Святилище Сетерл

Святилище Сетерл;
Петроглифы и рунические письмена в долине р. Каракол

В месте предполагаемой локализации Сибирской Башни Сатаны

На правом берегу р. Каракол, недалеко от р. Урсул, протекает р. Сетерлю, где находится святилище Сетерлю (Сетерл;) у горы Кара-Туу (Черная Гора), 3 км от с. Бичикту-Боом, ближе к селу Боочы. Урочище Сетерл; является почитаемым у бурханистов и майманов. Здесь было кремировано тело Боора (прожил 108 лет) из рода кара майман – известный буддийский лама и признанный учитель, лекарь, предсказатель. Когда тело было сожжено, то на месте костра был обнаружен его большой палец правой руки. Который не подвергся огню и серый камень, образовавшийся от его печени. Боор учился в Тибете около 25 лет (или 18 лет), получив степень доктора буддийской философии. Пик его проповеднической деятельности на Алтае пришелся на сер. 18 в.
В 1996 г. в долине Сетерлу был построен субурган из белого гранита посвященный ламе Боор, который в 2002 г. был разрушен некими вандалами.
По-киргизски - «Кара-туу» - черное знамя, которое ставилось у юрты, где был покойник.

На невысоких скальных выходах окружающих Бичикту-Бом (или Бичикту-Боом, алт. – «скала с письменами», «письменная скала») - село на левом берегу р.Каракол. Это самое большое количество найденных рунических памятников и петроглифов.

Поверхность скальных выходов из сланцевой породы идеальны для нанесения гравировок. На местонахождении имеются петроглифы эпохи бронзы и скифского времени, основная часть относится к эпохе средневековья. В качестве изображений присутствуют шаманские бубны, сцены охоты, животные, антропоморфные фигуры.

В изображении шаманского бубна, прежде всего, привлекает ;зи бубна выполненное в виде стрелы (см. рисунки). В этом случае шаманский бубен напоминает лук, посредством которого пускались стрелы во враждебных духов – к;рм;сов. Наиболее распространенным является ;зи в форме антропоморфной фигуры. Здесь же вместо рук нарисована поперечная линия – «кириж» (тетива лука), а отходившие от нее вниз черточки – «конура» (стрелы). Исследователи считают, что данное изображение может говорить о шамане-предке, как охотнике.
В рунической символике Стрела – тоже, что и Колючка, Шип Смерти, Thorn (Г.фон Лист). Стрелы Эльфов. Громовая Стрела германо-скандинавского бога Тора. Стрела Абариса – луч Солнца, на которой он летал. Символ «пятиступенной рунической лестницы» Иоганна Буреуса – это стрела. Стрела - осевое оружие, Ваджра (Р.Генон). Стрела – атрибут бога зимы Улля. М.Элиаде говорит, что существует группа легенд, где Лестница восхождения в Небеса заменена символикой «цепи из стрел». «Герой восходит на Небо, запустив первую стрелу в небосвод, следующую - в первую и т. д., пока ему не удастся создать цепь между Небом и Землей. Этот мотив мы встречаем в Меланезии, Северной и Южной Америке… Поскольку в Австралии лук не был известен, его место в мифе заняло копье с привязанной к нему длинной лентой; герой вонзает копье в небосвод и поднимается туда по ленте» (Шаманизм…).

Среди рисунков Бичикту-Бома встречается ;зи в виде антропоморфной фигуры, в которой присутствует изображение радуги в виде трех параллельных дугообразных полос, примыкающих с боков. Радуга на шаманском бубне может означать только тоже самое, что и «Радужный Мост» - Бифрёст (др.-исл. bifr;st), который связывает человеческий разум с величием богов, мост соединяющий Мидгард с Асгардом. Он также именуется Асбру (;sbr;) — мост, ведущий от земли к небесам, от слов ;ss — «ас, бог» и br; — «мост», т.е. мост асов. В «Нордической мифологии» Бенджамин Троп называет этот мост «колеблющимся пространством». Мост, ведущий к источнику Urdr, в котором хранится все знание и опыт прошлого, туда, где сокрыт Дух.

Использованы материалы Еркиновой Р.М. и Кубарева Г.В. (Граффити Бичикту-Бома).


Рецензии