Слово о полку Игореве и средняя школа

     «Древнерусская литература — это память русского народа. Семь веков царствует древнерусская литература. Царствует, именно царствует, потому что она — главная в культуре Древней Руси. Ей подчинена музыка, ей подчинена живопись… Потому что древнерусская живопись — вся на литературные сюжеты; она не рисовала с натуры, не писала портреты, а самое главное было — литературные сюжеты, которые проникали в живопись, в иконы, фрески. Познавать старое, своё, родное — это так же как хранить память детства. <…> Масса произведений — неизвестна. Только Слово о полку Игореве знают». Так говорил академик Д. С. Лихачёв.

     «Слово о полку Игореве» уже давно прочно закрепилось в школьной программе по литературе. Другие произведения литературы допетровской Руси почти не изучаются. Казалось бы, из такого долгого исторического периода (с XI по XVII в.) можно было и ещё какое-то произведение найти... Почему сложилась такая ситуация, такой дисбаланс?

     Можно сделать следующее предположение. Как мне кажется, акцентирование внимания на «Слове о полку Игореве» было выгодно советскому учёному сообществу и советскому руководству по двум причинам. Во-первых, в этом произведении присутствуют по меньшей мере четыре упоминания о языческих богах, а это подтверждает представление о двоеверии в Древней Руси. Задним числом можно сделать такое замечание: «в этот период в народе жили и языческие, и христианские верования, и вот — подтверждение». Сугубо христианские тексты, которые тоже в этот период создавались, не могут дать возможности для таких кивков в сторону язычества. Во-вторых, «Слово о полку Игореве» называется «великим шедевром», и в то же время для школьника очевидно, что оно написано малопонятным, путаным языком. У читателя может сложиться впечатление, что если это — шедевр, то остальная древнерусская литература — ещё более невразумительна и ещё менее интересна. Как если бы за все века допетровской Руси не было написано ничего стоящего, ничего такого, что сгодилось бы для школьной программы. Это, в некотором смысле, дискредитирует Древнюю Русь. Ведь на самом деле были и другие произведения, которые могли бы сгодиться для школьного чтения. Прежде всего — «Задонщина», «Моление Даниила Заточника». В дореволюционных гимназиях кое-что изучалось (В. В. Розанов сообщает, что изучалась «Повесть о горе-злосчастии»). Такое произведение, как «Повесть о Ерше Ершовиче», вполне могло бы подойти даже с марксистской точки зрения (потому что в нём содержится социальная критика, осуждение коррупции, показаны разные социальные слои и столкновение их интересов). Вирши Симеона Полоцкого и Епифания Славинецкого вообще очень хорошо подошли бы; притом, они короткие, и школьнику будет нетрудно прочитать их.

     Есть другие произведения, но они менее художественны — повести о реальных событиях. Из-за того, что в них описаны действительные события, получается, что для уроков литературы они не подходят. На каких же уроках они должны изучаться? На уроках истории? Или — только в вузе? Выходит так, что тексты, которые находится посередине между литературой и историей, в средней школе изучать необязательно. Для литературы он «слишком историчны», а для истории — «слишком художественны».

     Но именно такова большая часть литературы допетровской Руси.

     Между прочим, такое жёсткое разделение на «художественную литературу» и «историю, преподаваемую с государственнической точки зрения», вероятно, будет оказывать не очень хорошее влияние на воспитание школьников. Это разделение создаёт перед глазами ученика контрастную картину: с одной стороны — искусство (яркая фантазия), с другой стороны — реальная жизнь (серая и скучноватая). С одной стороны — искусство, которое оторвано от реальности, с другой стороны — реальность, которая неинтересна. А такое положение вещей затрудняет социализацию. В перспективе у кого-то это может обернуться серьёзными проблемами (вплоть до преступности). Объективное исследование по этому вопросу, видимо, провести невозможно (из-за сложности критериев). При таком тонком и сложном взаимовлиянии факторов в каждом отдельном случае было бы невозможно составить общую и усреднённую статистику.

     Что конкретно толкает какого-то человека на то, чтобы начать употреблять наркотики, на то, чтобы криминализоваться? Почему обычный, простой, добропорядочный образ жизни кажется ему неинтересным?






.


Рецензии
В советское время, бывало, в школе проходили и «Повесть о горе-злосчастии», и «Повесть о Ерше Ершовиче», "Повесть временных лет" (выборочно), и былины, и даже жития святых.

Игорь Семенников   04.07.2015 17:50     Заявить о нарушении
Спасибо за сообщение! Я учился в 1991-2001 гг., у нас из русской литературы были отрывки из жития Сергия Радонежского (то и в 5, то ли в 6 кл.), "Слово о полку Игореве" - а дальше уже только Ломоносов, Державин, Фонфизин и т. д. Вот такой пробел. Ну и в 5 классе что-то из фольклора.

Если я правильно всё это запомнил.

Константин Берёзин   13.07.2015 20:12   Заявить о нарушении
В программке для поступающих в Нижегородский гос. университет им. Н. И. Лобачевского список произведений начинается так:

II. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А.С. ГРИБОЕДОВ. «Горе от ума». Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
А.С.ПУШКИН. Лирика: «Вольность», «К морю», «Арион», «Анчар», «Памятник», «Пророк», «Я вас любил…», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Поэт», «Поэту», «Когда за городом задумчив я брожу», «Два чувства дивно близки нам…», «Бородинская годовщина», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор») и др. по выбору абитуриента. Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.....

До этого ничего нет...

Константин Берёзин   16.09.2015 13:08   Заявить о нарушении
Вот в этой программе чуть-чуть касаются этой темы.

http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/35268

Константин Берёзин   16.09.2015 13:10   Заявить о нарушении
Вот что говорит историк Игорь Николаевич Данилевский о «Слове о полку Игореве», сравнивая его со «Словом Даниила Заточника» (это — буквальная расшифровка с видеозаписи «Как историки узнают о том, что было в прошлом?», размещённой на Youtube):

«Ну, скажем, есть такое замечательное произведение древнерусской литературы, которое я бы, честно говоря, ввёл бы в курс истории литературы в школе вместо "Слова о полку Игореве". Потому что "Слово о полку Игореве" — конечно, гениальное произведение, но там есть одна беда: его не понимают даже академики. Борис Александрович Рыбаков вроде бы понял его, только допустив 14 перестановок в тексте. Но наши школьники гораздо более образованные, чем академик, поэтому они всё понимают в 6 классе уже. Нормально. Текст очень сложный. Очень сложный. Вот гораздо более простой текст — это "Моление (или Слово) Даниила Заточника"».

Константин Берёзин   24.09.2015 10:45   Заявить о нарушении