Цена золотой медали

   Кто из нас не мечтает о блестящем будущем наших детей? Наверное, многие сейчас представили, каким успешным и популярным может стать ваш ребенок, если будет хорошо учиться и с отличием окончит школу. Перед ним сразу же откроются двери всех вузов города, которые захотят заполучить перспективного абитуриента. «Ботаник» или «Хулиган», что лучше? Попробуем разобраться, так ли необходимо растить медалиста.
   
   Нужно ли тратить огромные деньги на репетиторов по подготовке к ЕГЭ – единым государственным экзаменам? Действительно ли оценки по ЕГЭ отражают реальные возможности учащихся? Сегодня расценки репетиторов по подготовке к ЕГЭ от 900 до 2000 рублей за урок. Поиск репетитора, который сможет найти общий язык с вашим ребенком может занять несколько месяцев.
   
   Часто случается, что за своими желаниями лучшего будущего для ребенка родители скрывают собственную неудовлетворенность жизнью, выбором профессии, неудачи в карьере и потерянные таланты, поэтому, они начинают требовать от детей учиться на «отлично».
   
   Дорогие читатели, давайте вспомним себя в этом возрасте.  Может, кто-то размышлял всерьез о своей будущей карьере космонавта, балерины, ветеринара или летчика-испытателя?  Только, когда взрослые или учителя интересовались, кем мы хотим стать, когда вырастем, мы с уверенностью отвечали: "Я буду доктором!", или "Я стану певицей", или "А я буду капитаном, поплыву на  корабле, и открою Америку!", и это были наши мечты и фантазии, почерпнутые из популярных фильмов и книг. Но сейчас, когда мы выросли и многие "наступили на горло" своей мечте в связи с различными жизненными обстоятельствами, мы решили, что ни за что и никогда не позволим детям повторить наши ошибки. Да, это благородное желание дать детям самое лучшее в этой жизни, защитить от боли, связанной с разочарованием и крушением иллюзий, но, в тоже время, оберегая детей от невзгод, мы лишаем их самого ценного - приобретения личного опыта и самостоятельного выбора.
 
   «Учись хорошо, а то никому не будешь нужен!» - говорят родители ребенку, подразумевая потенциальных работодателей. Но, ребенок не умеет читать мысли и видеть скрытый смысл фраз, он воспринимает всё сказанное за чистую монету, и делает вывод, что если он не станет отличником, то не будет нужен родителям и они перестанут его любить. На детей это производит неизгладимое впечатление, это психотравма приводит к непоправимым последствиям. Мы неосознанно делаем своих детей заложниками собственных амбиций и несбывшихся желаний.
 
   «Почему четверка, а не пятерка?» - говорит недовольным тоном отец. «Боже, ну почему ты у меня такой бестолковый (ая)?» - восклицает рассерженная мать. И это, вместо того, чтобы обнять и похвалить ребенка за хорошую работу, сказать: «Какой (ая) ты молодец, ты делаешь большие успехи!». Вместо позитивной мотивации мы применяем негативные высказывания, заставляющие ребенка чувствовать себя виноватым, стыдиться, что плохо старался и теперь ему нужно будет сделать в два раза больше, чтобы получить «заветную» пятерку. Так мы закладываем в сознание детей мысль о несостоятельности и ущербности, тем самым взращивая в них неврозы и развивая перфекционизм.

   Перфекционизм — в психологии, убеждение, что наилучшего результата можно и нужно достичь, что несовершенный результат работы неприемлем. В патологической форме - является невротическим психическим отклонением от нормы обычного человека.
   
   В социологических опросах российских преподавателей и детских психологов приведены различные мнения на тему стремления детей к отличным результатам в учебе. Психологи утверждают, что это стремление во многом свойственно замкнутым детям, которым трудно контактировать со сверстниками, как  эмоционально, так и физически, поэтому они «с головой» погружаются в учебу, чтобы компенсировать, таким образом, свою изолированность. Всё же, желательно, чтобы дети развивались сбалансировано, и уроки выполняли, и побегать могли бы с друзьями во дворе, и поиграть в развивающие игры. Детство пролетает незаметно, быстро и все его прелести больше никогда не повторятся. Главное, чтобы ребенок не пожалел, когда вырастет, что провел все детские годы за тетрадками и учебниками. В таком случае, вырастет еще один, неудовлетворенный своей жизнью, взрослый.
   
   Учителя, наоборот, поддерживают отличников, облегчающих им работу, выделяя их среди одноклассников, что вызывает еще большее раздражение у остальных детей, провоцируя их на различные издёвки в адрес «любимчиков».
   
   По данным опроса среди 3500 учителей, 80% из них считают, что баллы за прохождение ЕГЭ являются адекватными знаниям учащихся. Так же учителя отметили, что контрольно-измерительные материалы (КИМы), по которым проводится ЕГЭ, плохого качества и ориентированы на середнячков. Тестовая форма проверки знаний порождает натаскивание, ведущую роль начинает играть хорошая память, при этом творчески-одаренные дети страдают от такого подхода.


Данная статья написана для журнала "Молоко" СПб


Рецензии