Познание

09.09.20…  14.50
    В бабье лето вода в озёрах становится кристально чистой. Мелкие водоросли и озёрный планктон выпадают на дно, втекающие ручьи мелки и чисты. Природа, как в чистом саване перед смертью в ожидании нового воскрешения весной. Грустно.  Какая-то тоска, хотя это не похоже на обречённость. И вроде ты есть и всё хорошо, а что-то нужное для счастья из этой холодной прозрачности ушло.
    Эта холодная прозрачность воды напоминает мне невероятную ясность Басмача.  Она не то, чтобы подавляет, но она создаёт ощущение неприступности. Я никогда не думал, что ясность своей бездной может создавать такую тоску души.  Баба Глаша однажды мне сказала, что Басмач – это лучший возможный я, гипотетически возможный, асимптотически достижимый. Может быть, она ошиблась? Жить с такой тоской… Как это можно? Один на один…, без кого-либо душевного тепла, совершенно не нуждаясь ни в каких словах, ни в чьём участии, просто отдавая, когда это надо или просят…
    Чем дольше я здесь среди магов, чем больше я говорю с ними, тем меньше у меня надежд на познание мира вокруг. И с каждым днём это понимание становится всё более и более принципиальным. И вроде кажется, что, изучая картины художника, слушая музыку композитора, читая книги писателя, можно постепенно, шаг за шагом понять самого автора, постичь его. Но можно ли, пристально вглядываясь в окружающее нас творение, познать самого Творца? Ну, хотя бы частично? Можно ли считать истинно верующим человеком того, кто не желает познавать творение – единственно доступное нам проявление ЕГО творческого ДУХА?  Кому-то  достаточно свечек, икон и кадил в руках попов. Не отнести ли нам эту нерадивость, отказ от познания через творение ТВОРЦА, к разряду смертных грехов?
    Мои надежды тают, как воск свечи. Оплавляются странными наростами мыслей, перепутанными, переплавленными, принимающими причудливые формы. Иногда мне даже трудно сформулировать эти мысли, но я всё-таки попробую.
   Итак, сначала о принципиальных препятствиях.  Следуя теореме Гёделя о непротиворечивости арифметики, мы должны признать, что возможно некоторые важные знания о мире (который является реализацией некоторой теории) не могут быть получены только на базе знаний о мире. Необходимо выходить за пределы мира, чтобы получить такие знания. Возможно ли это в принципе? Никто не знает и вряд ли когда-либо узнает.
    Второй удар – это неопределённости в мире, которые являются отражением неполноты теории, лежащей в основе мира. Это тоже принципиально непреодолимые  ограничения.
    Третий удар – это возможные зависимости текущих событий от будущих событий. Здесь мы тоже принципиально ограничены в познании из-за того, что воспринимаем мир только во времени от прошлого через настоящее к будущему.
    Четвертый принципиальный удар – невычислимые функции. Это такие функции, для вычисления которых невозможно создать алгоритм, то есть организовать какой-то вычислительный процесс во времени. Невычислимые функции есть и они вне поля наших возможностей их реализации и просто постижения. Тот, кто их вычисляет, существует вне времени. И раз есть эти функции, значит, есть ОН.
    Итак, мы принципиально иногда не можем понять те воздействия, которые влияют на события мира, или как в случае с невычислимыми функциями, мы не можем понять, как эти воздействия перерабатываются в результат. Но даже, если есть нечто в этом мире, во времени, но просто не наблюдается нами, то и тогда тоже у нас возникают большие проблемы. Я говорю о памяти, когда мы не можем наблюдать состояние самой памяти, а только поведение объекта под её воздействием. Мы не можем понять влияние памяти на поведение объекта, за исключением самых простых случаев. Если взять, например, расшифровку автоматов по их внешнему поведению, то только для простейших конечных автоматов мы можем понять, как он работает.  Уже для магазинных автоматов мы упираемся в неразрешимые проблемы, а уж для машин Тьюринга, мы вообще даже представить себе не можем, как можно было бы понять  работу, наблюдая только ее поведение. Нам надо обязательно взломать её. Но если «взломать» означает «разрушить» или сам «взлом» невозможен, всё! Приехали! Мы ничего не сможем понять. Но даже для тех простейших случаев, когда мы можем понять,  наши возможности смехотворны. По подсказке Басмача я накидал доказательство небольшой теоремы, которая показывает, что необходимые усилия будут экспоненциально зависеть от числа состояний автомата. Это фактически означает конец. Никто не может обладать такими ресурсами, чтобы работать с экспоненциальными алгоритмами.
    Но даже, когда мы можем получать какие-то знания, у нас нет надежного способа убедиться в их истинности. Например, арифметика и ее истины реализуются в нашем мире. Возьмём великую теорему Ферма. Вот её формулировка:
для любого натурального числа n  больше 2,  уравнение
  n      n     n
a   + b  = c
 
