И снова о загадках Петербурга
"Каменный мост через канал Грибоедова расположен по продолжению Гороховой улицы. Мост был возведён в 1766—1776 году по проекту инженера В. И. Назимова и под наблюдением инженера И. Н. Борисова".
"Редкий по-настоящему сохранившийся в Санкт-Петербурге мост относится к завершающей стадии создания городской транспортной инфраструктуры императорской столицы, которая происходила в середине 18 века.
С момента своего создания он практически не подвергался серьезным реконструкциям и перестройкам. Благодаря этому, Каменный стал почти раритетной мостовой конструкцией, сохранив внешний вид, характерный для середины 18 века.
Так как Каменный мост – единственный, дошедший до нашего времени в первозданном виде, его объявили архитектурным памятником и взяли под охрану государства".
"Свод моста, имеющий параболическое очертание, выложен из гранита, устои — из бутовой плиты. Фасады моста облицованы гранитом. Изначально мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, но в конце XIX века их убрали".
Возможно, один из таких спусков или его фрагмент виден на дореволюционной фотографии моста:
https://fotki.yandex.ru/next/users/repin-v-n/view/555704
Видимо, тогда же что-то изменили в кладке перехода моста в набережную - в этом месте она небрежна и часть блоков подгонялись по месту подрезкой:
https://fotki.yandex.ru/next/users/repin-v-n/view/555703
Но интересно не это. Переходы отмоста к набережной выполнены криволинейными, а потом (!!!) зашлифованы в массиве. Вы представляете инструмент, которым можно ТАК обработать подобную поверхность?
Когда я увидел подобную обработку на пирамиде Микерина, я хотя бы принципиально мог представить себе машину, которая в сосотоянии выполнить такую работу: нечто вроде самоходного горнопроходческого комбайна с фрезой, оснащенной мелкозернистым алмазным инструментом с возможностью его параллельного смещения (по типу пантографа). Там и примерный диаметр фрезы прикинуть можно.
Но вот Каменный мост... Криволинейная поверхность, которую можно обработать только с воды. Минимальное, но хорошо видимое врезание, которое заканчивается не радиусом, характерным для вращающегося инструмента, а сходится, например, под острым углом. Ультразвуковая обработка в 18 веке? Еще большая нелепость, чем предыдущее предположение.
И что тогда? Маленькие зеленые человечки с НЛО, которые исправили кривоватую работу мастеровых?
И такой обработки в массиве в Петербурге много.
Одна схема, одна технология. Какая?
Вот фрагмент набережной:
Зачем был прорезан этот паз в готовой кладке?
А вот фрагмент стены в Японии, в замке Эдо:
Такой же паз, как в питерской набережной, но выполненный уже в классической полигональной кладке, секреты которой утеряны тысячи лет назад.
Или не утрачены? Перенесемся в Кронштадт:
Правда, здесь углы камней очень точные, и можно попробовать представить себе, что кто-то из архитекторов съездил в Перу и, вдохновившись постройками "инков", решил угробить на постройку сугубо технологической стенки дока впятеро больше полновесных государевых рублей - "для красы". При точной разметке нарезать и отшлифовать такое можно, хоть и дорого. Правда, чтобы зазоров не было, один-два камня из пяти пришлось бы, скорее всего, дорабатывать по месту. Но зато красиво-то как! И рустовка добавлена, чего у инков не было, а было, якобы, только в Средиземноморье. И еще - в затерянном в дальневосточной тайге поселке Шереметьево, где эти плиты выворотило смерчем:
Вот криволинейный полигонал - это уж точно утраченная технология. Такое есть, например, в греческих Дельфах:
"Простая" шлифованная плоскость. Но зато сама кладка - классический полигональный пластилин, как будто на морозе построили стенку из пакетов с водой, а когда она замерзла, отшлифовали в плоскость.
Вот так примерно:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/552971?page=0
Только эту уже не Дельфы, а Кронштадт.
Ну и кто умел в КРОНШТАДТЕ размягчать гранит?
Я часто встречал фотографии исторических объектов, где вымостка окружающей историческую достопримечательность территории велась старыми стенными полигональными блоками. Понятно, что дорогой полигонал, делающий здание устойчивым к землетрясениям, совершенно не нужен для мощения площадей, и попасть в мостовую такие плиты могут только из старой кладки. Вот вполне типичный пример, мостовая Боробудура, Ява:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/239669/?page=8
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/239668/?page=8
Вот согласитесь, что вы никогда не стали бы вырезать сложные каменные «замки» для скрепления обычной мостовой. Да и камень этот совсем не тот, который использован для стен – похож на серый гранит, очень прочный и твердый, неудобный для такой фигурной обработки. Это старая гранитная облицовка Боробудурской пирамиды.
Но уж такого-то в Петербурге точно нет! Или все же есть? Пройдемся по нашим набережным:
Принцип полигональной кладки выдержан, но сами блоки - обычные, прямоугольные.
Ну вот откуда такое на старых набережных?
Много неясного в архитектуре, а главное - в строительных технологиях Петербурга.
Может быть, помогут внести ясность читатели - историки, строители, технологи?
Свидетельство о публикации №215041601694
потрясающе интересно, посмотрела фильм по ссылке.
С наступающим Днём Великой Победы!
Елена Воскресенская 06.05.2017 21:52 Заявить о нарушении
К сожалению, ссылки на фото чистятся программами Прозы.ру. Даю ссылку на альбом.
Владимир Репин 06.05.2017 22:15 Заявить о нарушении
надо сходить на Каменный мост, да и в Кронштадте
рассмотреть внимательно всё, о чём Вы упоминаете.
Елена Воскресенская 06.05.2017 23:46 Заявить о нарушении