Почему обезьяны не лысеют

   Урок биологии  только что закончился. Мария Павловна в некотором изнеможении, с видимой усталостью   присела к столу и стала безразлично наблюдать за шумными школьниками. Сегодня продолжали изучать тему происхождения человека, тему сложную и нелюбимую ею. Уж сколько лет она преподаёт, но каждый год, когда доходит до этого раздела, её педагогическому спокойствию и уверенности наступает конец. Дело в том, что Мария Павловна сама была не очень убеждена в правильности дарвиновской теории, но  собственные сомнения  всегда тщательно скрывала и учебный материал излагала в полном соответствии с программой и требованиями департамента образования. Эти внутренние разногласия и вопросы школьников со всех сторон истощали  её,  начинала болеть голова, и каждый раз она с нетерпением ждала спасительного звонка.

   Вот и сегодня - стоило ей только начать, как её закидали вопросами. Особенно выделялся Вадик Носов, который специально подготовил разные каверзы к сегодняшнему уроку. Вадик, конечно, мальчик способный и башковитый, с пытливой мыслью, но бессовестный и жестокий. Зачем её так мучить и постоянно ставить в тупик? А он при этом чувствует себя победителем и торжествует. Да и весь класс над ней смеется. Мария Павловна проводила взглядом выходящего из класса Вадика, и в голове у неё  вновь зазвучали коварные вопросы:

   - Вот вы говорите, Марьпална, что волосы - это рудимент, доставшийся человеку от обезьян. А почему у обезьян и самки и самцы полностью покрыты шерстью, а среди людей только у мужчин растут волосы на теле? Да и то не у всех. Почему? Кстати,  почему у людей волосы на голове постоянно растут в длину, а вот у обезьян нет. Или они в парикмахерскую ходят? Может быть, всё-таки, Марьпална,  у обезьян, как у всех животных,   шерсть для согрева, а у людей – это просто волосы, а ни-какой не рудимент?

   В голове у Марии Павловны зашумело. Что ответить этому настырному мальчишке?   
   А тут ещё эта выскочка Вика Панфилова добавила:
   - Марьпална, а бывают лысые человекообразные обезьяны? Я что-то никогда не видела и не слышала? Но ведь если человек и обезьяна – родственники, то у них должны быть и какие-то одинаковые родственные признаки. А если так, то обезьяньи самцы должны со временем лысеть, как мужчины. А они не лысеют. Почему? Я согласна с Вадиком, что шерсть и волосы – это совсем разное, и у человека волосы растут для чего-то другого. Для чего, Марьпална?

   - Для красоты, – с хихиканьем вставила Наташа, подруга Вики, и кокетливо поправила прядь пышных, мелкими спираль-ками завитых волос.
   
   Ну что, что им сказать на это? Мысли проносились в гудящей голове учительницы, сталкивались, получался мучительный хаос, из которого она не знала, как достойно выбраться. Вспомнилось содержание учебника, методички, но там все острые уг-лы очень тщательно скруглены авторами, и ответов на такие простые и прямые вопросы там не найти.  Мария Павловна  напряглась, вспоминая какие-то общие фразы, машинально провела рукой по гладко зачёсанным волосам и с внешней убедительностью, но с внутренним раздражением и отчаянием произнесла:

   - Носов, никогда не надо утверждать то, в чём у тебя нет глубоких знаний. И ты, Вика. Тебя это тоже касается. Запомните, то, что мы с вами сейчас проходим –это результат огромной научной деятельности великих учёных. Великих! – в этом месте она подняла руку с вытянутым вверх указательным пальцем, что символизировало восклицательный знак и её огромное уважение к учёным авторитетам. – Запомните, человек – это продукт эволюции. Вам трудно представить себе смысл этих слов, потому что речь идёт о процессе, который происходил на протяжении 15 миллионов лет. Вы поняли? – здесь она опять сделала восклицание рукой. - Твой вопрос о волосяном покрове, Вадик, некорректен. Нельзя сравнивать современную человекообразную обезьяну и современного человека. Это совершенно разные ветви в эволюционном процессе. Вы  поняли? Разные! – Мария Павловна беспомощно оглядела класс и, не зная, что к этому добавить, повторила: – Вы поняли?