не имеет натуральных решений  a,b и c.
    Согласно этой теореме существуют только решения для n=1 и n=2. Например, для n=2 таким решением является a=3, b=4, c=5. Вплоть до 1995 года, когда эту теорему  на 130 страницах доказал Уайлс, мы не были уверены в ее истинности. Теперь мы знаем, что это, правда, и она реализуется в нашем мире. Но как можно проверить это, непосредственно на практике? Сначала мы должны взять n=3  и удостовериться, что при любых a, b и c равенства не получиться. Потом перейти к n=4, и так далее. Но мы не можем работать с актуальной бесконечностью, мы не можем проверить равенство для бесконечного сочетания четырех натуральных чисел. И не важно, будем ли мы для проверки использовать яблоки или значения триггерных счетчиков в микропроцессорах компьютеров. Это означает, что мы не способны убедиться в правильности этой истины из практики, как бы мы не пытались. Она нам может открыться только правильным математическим мышлением. Итак, утверждение о том, что практика есть критерий истины, в целом является глупостью.
    Кто-то может сказать, что это слишком вычурный пример. Какая-то теорема Ферма… Но это не так. С каждым новым шагом в познании практика всё меньше может помочь нам, и её место всё более занимает математическая достоверность, которая базируется не на практике,  а на непротиворечивости.
    Возьмём современную физику. Что мы сегодня можем проверить экспериментально? Мы можем исследовать процессы, происходящие на расстояниях до 10 в -17 см. Теории описывают свойства материи на расстояниях до 10 в -34 см. Для примера, это как один миллиметр в сравнении с расстоянием от Земли до Солнца. Наши максимальные энергетические возможности по проверке – андронный коллайдр. Каждый шаг в направлении уменьшения расстояний требует соответствующего увеличения энергии. Для проверки современных теорий требуются энергии, которые присутствовали при большом взрыве. Многие не без оснований полагают, что эти теории никогда не будут экспериментально проверены. Но ведь они же спорят, отметают одни теории, выдвигают другие, критикуют. Интересно, что они делают и как, если это не проверить на практике? Какими критериями они руководствуются в своих спорах? Ну, например, их не устраивают бесконечности, появляющиеся в объединительных теориях. Им не нравится, когда получаются разные результаты при разных подходах. Им не нравится, когда какой-то подход даёт несколько различных теорий, а они полагают, что им нужна одна. С точки зрения математика, им не нравятся признаки противоречивости их теорий. Такие, знаете, локальные признаки противоречивости. Остаётся один шаг до исследования общей непротиворечивости физических теорий. Но тогда эти теории становятся чисто математическими.  И получается, чем сильнее мы становимся, тем больше наше понимание своей ничтожности. Такие дела.


Рецензии
...

В самой теме, могу предложить Вам обратить внимание на 3 основополагающих элемента в осмыслении сущего.
В данном случае - Познание Творца через творение, и само творение в его причинностях и закономерностях.
т.е. - именно исходя из представленной выраженности.

1. Судя по всему, Вы даже незамечаете как - постоянно себя зомбируете, и мыслью, и словом, и верой: - "...Мои надежды тают; Никто не знает и вряд ли когда-либо узнает; Это тоже принципиально непреодолимые ограничения; Здесь мы тоже принципиально ограничены; у нас нет надежного способа убедиться в их истинности; Мы ничего не сможем понять; наши возможности смехотворны; Это фактически означает конец; мы не способны убедиться"... это не дано, невозможно, неприемлемо, нет пути... и т.д. и т.п.

т.е. по факту получается, что Вы не ищете пути, решения и возможности открытым разумом и интуицией души (тем более - новые), но активно строите добротные заборы к этому познанию, как минимум в своем сознании. Как столбами подкрепляя их самоуверенностью.
Тогда как сами же говорите, что источник познания должен находиться над физическими величинами.. Иначе говоря, в духе и вере человека Образа и Подобия Божия..

2. Сама тема "Познание Творца через творение", т.е. - Истины, определяет и соответное направление сознания и мысли - именно в эту сторону. Т.к. - познание Истине вне желанной и испрошенной помощи в том Самой Истины, невозможно по-определению.
Что и было недвусмысленно предопределено и обещано Ею: - Ищите и обрящете, толцыте и отверзется, ПРОСИТЕ и дастся вам - . И в этом уж точно нет сомнения.

В данном же случае - стабильно наблюдается обращение к... перенавороченному, противоречивому, часто предвзятому, вне основ, иллюзорному (и даже лукаво-намешанному) и случайному мудрованию человеческому..
как правило, исходящих из низших определяемых закономерностей, причем, почему-то исключающих очевидность, что низшее по-определению подчинено, питаемо и зависимо от высшего... в невозможности существования без оного.
Проще говоря - от заведомо ложных или искаженных исходных, даже вне сопоставления их по теории вероятности... постулата науки: - факты, исчисление, вероятность. (?)

