Цена золотой медали
Нужно ли тратить огромные деньги на репетиторов по подготовке к ЕГЭ – единым государственным экзаменам? Действительно ли оценки по ЕГЭ отражают реальные возможности учащихся? Сегодня расценки репетиторов по подготовке к ЕГЭ от 900 до 2000 рублей за урок. Поиск репетитора, который сможет найти общий язык с вашим ребенком может занять несколько месяцев.
Часто случается, что за своими желаниями лучшего будущего для ребенка родители скрывают собственную неудовлетворенность жизнью, выбором профессии, неудачи в карьере и потерянные таланты, поэтому, они начинают требовать от детей учиться на «отлично».
Дорогие читатели, давайте вспомним себя в этом возрасте. Может, кто-то размышлял всерьез о своей будущей карьере космонавта, балерины, ветеринара или летчика-испытателя? Только, когда взрослые или учителя интересовались, кем мы хотим стать, когда вырастем, мы с уверенностью отвечали: "Я буду доктором!", или "Я стану певицей", или "А я буду капитаном, поплыву на корабле, и открою Америку!", и это были наши мечты и фантазии, почерпнутые из популярных фильмов и книг. Но сейчас, когда мы выросли и многие "наступили на горло" своей мечте в связи с различными жизненными обстоятельствами, мы решили, что ни за что и никогда не позволим детям повторить наши ошибки. Да, это благородное желание дать детям самое лучшее в этой жизни, защитить от боли, связанной с разочарованием и крушением иллюзий, но, в тоже время, оберегая детей от невзгод, мы лишаем их самого ценного - приобретения личного опыта и самостоятельного выбора.
«Учись хорошо, а то никому не будешь нужен!» - говорят родители ребенку, подразумевая потенциальных работодателей. Но, ребенок не умеет читать мысли и видеть скрытый смысл фраз, он воспринимает всё сказанное за чистую монету, и делает вывод, что если он не станет отличником, то не будет нужен родителям и они перестанут его любить. На детей это производит неизгладимое впечатление, это психотравма приводит к непоправимым последствиям. Мы неосознанно делаем своих детей заложниками собственных амбиций и несбывшихся желаний.
«Почему четверка, а не пятерка?» - говорит недовольным тоном отец. «Боже, ну почему ты у меня такой бестолковый (ая)?» - восклицает рассерженная мать. И это, вместо того, чтобы обнять и похвалить ребенка за хорошую работу, сказать: «Какой (ая) ты молодец, ты делаешь большие успехи!». Вместо позитивной мотивации мы применяем негативные высказывания, заставляющие ребенка чувствовать себя виноватым, стыдиться, что плохо старался и теперь ему нужно будет сделать в два раза больше, чтобы получить «заветную» пятерку. Так мы закладываем в сознание детей мысль о несостоятельности и ущербности, тем самым взращивая в них неврозы и развивая перфекционизм.
Перфекционизм — в психологии, убеждение, что наилучшего результата можно и нужно достичь, что несовершенный результат работы неприемлем. В патологической форме - является невротическим психическим отклонением от нормы обычного человека.
В социологических опросах российских преподавателей и детских психологов приведены различные мнения на тему стремления детей к отличным результатам в учебе. Психологи утверждают, что это стремление во многом свойственно замкнутым детям, которым трудно контактировать со сверстниками, как эмоционально, так и физически, поэтому они «с головой» погружаются в учебу, чтобы компенсировать, таким образом, свою изолированность. Всё же, желательно, чтобы дети развивались сбалансировано, и уроки выполняли, и побегать могли бы с друзьями во дворе, и поиграть в развивающие игры. Детство пролетает незаметно, быстро и все его прелести больше никогда не повторятся. Главное, чтобы ребенок не пожалел, когда вырастет, что провел все детские годы за тетрадками и учебниками. В таком случае, вырастет еще один, неудовлетворенный своей жизнью, взрослый.
Учителя, наоборот, поддерживают отличников, облегчающих им работу, выделяя их среди одноклассников, что вызывает еще большее раздражение у остальных детей, провоцируя их на различные издёвки в адрес «любимчиков».
По данным опроса среди 3500 учителей, 80% из них считают, что баллы за прохождение ЕГЭ являются адекватными знаниям учащихся. Так же учителя отметили, что контрольно-измерительные материалы (КИМы), по которым проводится ЕГЭ, плохого качества и ориентированы на середнячков. Тестовая форма проверки знаний порождает натаскивание, ведущую роль начинает играть хорошая память, при этом творчески-одаренные дети страдают от такого подхода.
Данная статья написана для журнала "Молоко" СПб
Свидетельство о публикации №215041601239