Появление гитары в России

               
   
 
 
Как мы знаем, из нашей мировой истории, шестиструнная гитара является классическим образцом гитары. Шестиструнный инструмент — гитара, с широким грифом / 5,2 см. ширина первого лада/ появилась в семнадцатом веке в Испании. Свою форму и грацию она позаимствовала от части от лютни. Смотря на гитару можно увидеть образ молодой и прекрасной девушки, интересно на что смотрели наши предки создавая балалайку?! До настоящего времени исследователями не определена точная дата,когда гитара попала в Россию. Одна из версий — гитара была завезена в Россию из Польши,традиционно имеющей всегда тесные контакты с Западом и сложные взаимоотношения с Россией в семнадцатом веке. Другая версия — итальянская. С приездом в Петербург итальянской оперы в 1735 году, возможно кто-то из артистов привёз с собой итальянскую (пятиструнную?) гитару. Обе версии правдоподобны. В распространении европейской музыкальной культуры в России, в те годы, играла относительно большая по численности группа немцев, голландцев, французов, итальянцев, приехавших в основном в период царствования Петра Великого. Западные провинции Российской империи — Польша, Украина, Молдавия в силу их географической близости к Европе всегда находились под большим влиянием Запада, чем территории Кавказа, Урала, Сибири или Дальнего востока. Но постепенно европейские веяния проникали в глубинку
России. Многие из приехавших в Россию иностранцев, не имея «рынка труда» в столицах, постепенно переезжали в другие области Российской империи, где находили себе применение,в том числе, в качестве музыкантов.
Как отмечают исследователи, во второй половине восемнадцатого века в России уже встречаются испанские шестиструнные гитары с жильными струнами и английские семиструнные гитары с металлическими струнами. (Об этом свидетельствует собрание гитар в музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве). В 80-е годы восемнадцатого века в западных городах Российской империи (Варшаве, Вильно), по-видимому, уже можно встретить гитаристов, играющих на семиструнной гитаре. Поначалу, в культурных процессах 40-60х годов гитара не имела сколько-нибудь заметной роли. Но постепенно новые покаления меняют сложившуюся ситуацию. Уже в конце восемнадцатого века положение и роль гитары в культурном процессе заметно возрастают. Тому было несколько причин. С середины восемнадцатого века в России постепенно увеличивается городское население. Оно пополняется за счёт ремесленников, купцов, промышленников, мещан, чиновников, и военных. Введение реформами Петра 1 «Табеля о рангах» определяло статус каждого подданного империи, его общественное и социальное положение. К 1785 году юридически было оформлено Дворянское собрание, как учреждение, защищающее права «благородного российского дворянства». Российское общество разделяется на классы с их социальными и культурными интересами. В различныхх слоях городского населения постепенно формировалась идеология как «славянофилов» (с их поисками самобытного пути России), так и «западников» (с их ориентацией на Европу). Это отражалось на музыкальны вкусах различных слоёв населения. Русская музыкальная культура в эти годы развивалась динамично. Композиторы, живущие и работающие в России, в своих сочинениях приспосабливали новые музыкальные формы и гармонический язык к особенностям русской мелодики. Можно предположить, что первоначально гитара пользовалась наибольшей популярностью в мещанской среде. Её представители — чиновники, служащие, ремесленники, люди с небольшим достатком, не занимающие высоких позиций в петровском «Табеле о рангах». Их связь с сельской культурой была очень тесной, многие горожане были выходцами из близлежащих деревень. Ххудожественные вкусы этой группы отражались в русских песнях и романсах любовного плана, в несложных инструментальных наигрыша на русских народных инструментах. Среди струнных русских народных музыкальны инструментов, бытовавших и в городах, с давних времён была известна балалайка, гусли, домра. К ним добавилась семиструнная гитара.
Шестиструнная гитара, как модный в те годы инструмент, звучала иногда на музыкальных вечерах при императорском дворе в Санкт-Петербурге. Небольшая группа просвещенных вельмож, включая и царскую семью, несла в придворную среду России западную моду, культурные ценности, литературу и искусство. Двор внимательно следил за музыкальными вкусами Европы и стремился в быту подражать европейцам. В формировании музыкальных вкусов высших кругов общества важная роль принадлежала иностранным копозиторам, певцам и музыкантам. Русская аристократия хотела во всём быть похожей на европейцев. Отсюда увлечение оперой, иностранным зодчеством, европейской литературой и искусством. Француз Жан Батист Генглез на протяжении нескольких лет, начиная с 1796 года, издаёт в С.-Петербурге «Journal d arts Italiens, Francais et Russe avec accompagnement de guitarre par J.B.Hainglaise». Это настоящая энциклопедия бытовой музыке, звучащей в высших и средних кругах русского общества конца восемнадцатого века. Среди опубликованных в журнале сочинений можно найти оперные арии Паизиэлло, Мартина, Бианки, многих других, менее известных итальянских и французских композиторов, чьи произведения были изложены с аккомпанементом гитары. Другой музыкант, оставивший свой след в истории гитары в России, был «придворный гитарист»
Её императорского Величества императрицы Елизаветы Петровны, чех или немец по происхождению, Игнатий Гельд (Ignacy Held 1766-1816). Гельд многие годы жил в Польше, затем переехал в Петербург, где зарабатывал себе на жизнь преподаванием гитары. В своих рекламных объявлениях в русских газетах он представлял себя «камергером польского королевского двора». В 1798 году Гельд издал свой «Самоучитель игры на семиструнной гитаре» (J.Held “Methode facile pour apprender a pincer la guitare a sept cordes sans maitre”). В нём, наряду со сведениями по теории музыки, давались указания о настройки гитары (d1-h-g-H-G-D), получившей название « польский строй», технические упражнения, гаммы и арпеджио. Опубликованный в «Самоучителе» нотный материал состоял из полонезов, вальсов, маршей, рондо, сонатин, пьес, для флейты и гитары. Гельд постоянно публикует новые его переиздания, пополняя их своими сочинениями и обработками русских народных песен для семиструнной гтары. В начале 19 века Гельд издаёт свою гитарную «Школу». Он публикует там несколько российских арий.....«переделанных для фортепиано с аккомпанементом как для польской 7-струнной гитары, так и испанской гитары», а в 1816 году издаёт новую «Школу» для шестиструнной гитары. Стремительное распространение гитары в России и историческая судьба гитары сложилась  удивительно и до сих пор продолжается её расцвет и  может быть мы
ещё не раз услышим музыку эпохи ренессанса и современных авторов:  А. Сеговия, А. Фраучи,Х. Родриго, И. Альбениса, Д. Скарлатти В. Лобес, С. Вайса, Э. Грандос, Н. Кошкина и других мастеров её величества гитары.
               
               
               

               


Рецензии