Отечественная историография 15-16 веках

Время образования Русского централизованного государства - это период расцвета политической публицистики, среди произведений который значительное место занимает сочинения исторического содержания.
В среде духовенства возникают теории,объясняющие могущество Руси ее религиозным превосходством над другими землями ,сосредоточением после падения Византии именно на Руси истинной веры.В окружении новгородского архиепископа Геннадия в конце 15 в.возникает "Повесть о белом клобуке",возрождающая легенду о присылке из Византии в Новгород головного убора главы церкви.В "Повесть" утверждалось превосходство власти церковной над властью государя, превосходства "священства" над "царством".
Сочинения возвеличивавшие религиозное значение Руси способствовали возникновению теории Москва  третий Рим впервые сформулированной в 16 в псковским монахом Филофеем Большую роль в обосновании официальной идеологии московского самодержавства сыграло  Сказание о князьях Владимирских  В нем рассказывалось о происхождении русских князей от римского императора Августа и о получении из Византии регалий русских государей Идеи  Сказания приобрели в 16 веке характер официальной политической концепции.
Наиболее значительным памятниками исторической мысли конца 15 в были общерусские летописные своды, составленные в 1472 и 1479-1480 гг в канун подготовки к освобождению от татаро-монгольского ига. Идея объединения русских земель под властью московского государя-основная политическая мысль этих летописных сводов.
Из Московских летописных сводов середины 16 в наиболее известными являются летописи: Воскресенская и Никоновская. В 60- 70-е гг 16 в создается огромный лицевой летописный свод (около 10 тысяч листов), излагающий события от "сотворения мира" до второй половины 16 в. Создаваемые в Москве официальные летописи призваны были служить делу укрепления централизованного государства и власти московского государя, ставшего "государем всея Руси". Составление летописей рассматривалось как большая государственная задача.
В Новгороде и Пскове в 16 в сохраняется местное летописание, проникнутое антимосковскими тенденциями.
В 16 в. обнаруживается большой интерес к биографиям государственных деятелей. Историческая личность становится в центр повествования. Примером нового типа исторического сочинения, сохраняющего, однако, традиционную летописную форму, является "Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича". Как полагал историк А.А. Зимин, "Летописец" был составлен руководителем правительства "Избранной рады" А.Ф.Адашевым. Интерес к биографиям деятелей русской истории сказался в "Степенной книги", которая представляет  собой, по выражению Д.С. Лихачева, портретную галерею деятелей русской истории.
Ивану Грозному посвящена "История  о великом князе Московском, написанная князем А.М. Курбским. История Курбского была рассчитана  на зарубежного читателя  и должна была  препятствовать избранию Ивана Грозного на польский престол. Курбский  настойчиво  проводит мысль,что царь должен управлять всегда и во всем  советуясь с боярством. Политический террор и разорение страны в годы опричнины объясняются приближением  к царю дурных советников, происками дьявола и попранием Иваном Грозным заповедей христианства. Сочинение Курбского- наиболее значительное произведение  боярской публицистики 16 века.
"История" Курбского приближается к мемуарам, распространявшимся со временем Возрождения в Западной Европе. Особенно заметны элементы мемуарной литературы в первом послании Ивана Грозного Курбскому 1564г. В этом произведении царь развивает теория "самодержавства" , обосновывая ее ссылками на Священное Писание и историческими примерами из истории своего правления.
К началу 17в. хронографы постепенно вытесняют летописание. Одновременно усиливается интерес к иностранной исторической литературе. Публицисты 16 в. приводят ссылки на примеры из истории России, Византии и стран Древнего мира. Это свидетельствует о распространении и углублении исторических знаний. 


Рецензии
Вот только мне не понятно, что есть благородного в том, что Русь собиралась огнём и мечом (Новгород, Тверь, Казань...)

Владимир Шаповал   15.04.2015 12:29     Заявить о нарушении
Простите Владимир я ничего подобного и не утверждаю Как и Вы пытаюсь писать правдиво без гнева и пристрастия Если же это отвлеченный вопрос то любая империя создается железом и кровью и ничего хорошего в этом нет Просто было так Вы больше прожили и значительно больше видели и врядли будете оспаривать факт что Россия империя С уважением

Александр Закатов 3   15.04.2015 13:14   Заявить о нарушении
Александр, я не имел в виду упрекать Вас в чём-то. Согласен с Вами. С уважением

Владимир Шаповал   15.04.2015 14:00   Заявить о нарушении