   Вадик отреагировал мгновенно:
   - Не поняли, Марьпална. Ничего не поняли. Ну, скажите хотя бы, зачем человеку волосы на голове? И почему они рудимент, если ведут себя, совсем не так, как шерсть у животных?

   - Марьпална, а меня вот интересуют ногти, – громко вставил Миша Бурд. - Вы говорите, что это тоже рудимент, что раньше это были когти и  наши предки использовали их по прямому назначению. А вот моему дяде в больнице удалили ногти на ноге, так он ходить не мог без них. Хромал, ходил с палкой и, между прочим,  долго, пока не отросли новые. Оказывается, человек не может без ногтей-то. Вот! Как же так может быть, если это всего лишь ненужный  рудимент? Непонятно, Марьпална.

   - Ха-ха, ненужный. Ещё как нужный, – съязвила Наташа, вытягивая свои длинные тонкие пальчики с украшенными зелёным перламутровым лаком ногтями.
   - Нужный, нужный, – защебетали другие девочки, и все, как Наташа, начали любоваться своими разноцветными ноготочками.

   Вадик Носов как встал в самом начале со своим первым вопросом, так и не садился. Он отличался въедливостью и дотошностью  и всегда и во всём хотел разобраться до конца. В его голове всё должно было разместиться на строго определенных местах и чтобы не возникало никаких противоречий. А тут как раз сплошные неясности и противоречия. Вадик смотрел на учительницу в ожидании ответа, но Мария Павловна находилась в полном  смятении. В своё время, обучаясь в школе и в институте, она сама  терзалась вопросами, пытаясь связать в единое и понятное целое разнополярные и иногда совсем неубедительные  аргументы учёных. Но ничего у неё не получалось, а через какое-то время другие заботы и интересы вытеснили эту туманную тему из её сознания. В конце концов, она не учёный, а всего лишь школьный учитель биологии, и её задача доносить до уче-ников принятые на сегодняшний день положения науки. Наступит завтра, и восторжествует, например, инопланетная теория происхождения человека, тогда напишут новые учебники, методички,  и тогда надо будет рассказывать детям уже об этом. Ва-дик Носов прервал возникшую паузу:

   - Марьпална, можно я отвечу про ногти. Я про это читал.  Ногти – это очень нужная для человека деталь. Они играют роль опоры для пальцев ног и рук. Без них человек становится инвалидом, как Мишин дядя. А это значит, что человеку ногти даны изначально, и называть их рудиментом  - ненужным для человека наследством от предков -  неправильно. Но у меня ещё вопрос, Марьпална. Вот я видел по телеку передачу, в ней рассказывали о том, что у человека и свиньи очень много общего в строении внутренних органов, кожи, кровеносной и нервной системы. Так что? Может, тогда человек произошел от свиньи? Или свинья от человека?!
   Вадик победоносно поглядел на Марию Павловну, провёл смеющимся взглядом по лицам развеселившихся одноклассников и наконец-то сел.

   Если бы сейчас обвалился потолок, Мария Павловна не испугалась бы, не возопила от страха, а только обрадовалась бы концу своих мучений. Господи, скорей бы звонок. Скорее бы! И всевышний, хотя наверняка и не согласный с теорией Дарвина,  услышал её. Бойкая трель проникла в класс, Мария Павловна присела к столу и из последних сил громко произнесла:
   - Урок окончен.

   Школьники быстро покинули класс и высыпали во двор. На деревьях распускались первые листочки, солнце приятно ласкало выцветшие за зиму ребячьи  лица. Вадик стоял с Викой, они дружили с начальной школы, а вот теперь их неумолимо тянуло друг к другу, и внутреннее волнение при каждой встрече подсказывало им, что это уже не просто дружба.

