Отечественная историография 15-16 веках
В среде духовенства возникают теории,объясняющие могущество Руси ее религиозным превосходством над другими землями ,сосредоточением после падения Византии именно на Руси истинной веры.В окружении новгородского архиепископа Геннадия в конце 15 в.возникает "Повесть о белом клобуке",возрождающая легенду о присылке из Византии в Новгород головного убора главы церкви.В "Повесть" утверждалось превосходство власти церковной над властью государя, превосходства "священства" над "царством".
Сочинения возвеличивавшие религиозное значение Руси способствовали возникновению теории Москва третий Рим впервые сформулированной в 16 в псковским монахом Филофеем Большую роль в обосновании официальной идеологии московского самодержавства сыграло Сказание о князьях Владимирских В нем рассказывалось о происхождении русских князей от римского императора Августа и о получении из Византии регалий русских государей Идеи Сказания приобрели в 16 веке характер официальной политической концепции.
Наиболее значительным памятниками исторической мысли конца 15 в были общерусские летописные своды, составленные в 1472 и 1479-1480 гг в канун подготовки к освобождению от татаро-монгольского ига. Идея объединения русских земель под властью московского государя-основная политическая мысль этих летописных сводов.
Из Московских летописных сводов середины 16 в наиболее известными являются летописи: Воскресенская и Никоновская. В 60- 70-е гг 16 в создается огромный лицевой летописный свод (около 10 тысяч листов), излагающий события от "сотворения мира" до второй половины 16 в. Создаваемые в Москве официальные летописи призваны были служить делу укрепления централизованного государства и власти московского государя, ставшего "государем всея Руси". Составление летописей рассматривалось как большая государственная задача.
В Новгороде и Пскове в 16 в сохраняется местное летописание, проникнутое антимосковскими тенденциями.
В 16 в. обнаруживается большой интерес к биографиям государственных деятелей. Историческая личность становится в центр повествования. Примером нового типа исторического сочинения, сохраняющего, однако, традиционную летописную форму, является "Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича". Как полагал историк А.А. Зимин, "Летописец" был составлен руководителем правительства "Избранной рады" А.Ф.Адашевым. Интерес к биографиям деятелей русской истории сказался в "Степенной книги", которая представляет собой, по выражению Д.С. Лихачева, портретную галерею деятелей русской истории.
Ивану Грозному посвящена "История о великом князе Московском, написанная князем А.М. Курбским. История Курбского была рассчитана на зарубежного читателя и должна была препятствовать избранию Ивана Грозного на польский престол. Курбский настойчиво проводит мысль,что царь должен управлять всегда и во всем советуясь с боярством. Политический террор и разорение страны в годы опричнины объясняются приближением к царю дурных советников, происками дьявола и попранием Иваном Грозным заповедей христианства. Сочинение Курбского- наиболее значительное произведение боярской публицистики 16 века.
"История" Курбского приближается к мемуарам, распространявшимся со временем Возрождения в Западной Европе. Особенно заметны элементы мемуарной литературы в первом послании Ивана Грозного Курбскому 1564г. В этом произведении царь развивает теория "самодержавства" , обосновывая ее ссылками на Священное Писание и историческими примерами из истории своего правления.
К началу 17в. хронографы постепенно вытесняют летописание. Одновременно усиливается интерес к иностранной исторической литературе. Публицисты 16 в. приводят ссылки на примеры из истории России, Византии и стран Древнего мира. Это свидетельствует о распространении и углублении исторических знаний.
Свидетельство о публикации №215041500625
Владимир Шаповал 15.04.2015 12:29 Заявить о нарушении
Александр Закатов 3 15.04.2015 13:14 Заявить о нарушении
Владимир Шаповал 15.04.2015 14:00 Заявить о нарушении