И 3. Как правило, во всех исканиях, намеренно ли, по внушению, или уже по заведенному и пристрастному предпочтению к чему либо, отсутствует начало: - Сформированный базис определения - наиболее вероятной - ОСНОВЫ, источника и сил, в чем бы то ни было.. что сразу же отметает большинство явных несостоятельностей.. без стократных проверок, куч ложных "открытий" и просто теоретически запутанной чепухи, меркантильности ради, и пр.

т.е. по всему, активно навязываемо, принято и уже почти утеряно адекватное восприятие элементарной - ОЧЕВИДНОСТИ и - категории ценностей, от главной до второстепенных. Как в науке, так и в жизни у каждого, верованиях и культуре.

В смысле, даже на основании сего.. можно без труда определить и отмести как минимум 90% навороченного очевидно несостоятельного. И с большой долей вероятности определить настоящее.
Т.к. все сложности начинаются и усугубляются с настырного совмещения несовместимого, в себе и вовне.

Во всяком случае, лишь по моему досужему мнению (на основе святоотечника).

Сергей Одиниз   04.10.2017 12:34     Заявить о нарушении
)))) Сергей! Это не я! Это герой. Я просто дал ему на время свой НИК. К тому же это его размышления, не вошедшие в роман. Так сказать, тайные чуланы его головы.))) Теперь по пунктам.
1. Здесь приведены принципиальные, обоснованные наукой ограничения. Это как ограничение скорости материальных тел скоростью света.
2. По своей природе это математические ограничения. Я думаю, что математические основания и божественная природа суть вещи одного порядка.
3. Элементарная очевидность... Вы думаете, что Господь простой парень? Я так не думаю.

Дорожная Пыль   04.10.2017 14:17   Заявить о нарушении
С героем.. понятно, сам с собой воюю постоянно. пытаюсь, во всяком случае. )

По пунктам же: 1. О том и речь, что человече подставляет своё сознание и сердце не Совершенному Всеведающему исконному Отцу /- Сыне, даждь Ми сердце твое - /, а... немощным, часто лукавым человеческим мудрованиям, в изучении сущего (науке), пренебрегая даже явно очевидным. Которые чаще не только не дают верного ответа на глобальные определяющие вопросы, но наоборот, настырно навязывают и доныне явно ложное... Как это было с теорией Дарвина, Эйнштейна, строением и временем Вселенной и пр.. (?)
Тем более, что даже и эту подазвисимую от лукавых рулил науку, хоть как двигают только те, кто не обставляет себя "заборами невозможностей". т.е. просто ставят цель и ищут ответы... которые, верные, как правило приходят совершенно неожиданным образом.. в казалось бы наглухо закрытых "наукой" местах, просто потому, что они искали по обетованию... и верили.

К тому же, что касается скорости света... то: - "Существует наука, которая называется квантовой механикой и которая исследует частицу как физическую структуру и частицу как волну (энергию). Так оказалось, что за пределами элементарных частиц - нейтронов, протонов, электронов, позитронов и так далее - уже не существует материального мира, а существует их волновая функция.

Вся Вселенная состоит из некоторой субстанции, которую нельзя назвать материальной. Это духовная субстанция, которая имеет в физике значение - только как волны. Причем эта волна строго организована: более сильно, чем физический мир. И эта волновая функция определяет всю структуру и строит весь физический мир.

Имеются такие волны, метрики которых равны метрике Вселенной: то есть волна распространяется мгновенно - в любую точку Вселенной. Слово ли произнесенное или событие запечатлеваются в любой точке Вселенной, и навсегда. Поэтому есть Высшая Сила, которая видит весь мир - мгновенно и моментально благодаря таким волновым функциям..."

2. На обозначениях математических ограничений "науки", можете обозначить математическое определение электромагнитой мембраны соединяющей эфир с физической материей? Или волновую функцию материй?
Нет, потому что в официальной науке сего попросту - нет.
Но это же не означает, что нет ни эфира, ни самой всёорганизующей и питающей волновой функции.
Тем более, что в квантовой физике такая формула уже есть.. могущая перевернуть всю науку, но которую категорически рулилы не пускают в её официальную часть.

и 3. У меня к Вам та же просьба, если найдете в нашем общении хоть какой интерес и внимание к собеседнику: - воздержитесь пож. от какого бы ни было пренебрежения или панибратства по отношению к Высшей Святости Богу.
Возможно, это чуть не единственная ниточка (благоговение), благодаря которой даже такой прожженный грешник как я, надеется на помощь в спасении своей мутной души.

И как небезосновательно думаю, именно из-за гонористого панибратского пренебрежения к Творцу, весь запад и "христ." конфессии оставлены Господом.

Сергей Одиниз   04.10.2017 17:22   Заявить о нарушении
Хорошо. Ваше пожелание выполню.

Дорожная Пыль   05.10.2017 03:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.