   - Вик, что за ерунда? Что это за теория такая, в которой такие нестыковки. Ты видела, наша Маришка просто растерялась. Она сама не понимает, в чём здесь дело? Ты молодчина, хорошо её напрягла, да и Мишка молодец, такой классный вопрос забабахал.

   - А ты, Вадь, просто гений. И откуда ты всё знаешь? Про ногти так  ясно всё объяснил, просто класс. Я представила себе, как я на сцене встаю на мыски, и поняла, что без ногтей я просто не смогу этого сделать. Нет, Вадь, ты представляешь, не будь у человека ногтей – могло бы и не быть балета. Ха-ха! Интересно,  дарвинисты об этом хоть раз задумались? Слушай, а про свинью -  это правда?

   - Правда, Викуня, правда. Я собственными глазами и ушами всё видел и слышал. А всё-таки вот интересно: от кого произошёл человек? Что-то обезьянье прошлое мне не по душе. А главное, что при такой логике и аргументах можно утверждать и обратное, что обезьяна произошла от человека. А почему нет? Вон посмотри на нашего охранника – вылитый орангутанг.

   Вика рассмеялась:
   - Вадя, ну ты попал в самую точку. Может, тебе разработать новую теорию происхождения обезьяны от человека, одно доказательство у тебя  есть. Причём точное.

   Звонким смехом Вадик поддержал  Викину идею.
   - Вадь, а ты давно был в зоопарке? Пойдём? Погода хорошая. Посмотрим, как там наши двоюродные братья и сёстры поживают.
   -  Идея – супер. Кого-нибудь с собой возьмём или ну их на фиг?

   - На фиг! У нас с тобой чисто научная задача, другие нам будут мешать,  – Вика интригующе и многозначительно посмотрела на Вадика, и он понял, что где-нибудь в укромном уголке зоопарка им действительно лучше оказаться наедине…

   После ухода ребят Мария Павловна, совершенно опустошённая,  несколько минут посидела в классе, затем собрала журнал, книги и направилась в учительскую. От  урока и своей беспомощности остался неприятный осадок.  Она медленно вошла в учительскую, и рассеянный взгляд её остановился на Босяке – учителе физкультуры. Его фамилия давно заменила ему имя и отчество, и про себя его все только так и звали – Босяк.

   - Марьпална, что с вами? Какая-то вы варёная. Сегодня день такой праздничный, а вы никакая. Случилось что или как?
   - Да нет, всё в порядке, – Мария Павловна едва не назвала его Босяком, но вовремя спохватилась,  – а что за праздник-то?
   - Как это, что за праздник? Марьпална, ку-ку! Сегодня же зарплата. Это же самый главный праздник в нашей жизни.
   - А-а, да! Как же я запамятовала?! Действительно, праздник. Пойду, получу денежки.

   Она направилась к двери, в этот момент зазвонил телефон.
   - Марьпална, вас. Приятный мужской.
   Звонил Кирилл, её давний, с институтских лет приятель. Их отношения всю жизнь подчинялись закону маятника, то они сближались, и, казалось, нет никого ближе и роднее, то отдалялись и надолго. Кирилл - вдовец,  она же давным-давно развелась. Два одиноких человека, в очередной раз их качнуло друг к другу, и вот уже две недели, каждый вечер они проводили вместе. Вот и сейчас Кирилл сообщил, что будет к семи, принесёт торт и шампанское, а под конец с мальчишеским задором  прокричал в трубку:

   - Маша, милая моя, ну и гульнём мы с тобой сегодня.
   - А по какому поводу? – тайно радуясь  предложению, спросила она.
   - Повод есть. Жди.

