К вопросу о различении маздаизма и зороастризма

 К тому моменту, когда древнеиранский политеизм в результате влияния арийских верований стал приобретать, подобно своему протагонисту - ведийскому черты персонифицированного многобожия, а группы богов по мере усложнения социальной жизни общества стали проявлять явную тенденцию к образованию своего царя (и таким образом формировалась предтеча монотеизма) общество территориальных образований доахаменидского Ирана находилось на пороге сословно-монархической революции

 Первым объектом неперсонифицируемой веры среди пантеона антропоморфных богов стала "мазда" - божья мудрость.
 Мазадизм - религия, возникшая внутри религиозной касты (по преданию, её создателем был жрец Рама), верование для жрецов, знание тайное, эзотерическое, которому позднее, по-видимому, оказалась суждена общая судьба множества эзотерических учений: распространение и профанирование (подобная судьба постигла в Египте аналогичный культ Атона при Аменхотепе IV)

 Дело в том, что общество древнеиранских протогосударственных образований состояло из трех каст: жрецов, воинов и простолюдинов (четвертая - торговая каста еще не выделилась из её массы). Единство этих трёх каст (точнее говоря, варн, так как слово "каста" означает соединение родов) имело даже собственный термин: "хварна".

 Если избавить этот термин от мистических спекуляций, им обозначалось то, что в европейской традиции именуется "харизмой". Это есть потенциал социальной энергии некоего "центра", служащий источником социального "притяжения" как для людей, так и целых социумов (будучи в каждой общественной группе источником центростремительной силы, отделяющем отождествление "мы" от "не-мы")
 Например, если энергопотенциал варны жрецов сильнее чем у воинов, жреческая варна ставит на вершину социальной пирамиды царя-жреца.
 А в период противоположной иерархии (преимущества варны воинов) на трон восходит царь-воин.
 Естественно, такая последовательность определалась историческими целями: события завоеваний, обновлявшие экономический базис страны, сменялась интервалами культурного развития, нравственного обновления этносов

 Хварна - важная часть социальных представлений об организации общества в союзе трех социумов-варн, поэтому она определенными мерами во времени распределялась между группами: у каждой варны была своя "хварна" (зависимое от исторического периода представление о своем месте в социальной иерархии, перечень прав и обязанностей, нравственных норм варны)

 Но дело в том, что варны представляли собой исторически отдельные этносы, адаптированные к общественной жизни в трех-варновом обществе, каждый этнос имел свои присущие ему верования: жреческий, произошедший из арийских родов - веру в персонифицированных богов, простолюдины из автохтонных, оседлых родов - огнепоклонничество, а социум воинов по традициям полукочевых племён сохранял тотемические обряды, организуясь в союзы молодых воинов, называвших себя "волками"

 Традиция приписывает смерть пророка новой веры именно от рук "волков" - в тот момент, когда он молился у "вечного огня"

 Отметим роль "волков" в предполагаемом убийстве Заратуштры: зороастрийский пророк покушался на право варны молодых воинов использовать атрибуты жреческой жизни: в частности, употребление сакрального напитка хаомы (вероятно, арийская традиция, упоминаемая как божество "сомы" в Ведах)

 В ритуалах маздаизма (а потом и зороастризма) хаома использовалась как сильный галюциноген, имевший смысл для религии только в строго дозированной и регулируемой обрядом мере, в определенные моменты как ритуал для избранных. Превышение такой меры становилось злом - и это вызывало возмущение Заратустры
 Мужские союзы были как раз теми социумами варны, где употребление хаомы использовалось как эзотерический обряд инициации, но в дальнейшем, при падении нравов могло стать причиной наркомании среди молодых мужчин-воинов (в смягченной форме - заурядным пьянством)

 Кстати, отметим, что одним из важнейших мифов маздаизма (роднящий его с иудейством) является грехопадение "демиурга" в первораю. Человек таким образом лишился бессмертия (блага Вечной жизни). Этот "демиург" нарушил запрет жреческой касты и сделал из жертвенного мяса предмет личного потребления, тем извратив весь смысл религиозной жертвы
 Вероятно, именно эта судьба и ждала мазадистскую религию: социальное профанирование её символов и общественных норм, в результате чего в религиозной общине поселялось зло: превышение меры вещей. В древнеиранской вере возникло идолопоклонничество, то есть ни что иное как профаническое представление о духовных истинах, которому требуется физический предмет как посредник

 Но главное конечно - даже не сакрализуемый предмет сам по себе, а отношение к нему людей, их внутренние чувства, так как добро и зло как дихотомия есть содержание внутреннего мира человека, а значит, в человеческом сознании возникает мера вещей

 Превышение меры вещей в религиозной жизни превращало ритуал жертвоприношений в средство обогащения жреческой касты, эзотерические обряды тайного знания, инициации и мистерии - в оргии, иерархию общины людей, близких по вере и взаимопониманию - в социальную лестницу престижа. А по мере этого грехопадения из религиозной жизни постепенно уходило главное, что и делало религию необходимой в этнической группе - любовь (а с ней и дарованная человеку мораль), вера в прошлое и надежда на будущее. Религия могла остаться лишь как прерогатива социума, касты, государственной группы, в этом качестве она вырождалась в свирепый догматизм, полный насилия и лицемерия

 Роль зороастризма заключалась в реформировании маздаизма в духе новой религии Господа-творца мира, подобного человеческой личности (в гатах Авесты диалоги Заратуштры и Ахура Мазды есть обучение мудрости от одной личности к другой)
 Заратуштра соединяет понятие "мазда" (мудрость) с представлением о Боге-личности (Ахура). Так божественная мудрость обрела свою персонификацию в образе Творца всего сущего

 Зороастризм уже можно считать первым верованием Откровения, Единосущного Бога-Личности. (первоначально это явный архаический монотеизм Мудрого Господа Ахура Мазды, и только на втором плане божеств возникает противостояние сил светлого добра и тёмного зла: Спента Майю и Агро Майю)

 Одной из сил, вызвавшей к жизни зороастризм, был социальный протест, зревший в рядах варны огнепоклонников (беднейших слоёв населения). Именно он толкнул к огнепоклонникам Заратуштру - разорившегося скотовода, страдавшего от произвола сильных, из рядов родственной ему варны жрецов, где он со своими взглядами оказался "не пророком в своем отечестве"
 Вот где он стал пророком - среди поклонявшихся огню пламенные речи этого проповедника социальной справедливости нашли свою благодатную почву. Но следует заметить, что именно эта невиданная прежде "хварна" пророка сделала его привлекательным для сильных мира, которым как раз требовался такой пастух, призывающий к добру и миру свою паству
 Широкое распространение и профанирование идей Заратуштры, злоупотребление ими для практических целей управления людьми, произвело обычный эффект

 Поэтому зороастризм постепенно постигает судьба той веры, которую он сам же реформировал, то есть "грехопадение": культ огня (неперсонифицированной силы) достигает меры идолопоклонничества, монотеизм после смерти Зороастра мутирует к дуализму и противоборству равных сил добра и зла: Ахурамазды и Ахримана


Рецензии