Белый лебедь русского балета

        Накануне было пасмурно, шёл мелкий дождь, но стоял июль и синоптики в Интернет предсказывали хорошую погоду. Мы долго решали, куда поехать: в Петергоф или в зоопарк. Перетянул зоопарк, так как доверия синоптикам не было. Мы однажды уже ездили в Петергоф под дождём. У нас с дочкой были зонты, а бедного ребёнка мы завернули в полиэтиленовый плащ, а на ноги надели пакетики, а сверху натянули кроссовки, наивно полагая, что так будет суше ножкам. Так и ходили под дождём, прыгали под фонтанами-шутихами. Нам было смешно и мокро.

        Следующий день, к нашему удивлению, действительно выдался солнечным и тёплым. По дороге от метро к зоопарку группа перуанских музыкантов в ярких национальных одеждах играла свои загадочные мелодии.  Какие волшебные тайны древних индейцев скрывались за этими мелодиями? Странные, непривычные для нашего уха, они предвещали необычные события, которые произошли с нами в этот день.

        В зоопарке белая медведица купалась со своим медвежонком, лев сладко дремал под теплым солнышком,  детёныш обезьянки ловко выхватывал вкусные кусочки из маминой руки и, ухватившись за веревку, быстро перебирался в дальний угол вольера, чтобы съесть всё в одиночку. Мама громко кричала на своего отпрыска, но не успевала за шустрым малышом.

        Когда мы подошли к красивому пруду с белыми лебедями, зазвучала волшебная музыка Чайковского, и мы увидели необыкновенно красивых лебедей. Их белоснежные перья и изящные изгибы шей создавали чудесную картину. Казалось, что это девушки в белоснежных платьях кружатся в танце прямо на воде.

        Солнце зашло за тучи, потемнело, задул лёгкий ветер, и над прудом на белом серпе луны появилась маленькая очаровательная фея с волшебной звёздочкой в руке.
        Она обратилась к Кате и сказала ей:
- Я знаю, что ты очень любишь балет и занимаешься в балетной школе во Франции. А знаешь ли ты, милая девочка, что Франция и Россия тесно связаны через балет.
Не удивляйся, что я такая маленькая, но так много знаю. Я же фея-Лебедь, а мы феи, когда нам весело и хорошо - молодеем, а когда  грустно - стареем. Мне сейчас очень хорошо, поэтому я так выгляжу.

        Так вот, первую балетную школу в России открыл французский танцмейстер Жан Батист Ланде в 1738 году. Она назывлась «ТанцОовальная Ея Императорского Величества школа» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек.

        С тех пор в Россию начали приезжать иностранные балетмейстеры, особенно французские. Танец становился всё ярче, интереснее, так как сочетал в себе лучшие манеры русской и французской школ.

        В придворных танцах ещё не было пуантов и сложных технических движений, главным в школе был апломб, умение фиксировать позу длительное время. Эту разновидность танца стали называть Первой русской школой.

        Особенно прославился в России француз Мариус Пятипа - имя, на котором полвека будет держаться весь русский балет. Этот период стали называть Второй русской школой.

        Огромную роль в становлении русского балета сыграл Пётр Ильич Чайковский и его прекрасная музыка, его балеты: “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”. Сейчас «Лебединое озеро» - один из самых знаменитых и любимых зрителем балетов. Он обошел, наверное, все балетные сцены мира. О нём размышляли и размышляют, силясь постичь тайны музыки, сочиненной Чайковским.

        Белый Лебедь, рожденный фантазией великого композитора, всегда останется Символом Русского Балета, символом его Чистоты, Величия, его Благородной красоты.

        Так балет пришел и утвердился в России.
        К началу 20 века постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но истинного расцвета хореографический театр достиг лишь в России. Вскоре из России балет начал распространяться по Европе, обеим Америкам, Азии и по всему миру. Балет как самостоятельный и творчески развивающийся вид искусства существовал только в России.

        Поэтому достижения русских мастеров сказались на развитии мировой хореографии. Огромную роль в этом сыграли «Русские сезоны» - выступления оперы и балета за границей, организованные С.П. Дягилевым.
Так балет вернулся из России во Францию.

А теперь немного интересных сведений о балете:
        - для того, чтобы изготовить профессиональную пачку, нужно 15-20 метров тюля и 80 часов работы.
        - профессиональной балерине в год нужно более 300 пар балетных туфель. Но и это не предел. Анна Павлова за полтора года гастролей изнашивала более 2 000 пар пуантов!
        - артисты – люди суеверные, поэтому в гримерную всегда нужно входить с левой ноги.
        - нельзя заглядывать в зеркало через плечо артиста перед выходом на сцену.
        - ленточки к пуантам должна обязательно пришивать сама балерина, а если при обувании пуанты случайно упали, нужно постучать твердыми носками о сцену.

        Вот так, милая девочка, живут балерины. А кем ты хочешь стать? Быть балериной – очень тяжелый труд. Только единицы становятся знаменитыми, а остальные так и танцуют всю свою творческую жизнь в кордебалете.
Мне пора, меня зовут важные дела. Нужно помогать балеринам, поддерживать их, когда уже не хватает сил.
До свидания!

        С этими словами фея растворилась в воздухе, а на пруду остались плавать два прекрасных белых лебедя.

Апрель 2015 г.


Рецензии