Остановленное мгновенье

О творчестве поэта Игоря Кудрявцева


С Игорем Николаевичем Кудрявцевым я познакомился заочно задолго до личной встречи, – по его стихам в периодике. Затем наше знакомство и общение продолжились в литературном объединении «Дон», которым, после безвременной смерти основательницы ЛТО Елены Нестеровой, руководил Игорь Николаевич.
Выходец из литературной группы тогдашнего гиганта социндустрии, завода «Ростсельмаш», Игорь Кудрявцев в молодости писал стихи о заводчанах, о товарищах литгрупповцах, добрую память о которых он сохранит на всю жизнь. Уже в зрелые годы поэт напишет о своём друге, талантливом поэте Борисе Примерове, трагически ушедшем из жизни: «Здесь жил Борис Примеров, / Один из Боговеров – / Поэт всея земли» («На месте дома поэта»). Эту же тему он продолжит в ярком лирическом стихотворении «Борису Примерову».
Характерные стихи того, «пролетарского» творческого периода: «Стихи о человеке, который лечит станки», «Птичья биография», «Весна на Дону», «Седина». Стихи молодого, начинающего поэта были, как тогда требовалось, очень идейны, политически правильны, но в то же время образны и весьма задушевны, потому что Игорь Кудрявцев всё пропускал через собственную душу. Было у него немало сюжетных стихов, что очень ценилось в тогдашней ростовской поэтической школе, тон в которой, традиционно задавали именно ростсельмашевцы. Поэт поднимал темы борьбы за мир, освоения целинных земель, ударных коммунистических строек.
Символом советского времени с его неизменным мирным атомом молодому поэту представлялось яблоко, что воплотилось в поэме о строительстве завода «Атоммаш» «Во имя яблока в руке», а также во многих лирических стихотворениях. Отсюда, наверное, необычный образ планеты, представившийся поэту:
Планета висит, будто яблоко,
На тоненьком
Звёздном
Луче.
(«К чему отчуждения, ссоры?»).
У Игоря Николаевича выработался свой особый поэтический почерк, сделавший его не похожим на других ростовских поэтов, как начинающих, так и маститых. Кудрявцев часто использовал форму рефренов, как характерный приём в построении стихотворения, где стержневая мысль, варьируясь в каждой новой строфе, единой нитью пронизывает поэтическую ткань произведения. Это можно проследить в стихотворениях «Хочу написать о любви», «Прощание», «Если мне скажут», «Молилась мама за меня» и т. п.
Не случайно Игоря Кудрявцева сразу же заметили в столице. Поэту Евгению Долматовскому попался журнал «Дон», где было опубликовано знаменитое стихотворение начинающего донского поэта «Уходит ночь…».
Уходит ночь.
Пора зари настала.
Синеют дали,
слышу поступь дня.
Я ненавижу тьму –
как это мало
Для света,
но как много для меня…
Оно так поразило известного московского мэтра, что он с восторгом упомянул об Игоре Кудрявцеве в журнале «Октябрь» («Разрыв сердца». – №3 за 1979 г., с. 164 – 165). Как шутливо вспоминал об этом Игорь Николаевич: «На следующий день я проснулся известным на всю страну!» В то время действительно попасть на страницы столичного журнала было событием! А похвала московского поэта, особенно такого уровня, как Евгений Долматовский, практически зажигала перед начинающим стихотворцем «зелёный свет»!
Помимо стихов о рабочем классе и борьбе за мир, чего буквально требовали от начинающих поэтов партийные органы и редакторы советских газет, Игорь Кудрявцев писал о природе, о любви. Причём, очень проникновенно, прочувствованно, находя единственные точные слова, которые, как говорится, из песни не выкинешь:
Спешные речи вокзала.
Слёзы подступят – держись.
«Кончилось лето», – сказала
Так, словно кончилась жизнь.
(«Спешные речи вокзала…»)
Каждый период жизни Игоря Кудрявцева нашёл своё отражение в стихах. Это и детство в кубанской станице, и служба в Группе советских войск в Германии, и трудовая деятельность на «Ростсельмаше». Всё это, если можно так выразиться, молодой, ранний Игорь Кудрявцев. Впоследствии, в зрелые годы, горячая соцреалистическая патриотичность перейдёт в гражданственность высокого накала, ознаменовавшись такими творческими вершинами, как стихотворения «Собратьям по перу», «Раскинулось море широко…», «Бильярдный шар» и другие, вошедшие в книгу «Уклад» (Ростиздат, 1989 г.). Особенно запоминается «Бильярдный шар», в котором поэт дал обобщённый поэтический образ своего поколения, которое ростовская поэтесса Елена Нестерова назвала в одном из стихотворений «детьми войны», а поэт Владимир Фролов – поколением «преклонения перед теми, кто был до нас». У Кудрявцева это звучит так:
Невыносима горечь срыва…
