушку. Очень приятно, что наши поиски оказались не напрасны. Будем их продолжать.

P.P.S. Автор благодарит за помощь поисковиков группы «Миус-Фронт» В. Пикулёва (Зеленокумск) и Е. Васюка (Ростов-на-Дону).

На снимке: ученики школы с. Калиновское (Александровский район, Ставропольский край). Фото из архива Н. Гетмановой.


Рецензии
Хорошо написано. Душевно.

Ольга Демина-Павлова   15.04.2015 14:36     Заявить о нарушении
Спасибо!

Джетро   15.04.2015 15:01   Заявить о нарушении