   Улыбка украсила лицо Марии Павловны. Звонок Кирилла отвлек её от неприятностей сегодняшнего дня, позволил  хоть немного расслабиться   и, закончив все дела в опустевшей школе, она направилась к выходу. Солнечные лучи пробивались сквозь пыльные стёкла, и то здесь, то там на стенах появлялись зайчики. От такого живого  преобразования надоевшего, скучного интерьера  на душе становилось веселее. У двери за столом, откинув голову назад, спал охранник. Рот его был приоткрыт, и на выдохе оттуда вырывался рокочущий храп. Мария Павловна с недоумением и неприязнью посмотрела на это развалившееся жирное тело, одетое в чёрную форму с металлической бляхой. Бросились в глаза его заросшие волосами кисти рук, лежащие на газете с кроссвордом, где  лишь местами были заполнены огромные клетки. В голове у неё пронеслось:

   «Надо же, такой молодой бугай, на нём пахать можно, а он здесь в охране бездельничает, кроссворды отгадывает. Судя по тому, как ему этот кроссворд поддаётся,  у него извилин не больше, может, и меньше, чем у обезьяны. А, кстати, он и похож на своего предка. Чёрт, опять я вернулась к этой теме».
   
   Рассердившись на  себя, Мария Павловна резко открыла дверь и вышла на улицу. Дом её находился в трёх остановках от школы, и лезть в автобус при такой хорошей погоде было  преступлением. Медленно двигаясь по солнечной стороне улицы, она  думала о сегодняшнем вечере: «Что задумал Кирилл? При чём тут шампанское? Что за повод? Вообще, его отношение  ко мне заметно изменилось. Всё чаще и всё больше видна  его забота и внимание. Да и во мне самой тоже есть изменения – жду его звонка, жду его прихода, улыбки, ласки. Надо мне тоже что-то к вечеру приготовить. Он любит селёдочку и вкусное мороженое. Куплю, всё-таки зарплату получила. Надо что-то ещё, чем-то его тоже удивить, порадовать».

   Мария Павловна проходила мимо магазинов, одни витрины сменялись другими и она, щурясь от солнца,  рассеянно смотрела на них, где-то останавливалась и рассматривала выставленные за стеклом товары, рекламу. Поравнявшись с огромным окном парикмахерского салона, Мария Павловна  остановилась и стала изучающе смотреть сквозь стекло. В одном кресле сидела женщина, и вокруг неё хлопотал тоненький, стильный  паренёк в коротком, кокетливом халатике.  У окна, прямо напротив неё, сидела девица, и над её длинными пальцами колдовала маникюрша.
   Мария Павловна стояла неподвижно, немигающими глазами она смотрела на это царство чистоты и красоты. В голове её обрывками проносились: сегодняшний урок, Вадик, Вика, Миша, охранник, Дарвин, обезьяны, свиньи, рудименты, атавизмы, Кирилл. Всё в каком-то хаотическом беспорядке затеснилось в ней. Вдруг она встряхнула головой, избавляясь  от этих наваждений.

   Замученная жизнью и школой, учитель биологии Мария Павловна с просветлённым лицом, которое бывает у людей, узнавших ответ на больной, тревожащий их  вопрос, провела рукой по своим рудиментарным волосам, глянула на свои руди-ментарные ногти и решительно вошла в парикмахерскую.


Рецензии
Таким Марьпалнам надо запретить не только появляться в школе, но и мимо ходить.
Вот такие Марьпалны и плодят дебилоидов.
А вот Виктор Сергеевич так сказал бы:
Та-ак, господин Носов, давайте-ка мы для начала выясним, как вы рабираетесь в более простых вопросах - допустим можете ли тычинку от пестика отличить... оказывается - нет. Вот вам двоечка... Носов, на такие вопросы предстояло бы отвечать тебе, если бы ты был прилежным учеником, усвоил бы азы биологии, окончил бы биофак университета, написал бы диссертацию.... но... на этот вопрос, похоже, будут отвчать другие.. а ты будешь отвечать на более простые вопросы..

Юсуф Айбазов   16.04.2015 22:07     Заявить о нарушении
Откровенно говоря, не знаю, что ответить на Вашу реплику, так как не могу понять её смысл.
Но все равно благодарю за внимание.
Желаю успехов.

Александр Антошин   17.04.2015 07:12   Заявить о нарушении
Это вроде как шутка.
А для того, чтобы воспитаь настоящих мужчин,
умных, толковых, надо, чтобы в школе побольше и
было по-больше умных, толковых мужчин..

Юсуф Айбазов   17.04.2015 14:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.