На полках, выйдя из борьбы,
Блестят товарищей счастливых
Пронумерованные лбы.
Помню, Игорь Николаевич, с присущим ему юмором, говорил на одном из занятий литобъединения «Дон» по поводу выхода сборника «Уклад»: «Выпущу ещё три книги стихов: «Клад», «Лад», «Ад» и брошу писать!» Но, слава Богу, не бросил.
Юмор встречается и в стихах поэта, как например, в миниатюре «Супружеский долг»:
Это, друг, придёт с годами:
Отдавать его деньгами.
Это из книги «Четвёртое время», увидевшей свет в издательстве «Донской писатель» в 2012 г. Название невольно напомнило давний, почти забытый уже коллективный сборник молодых поэтов «Ростсельмаша» «Четвёртая смена», вышедший в Ростиздате в 1977 г., в котором также были стихи Игоря Кудрявцева.
Наряду с юмором, произведениям поэта свойственна образность, философичность и афористичность. Образы очень насыщенны смыслом, кинематографически зримы, даже осязаемы: «Где две изогнутые вербы, / Как брови девичьи – вразлёт» («Весна на Дону»); «Я сегодня непрошеный гость / У хозяйки по имени Счастье» («Гость»); «Из ночного порванного бредня / Уплывают звёзды в Никуда…» («В Никуда»); «Снег скрипит, как зубы мавра» («Январь»). Философские размышления присутствовали и в ранних стихах поэта: «Принимаю мудрость, как усталость» («Федька»); «Я не царь природы, / А дитя» («С погремушкой…»). А вот афористичность и сопутствующая ей краткость, которая, как известно «сестра таланта», пришли с годами. Особенно явственно это высветилось в книге «Четвёртое время»: «Счастье – это думать ни о чём» («Счастье»); «Календарь – как Божий Ларь…» («Строка»). Сборник буквально пересыпан краткостишиями, а один из разделов так и назван: «Двустрочник»: «Обняла, не сняв перчатки… / А на сердце – отпечатки» («Детектив»); «Отразилось в луже / И не стало хуже» («Солнце»); «Разбудил мобильник в шесть – / Значит, я и вправду есть» («Значит»); «Ремесло у дерева простое: / Принимать удары жизни стоя» («Ремесло»); «Какое счастье быть поэтом / И не печататься при этом» («Абсурд»).
Стихи Игоря Кудрявцева не только образны и философичны, но и напевны. Не случайно он в своё время исполнял свои произведения под аккомпанемент гитары. Он много лет плодотворно сотрудничает с эстрадным певцом, композитором, заслуженным артистом России Вячеславом Малежиком, который пишет песни на стихи поэта.
Помимо всего, Игорь Николаевич очень скрупулёзный, вдумчивый и требовательный редактор, недаром поработал в своё время литературным консультантом в областной молодёжной газете «Комсомолец». Да и в Москве довелось постигать поэтическую науку в знаменитом Литературном институте имени Максима Горького, выведенном в не менее знаменитом романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как «Дом Грибоедова». На самом деле это бывший особняк Герцена на Тверском бульваре, 25. Здесь и проучился Игорь Кудрявцев два года на Высших литературных курсах. По свидетельству очевидцев, основная «учёба» вновь поступающих в Литиститут «гениев», – а на первом курсе дневного обучения, по словам Игоря Николаевича, как правило, все сплошь «гении» и «великие», – протекает не в стенах «Дома Герцена», а в студенческом общежитии. Кто не бывал в общежитии – настоящего Литинститута не видел. Именно там, во время многочисленных, регулярных и весьма обильных вечерних застолий, которые затягивались порой до утра, ковалась истинная литературная «гвардия». Были случаи, когда некоторые студенты-заочники, приезжая на сессию, – показывались в институте всего несколько раз, на творческих семинарах у мэтра. Всё остальное время пьянствовали в общежитии, до хрипоты выясняя, кто талантливее.
Не думаю, что Игоря Николаевича когда-либо занимали подобные нескромные вопросы. Тем более сам себя поэт объективно оценить не может, как правило, у некоторых появляется завышенная оценка. Все точки над «и» расставляет беспристрастное время, о чём и написал Игорь Кудрявцев в одном из своих лучших стихотворений «Дуэль»:
Раздался выстрел на опушке,
Заставив вздрогнуть чёрный лес.
Лишь на мгновенье умер Пушкин,
И лишь мгновенье жил Дантес.
О времени, как бы перекликаясь с этими строками, и двустишие «Остановил», – в нём поэт пытается решить извечную философскую проблему, над чем задумывались многие стихотворцы прошлого: «Бежало время под рукой, – / Остановил его строкой». Как видим, Кудрявцев пишет по-своему оригинально и лаконично. А вот Гёте, для выражения по сути этой же мысли: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», – пришлось сочинять целую трагедию, «Фауст».

20 ноября 2014 г.


Рецензии