Косичка Kejeгe и Эрлик

В алтайском мифическом сказании «Золотой Павлин» (сказитель А.Г.Калкин) в самом начале говориться, что Павлин, которого избрали Зайсаном (вождь и шаман сеока) имел хохолок похожий на традиционную для алтайцев мужскую прическу - «Kejeгe».

Алт. - «Kejeгe» или «Kejee»; кирг. – «Ке;иге»; уйг. – «Г;жг;»; хакаск. – «Ки;иге» или «Ки;еге»; шорск. – «Кечеге»; тувинск. – «Кежеге»…

«Kejeгe» - у тубаларов, челканцев, кумандинцев, теленгитов, телеутов – национальная мужская прическа - мужская коса, когда взрослые мужчины выбривали волосы на голове, а оставшиеся на макушке заплетали в одну косу, на конце которой в виде украшений закрепляли бусинки или стеклянные пуговки. Считается, что такая коса – это сакральная связь с духовным миром Тенгри.

В вогульском фольклоре косы золотой богини Калтащ представляют собой космическую вертикаль по которой можно путешествовать с Земного мира в Небесный. Для остяцкого героического эпоса также характерны образы «косатых богатырей» (А.М. Сагалаев «Урало-алтайская мифология…»).

Во времена христианизации на Алтае, когда теленгетов начали крестить, крещенным теленгитам мужчинам срезали эти косы «Kejeгe» и меняли имена с алтайских на христианские. Срезать косичку «Kejeгe» было позором, так как считалось что из макушки, откуда росла «Kejeгe» исходит дух. Многие алтайцы бежали от крестителей, прятались, чтобы не срезать косичку.

У тувинцев существовал обряд обрезания волос («чашты хылбыктаары»), который проводился уважаемыми предками: бабушками или дедушками над ребенком, достигшим 3-летнего возраста. День стрижки узнавали у шамана. «Мальчикам стригли волосы по внешнему кругу, а оставленные на темени заплетали в одну косичку (кежеге) и завязывали ее шнуром или тесьмой. Последние могли быть синего или черного цвета, так как эти цвета считались благополучными для представителей мужского рода. У тувинцев в Овюрском кожуне и у тоджинцев эта прическа сохранялась только три дня, после чего и у мальчика и у девочки волосы обрезали окончательно. Состриженные волосы убирались в узелок или специальный мешочек и припрятывались матерью в специальный сундук или же в подушку, на которой спали родители. Г. Н. Курбатовский пишет, что первые волосы считались дорогостоящими и грешными… «Избавляясь от первых, младенческих волос, ребенок отделялся от потустороннего мира и ставился в один ряд с людьми. Только человек может заплести косу» (Ч. А. Кара-оол «Начальные обряды социализации…»)

У них же во время свадьбы существует обряд «дугдээшкин» (закреплять), когда жениха и невесту сажали рядом, затем соединяли волосы на концах их косичек.

У киргизов, казахов, уйгуров слово «Kejeгe» – задняя часть головы.
У тофаларов оно означает - длинные ленты на шапке шамана свисающие сзади.

Слово «Kejeгe» происходит из средневекового монгольского языка – «ge;ige», что значит «затылок», «косичка», «волосы», «загривок», «вспомогательные войска». В ордос. – «GeD;ige» - помимо указанных смыслов, означает также «западная сторона». Древнемонгольский архетипический корень «gedige», к которому восходит средневековое слово «ge;ige» считается однокоренным словом с такими общемонг. словами как: «gederge», «gederg;» – «назад», «обратно». Также монгол. корень «gede» однороден тюркскому пракорню «k;t», «ket», «k;t» – «конец», «задняя часть».

На раннесредневековых петроглифах Западной Монголии наряду с руническими тамгами имеются изображения охотников и всадников с косами на голове, традиционной прической для народов Саяно-Алтая в древнетюркскую эпоху (И.Д. Кубарев). Хотя некоторые историки отмечают, что именно «Kejeгe» - прическа с выбритой головой и заплетенной косой из волос на макушке была характерна для племен Южной Сибири уже в андроновский период – 17 – 9 вв. до н.э. (К.Т.Лайпанов, И.М.Мизиев «О происхождении тюркских народов»).

А теперь попытаемся понять, что же на самом деле значит «Kejeгe». С каким духовным миром связывает себя носитель на голове косы-«Kejeгe».

1. в тувинской традиции срезание первых волос – это срезание разрыв связи с Потусторонним миром. Но связь все-таки остается. За счет косички - «Kejeгe».
2. у тофаларов - «Kejeгe» связана с миром шаманов.
3. в Монголии - «Kejeгe» относится к воинским определениям.
4. там же - «Kejeгe» - «западная сторона».
5. в древнемонгольском - «Kejeгe» - «назад», «обратно».
6. в тюркском - «Kejeгe» соотносится с протокорнем: «конец», «задняя часть».

Думаю, что все шесть пунктов указывают нам на бога Эрлика.

1. Он - владыка Потустороннего мира;
2. Он – Отец шаманов;
3. Он дарует мужам Er – воинскую доблесть;
4. Он владыка («Западный черный дух») Подземного мира, который находится на Западе.

Что значат пункты 5 и 6? Эти пункты указывают нам на звезду Венеру, с которой связан бог Эрлик:

5. Монгольские слова «gederge», «gederg;» – «назад», «обратно» - означают обратное вращение Венеры, чем вращение других планет (ретроградное вращение).
6. Тюркский пракорень «k;t», «ket», «k;t» – «конец», «задняя часть» - указывает на то, что Венера имеет кометообразный хвост, простирающийся в пространство на сорок пять миллионов километров. Венера, как планета с хвостом изображалась еще на камнях Ики. У индейцев майя и ацтеков Венера – крылатый змей Кецалькоатль. В книге «Пополь Вух» говориться, что некогда она имела вид змеи. В кодексе Мендосы у Венеры окутанной облаком газов изображен хвостик в виде косички.

Эти последние пятый и шестой пункты в нашей интерпретации не только связывают понятие косички-«Kejeгe» с «косичкой» звезды Венера, но и возвращает нас к сказке о Золотом Павлине, ибо Павлин – это и есть Венера. В алхимической рукописи Splendor Solis (16 в.) имеется картина «Венера-хвост Павлина» на которой в центре изображен Павлин в алхимической колбе – радужность хвоста, которого означает смену алхимического процесса, а над Павлином изображена Венера, облаченная в золотые одежды. Она едет в золотой повозке, запряженной двумя птицами, через пушистые голубые облака. Также в астрологии Павлин – птица, посвященная Венере (С.А.Вронский и Д.Радьяр).

Таким образом, быть может косичка-«Kejeгe» - это память (или даже связь!) о Великом Золотом Павлине Тавуси Малак, Ангеле Люцифере, боге Эрлике и его светоносной звезде Венере дарующей духовный свет просветления и свободу духа от паутин демиургических построений.


Рецензии