Венера Эрлик Люцифер Чаша Грааля

В алтайской шаманской мифологии Венера имеет название – «Кубыр-Чолмон». Утренняя Звезда - солнечная (Тапах Чолмон, Та; Чолмон, Танг Чолмон); Вечерняя Звезда – лунная (Иныр Чолмон, А;ар Чолмон, Энгир Чолмон). Алтайские аборигены челканцы (куу-кижи) именуют Утреннюю Звезду – «Тонжол Бола»; а Вечернюю – «Кршаг Бола». Телеуты – «Чолмон Илдыс».

Название Венеры у других центрально- и северно-азиатских народов:
Бурят. – Солбон; хакас. – Солбан; тувинск. – Чолбан или Шолбан; якут. и эвенкийск. – Чолбон; ойрат-калм. – Цолви - дух – хозяин, божество Венеры; татары-мишари – Заря-юндоз; васюганские остяки – Утренняя Заря – «Альни-куньл», Вечерняя – «Итни-куньл»; селькупы - Утренняя Заря – «Кари Кводде Кызынган Сей» (Кызынган Сей – небесный глаз), Вечерняя – «Юди Кводде Кызынган Сей».

Согласно тибетским мифам Цолмон вызывает войны. У якутов Чолбон – женское божество из разряда злых духов-абаасы, связанное с мотивом войны. Чолбон – звезда предвестница войны, а также насылает холод на землю. Эвенки считают Чолбона могучим и грозным божеством. В хакасском шаманском призывании Солбана называют «владыка-небо». В алтайском эпосе Чолмон живёт на «дне неба»; в «белого Чолмона» превращается чудесный покровитель героя - старец в золотой шубе с золотым костылём; облик «белого Чолмона» принимает также вознёсшийся на небо конь героя (аналогичные мотивы имеются и в монгольском эпосе).

Г.Н.Потанин высказывал предположение, что тюрко-монгольское название Венеры: Цолбон, Чолбон, Солбон происходит от слова «волк» и проводил аналогии с традициями других народов: славянское название Венеры - «волчья звезда», литовск. – Zwerinne от Zweris (волк), чешск. – Zwireinice, Zwerenice - «волк».*

Комментируя цикл алтайских сказаний о «летучей мыши» Г.Н.Потанин говорит, что в мусульманских легендах «летучая мышь» заменена удодом, что в этих же сказаниях означает звезду Венеру. Также «летучая мышь» сравнивается им с медведем, бобырганом (белкой летягой), абырганом (миф. змей), шаманом, что указывает однозначно на владыку Подземного Царства Эрлика. Тем самым Эрлик = Венера, т.е. Люцифер.

В монгольских и татарских наречиях Венера также звучит как «Джильбы», а в центрально-азиатских легендах (в частности у челканцев) имеется несколько коротких сказаний о чудовище людоеде, обжоре, атрибут которого - собаки (ср. с собаками Каина и Эрлика) по имени «Джельбегень» (он же Ихи-Мангыс). Он враг старшего сына Неба, как и бобырган, за которым, как мы установили ранее, скрывается опять же бог Эрлик.

Алтайские и бурятские сказания связывают планету Венера и с другим чудовищем – «Долман» (Галь-Д;лм;, Калмы) – морской дракон, который пожирает людей и скот.**

Во всех прочих подобных мифах имя сброшенного чудовища читается как: Земпыр, Мембыр, Цолмон. Г.Н.Потанин рядом с формами «Цолмон», «Цолбан», «Солбан» ставит другие имена Венеры: «Колмон», «Колбан», «Колван». «Калмы» - гора, похоронившая под собой богатыря-великана Сартактая-Кэзэра.

Чудовище-дракон Долман сброшен с Неба на дно морское, где охраняет некие сокровища или сам выступает роли некоего потаенного желаемого богатства. В бурятских версиях о свержении Долмана имеются аналогичные сюжеты, но на место «Долмана» поставлен «Камень» или «шаманский камень» сброшенный с Неба в море.*** В тибетских вариантах этой легенды «Камень» заменяется на «Окаменевшего Человека». Существует бурятское предание, в котором на дне моря лежит недоступная для смертных блестящая золотая Чаша****, но которая на самом деле находится на вершине горы, а на дне моря всего лишь её отражение. Под этой Чашей подразумевали Цолмон/Венеру.

В карачаево-балкарских эпических сказаниях о героях-богатырях имеется представление о волшебной чаше («нарт аякъ» или как «нарт таякъ» - «палка нартов»), сделанной кузнецом Дебетом, которая даровала им силу. Она именовалась также как «Эрлик Аякъ» - «чаша мужества».

Итак, рассмотрев данные мифологические сюжеты, можно установить не только связь между звездой Венерой /Люцифер/ с адским богом Эрликом, но и увидеть, что символами, как Венеры, так и Эрлика выступают: «Камень», «Окаменевший Человек», «Чаша» и он же «Дракон», сброшенный с Небес на дно морское. Эти выводы показывают нам, что именно здесь в Центральной Азии, в том числе и на Алтае сохранились предания связанные с легендами о падении Люцифера и Камня/Чаши/Грааля из Его чела (Phosphoro-Venus-Lucifer) на Землю в результате вселенской битвы сил света с демиургом.

Примечания
* В зороастризме ненасытная птица Вареш, служащая Ахриману в образе крылатого волка, готовая уничтожать всякую живую тварь созданную Ормуздом (Бундахишн, гл. 14).
** Сравни с разбором имени «Бобырган», где в удмурт. – «Ибыр» - злой дух, ворующий детей и скот; в монгол. - «Абырга-могай» дракон-змей, обитающий под землей и похищающий людей и скот.
*** Камень также может означать и космический летательный аппарат ведических героев и богов - Вимана (Vim;na). См. работы чилийского мистика Мигеля Серрано.
**** В свете этого мифа приобретает совершенно иной смысл легенда об озере Телецкое («Телесское» от названия проживающего народа – телесы). Исконное название - Алтын-Куль, Алтынкуль, Алтынколь, Алтын К;л – Золотое озеро. В легенде сказано, что в голодные годы алтаец не сумевший обменять на еду, кусок золота с конскую голову, проклял небесных богов и бросил с горы золото в озеро, а следом прыгнул и сам. Не есть ли в этой легенде зашифрованная информация о том, что на дне озера не кусок золота с конскую голову, а Чаша – Камень – Вимана Люцифера сброшенный с Небес?

Источники легенд
- Г.Н. Потанин «Очерки Северо-Западной Монголии».
- Г.Н. Потанин «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе».


Рецензии