Узник

Старая, черная от грязи и крови деревянная дверь в темницу со скрипом отворилась. В маленькую, площадью в несколько футов, комнатушку, освещаемую лишь огарочком свечи, вошли две тёмные фигуры. Узник поднял на них свои измученные глаза и болезненно улыбнулся.
Одна из фигур  повернулась и холодным голосом  приказала:
-Отведите его в допросную. - потом она снова повернулась и посмотрела на человека:
-Надеюсь, на этот раз мы выбьем из него хоть что-то… - в этот момент свеча погасла.
Очнулся пленник от  удара ладонью по щеке. Открыв глаза, он зажмурился от света, исходящего от свечи и, хотя свеча светила не очень ярко, но всё-таки смогла ужалить глаза, которые, видимо, долго не видели света. Он находился всё в той же комнате, однако, теперь он сидел, прислонившись к грязной, чёрной и липкой стене. И даже почувствовал, как по его шее изредка проползают различные жучки. Перед ним сидела тёмная фигура, похожая на тень, однако, она имела довольно чёткие очертания, но это вряд ли было что-то живое. Фигура с увлечением рассматривала в свете огарочка свечи какой-то засаленный лист бумаги. И вдруг она взглянула на него и от её взгляда похолодела кровь.
Инквизитор теперь  ясно видел перед собой глаза этого человека. Вокруг глазных яблок тянулись фиолетовые круги.  Эти глаза напоминали два солнца, свет которых были прикрыт пеленой облаков. Узник был худ, одет в тряпье, руки были покрыты кровяными корками, несколько ногтей отсутствовало. Ноги также были все разбиты. А большой палец левой ноги был оторван. На его месте красовалась большая гноящаяся рана, в которой, скорее всего, кто-то уже поселился.
-Итак, начнём! - как гром, произнесла фигура инквизитора. Она слегка приблизилась к узнику и продолжила говорить. - Вас обвиняют в помощи еретикам, -смакуя сказал она.
-Я зачитаю, - начал он и взял бумажку со стола.- “30 марта 1245 года от рождества Христова, поданный его величества Испанского короля - Мартин Лютер, был замечен в том, что помогал женщине, которую осудили на смертную казнь по велению церкви. А именно - приносил в её камеру еду и явно замышлял об её побеге.”
-Ваше оправдание?
Узник поднял голову и  попытался разглядеть, фигуру, но видел только тень.
-Я… я просто помог этой бедной женщине. Она ни в чём не виновата, я уверяю вас. Это злые языки оклеветали её.
В этот же момент узник ощутил сильную пощёчину

-Хватит! - резко прервал его инквизитор. - Вас несколько раз ловили, избивали, даже пытали! Если бы вы хотели просто помочь, то оставили бы это занятие после первой попытки или вы слабоумный?
Слова инквизитора звучали в голове узника, как  тяжёлые удары железа об камни, он довольно ясно слышал их, но с трудом воспринимал, и всё-таки  никак не мог разглядеть инквизитора. К его сердцу уже стал подкрадываться смертельный ужас, но он помнил, зачем его сюда привели.
-Господин инквизитор, пожалуйста, поверьте мне! -  теперь уже более твёрдо сказал узник.
- Повторяю ещё раз: зачем вы помогали этой женщине? - как гром произнёс инквизитор.
-Я… я люблю  её. Мы жили очень счастливо, дела наши шли очень хорошо, мы собирались заводить детей и… и вы не представляете как я был счастлив! Но всё изменилось после того случая в церкви. Её забрали. Я с ума сходил от горя! Я обращался за помощью ко всем: епископу, феодалу, купцу, даже пытался подкупить стражу, но всё безуспешно…  - всё это узник говорил торопясь, но эти слова придавали ему силы, хотя было понятно, что никто ему не поможет. Речь его была словно начинающийся дождь, который сначала бросает всего две маленькие капельки, чтобы известить о своём появлении, а уже потом начинает лить свои воды на землю. Но, как известно, во время дождя бывает и гром с молнией и буря.
-Господин инквизитор, помогите хоть вы! - упав на колени, взмолился  узник. - Вы моя последняя надежда на возвращение моей прежней мирной жизни. Прошу вас! - и тут за окном прогремела первая вспышка молнии.
-Молчать! - взревел инквизитор и ещё сильнее ударил его. - Жалкая чернь, ты просишь меня о помощи!? Да как ты посмел!? - глаза инквизитора начали метаться в разные стороны и как будто пытались прожечь всё что им попадалось на пути.
-У меня есть показания священника, который распознал в ней приспешника дьявола. - Я вам зачитаю, - инквизитор повернулся спиной к узнику и того обдало холодом. - “За этой женщиной я слежу уже очень давно и я нашёл её поведение довольно странным:
1) Она постоянно сидит на задних рядах и никогда не подходит к первым рядам.
2) Она очень боязливо подходит ко мне за благословлением, как будто я хочу навредить ей.
3) Она постоянно озирается в стенах церкви, боится смотреть на витражи .
4) Она избегает меня, когда я хочу подойти к ней. ”
-Заметьте! - повысил голос инквизитор, уже развернувшись лицом к узнику. - Это всё со слов священника.
На узника эти слова подействовали, словно удар хлыстом.
-Господин инквизитор, этот священник… Он постоянно следил за ней. Он не отходил от неё ни на шаг. Однажды она  возвратилась после службы вся заплаканная, растрёпанная, а её одежда была порвана. Я спросил её: ”Дорогая, что случилось? На тебя напали?”, а в ответ только слёзы и истерики. Я сразу заподозрил недоброе. Я пришёл в церковь и спросил что у священника: ” Что произошло с моей женой” - в ответ только  неясные, злобные фразы.
Уже уходя из церкви, я приметил, что  священник сам весь потрёпан, руки расцарапаны, а на пальце наложена повязка. И тут я увидел самое главное - я увидел на его плече её ленту, которой она подвязывала волосы! - говоря это узник очень оживился, он даже покраснел, а его глаза стали как будто сверкать, наполняясь праведным гневом. Он стал смотреть на инквизитора прямо, без утаивания чего-нибудь. Было видно, что  узник хочет справедливости.

 Тут же прогремела вторая вспышка.
Глаза инквизитора наполнились чёрной краской и превратились в две огромные дыры, а тень вокруг него, как бы, увеличилась.
-Ну что ж, ты бы всё равно не выбрался, - не своим голосом произнёс инквизитор.
Узника вели по узкой улице. Он не знал где он. Не знал даже куда он идёт.
Это была обычная улица, оживлённая и узкая. Его вели в кандалах по грязи и экскрементам, валяющимся на дороге. На улице была весна, но тепла не было. Был только ледяной ветер и моросящий дождь, а небо было заволочено армадой облаков. 
Ему плевали в лицо и кидались гнилыми фруктами.
И вот этот час настал. Эшафот. Его вывели на деревянную площадку. Было очень много людей , они кричали и смотрели на него своими глазами. Эти глаза напоминали глаза инквизитора, только они были маленькие, ну совсем ничтожные. Они требовали зрелища и крови, как будто не могли без неё - эта кровь необходима им.
Секретарь зачитал приговор. И Узник в последний раз посмотрел на всех своими глазами. Эти глаза напоминали умирающие солнца, которые прежде чем погаснуть вспыхивают, всем своим существом озаряя черноту космоса.
И петля затянулась…


Рецензии