Рецензия 4 Онтология мировых писаний

Роберт Ван Вурст «Онтология мировых писаний». Восточный\Теологический семинар. 2003. WADSWORTH. Стр. 143 - 145.

Характер Конфуция *

Я продолжаю рецензирование учебника Роберта Ван Вурста, написанного для обучения студентов по специальности мировые религии. Ясно, что автор учебника не всегда имеет возможность излагать свою точку зрения. В этом случае он сам обращается к широко известным источникам. В данном случае Вурст использовал книгу Джеймс Легг, из которой взял цитаты от Лунь-юй и Мэн-цзы. [James Legge, trans., The Chinese Ckfssics (Oxford: Oxford University Press, 1893)]. Я привожу эти цитаты в собственных переводах с английского, которые вряд ли можно считать адекватными исходному тексту. Как я уже писал, меня спасает тот факт, что исходный материал существует в виде иероглифов, «перевод» которых неизбежно оказывается неоднозначным.
Черты характера лежат в основе поведения и они должны быть выведены из него. [Fromm, Erich. Man for Himself. Canada: Holt, Rinehart, and Winston of Canada Limited. ISBN 0805014039.]
Итак, нас интересуют черты характера Конфуция. Из того, что написано о нем сегодня видно, что это очень сложная задача. Конфуций находится в центре культуры Востока, внимание к которому сегодня возросло в связи с общим состоянием мировых процессов.
Ученики называли Конфуция: «Учитель». *[Analects 2.4, 7.1-9, 19-24; 10.1-4, 8-12]. Лунь-юй изображает Конфуция в качестве модели "незаурядного человека." (Первый отрывок. Конфуций). Следуя своему учению, Конфуций стал примером для его последователей. Один сообщает краткие сведения о его прогрессе в самосовершенствовании, второй описывает ключевые элементы в его характере, третий приводит увлекательные детали из некоторых его ежедневных привычек.
Например: [2.4]. Учитель сказал: «В пятнадцать лет мой ум был склонен к обучению, в тридцать я твердо стоял на своих позициях. В сорок, у меня не было никаких сомнений. В пятьдесят я знал decrees of Heaven. [or “mandates”: понимаемые сегодня большинством конфуцианцев, в первую очередь, как работа Природы в людях и событиях, а не как работа Бога.] В шестьдесят, мой мозг стал органом для получения истины. В семьдесят, я мог следовать лучшим побуждениям моего сердца, не нарушая того, что было правильно".
Другой пример: [7,1]. Учитель сказал: «передатчик, а не производитель, верующий в древних и любящий их, смею сравнивать себя с нашим старым P’eng.» [old P’eng: мудрец с древнейших времен].
Учитель сказал: «молчание – сокровище для познания; непрерывное обучение; и инструктаж других без устали --- вот некоторые из вещей, которые принадлежат мне"
Учитель сказал: «Оставить добродетель без надлежащего выращивания; не обсудить обстоятельно то, что изучается; не двигаться к праведности, в которой накапливаются знания; и не в состоянии изменить то, что не есть хорошо --- это вещи, которые вызывают у меня большую озабоченность ".
Когда Учитель не был занят делом, его манеры были легкими, и он выглядел довольным.
Пример: [5]. Учитель сказал: «Мое достижение крайностей. В течение долгого времени, я не мечтал, как я привык делать, что я увижу герцога Chou." [duke Чжоу: с точки зрения Конфуция, один из величайший из ранних китайских мудрых правителей].
Учитель сказал: "Пусть желания будут установлены на пути долга. Пусть каждое достижение в том, что это хорошо, будет прочно удержано. Пусть совершенные добродетели будут соответствовать им. Пусть отдых и развлечения будут основой искусства."
Учитель сказал: «Ни человеку с его связкой «сушеного мяса» для моего обучения, или, более того, я никогда не отказывался от обучения всех." [сушеное мясо: наименьшая возможная оплата за обучение. Конфуцианство считает, что обучение и самосовершенствование должны быть открыты для всех, кто желает].

Учитель сказал: «Я не открываю правду тому, кто не стремится получить знания, ни помочь любому, кто не стремится объяснить себя. Когда я представил один угол субъекта к кому-либо, и он не может от этого узнать остальные три, я не повторяю свой урок ".
Когда Учитель оказывался в доме скорбящего, он никогда не ел в полном объеме. Он не пел в тот же день, в котором он плакал...
Пример: [19]. Учитель сказал: «Я не тот, кто родился во владении знаний; Я тот, кто любит древности, [Конфуцианцы подчеркивали китайскую привычку поиска путей от древних писателей] и всерьез занимаюсь поисками их."
Пример: [20]. Предметы, о которых Учитель никогда не разговаривал, это - экстраординарные вещи [странные явления в природе]: подвиги сил, беспорядки, и духовных феномены (спиритуализм).
Учитель сказал: «Когда я иду вместе с двумя другими, они могут служить мне как мои учителя. Я буду выбирать свои хорошие качества и следовать за ними, находить их плохие качества и избегать их."
Учитель сказал: «Небо производит добродетель, которая есть во мне. Что может Hwan T'ui со мной сделать?" [Hwan Tui – армейский офицер, который пытался убить Конфуция].
Учитель сказал: «Как вы считаете, мои ученики, есть ли у меня какие-либо сокрытия? Я не скрываю от вас ничего. Нет ничего, чтобы я не показал вам, моим ученикам. Это есть мой путь."
Есть четыре вещи, которые Мастер преподавал: писания, этика, преданность души (любовь), и правдивость.

К этим вопросам я вернусь в последующих рецензиях.

В заключение проведем краткие выводы. Прежде всего, надо отметить, что черты характера Конфуция проявляются в его поведении в различных бытовых ситуациях. Часть этих черт его характера сформулирована в виде определенных методический рекомендаций. А другая часть скрыта в его принципах, критериях и убеждениях. В то же время чувствуется полнота набора его ценностей. Все сформулированные положения не оказываются следствием какой-либо теории. Они воспринимаются как пейзажи, нарисованные с натуры. Натурализм философии Конфуция вполне естественен, в нем нет попыток «нарисовать» действительность через противопоставление диалектически противоположных образов. В его философии отсутствуют и относительные истины, которые есть средство математики. Только конкретность без попыток приведения ее в системный порядок. Отсутствует даже статистическая классификация рассматриваемой действительности. Нет попыток открыть законы природы в их взаимосвязи. В то же время, найдены самородки мудрейших истин, дающих опору в жизни и освещающих путь к достижению высочайших целей. Системности нет, но есть гармония всеединства, которое, по-видимому, существует в природе и определяет ее смысл. Приходит на ум образ мозаичного окна, собранного из ярких кусков цветного стекла.
04/16/15
Виталий Шолохов


Рецензии