размышления в дороге

Путевые заметки
Дорога в славный город Иваново была обычной. Хотя мои представления о сидячем вагоне были сильно ошибочными. Будучи человеком столичным не по манерам и нраву, а по происхождению и привычке, я полагал, что по всем направлениям сидячие вагоны похожи на вагоны аэроэкспресса или сапсана, то есть повышенного комфорта.
Однако этот вагон был не такой. Скорее он походил ( или походит, учитывая то что пишу эту заметку на обратном пути из Иваново в Москву), на обычную электричку но с двумя а не тремя сидячими местами в ряд, и ряды идут один за другим. Однако я разместился в середине вагона на местах расположенных друг на против друга.
В соседи мне достались молодой человек, странноватая женщина лет около 60, что-то бубнящая под нос, иногда мелко подергивавшаяся. Рядом сидел крупный мужчина, достаточно быстро начавший храпеть. Еще были две не молодые женщины, которые без умолку рассуждали о здоровье и способах лечения. Совершенно бестактно в звуках засыпающего вагона они разговаривали в полный голос, вдаваясь в самые разные подробности своей жизни.
В вагоне пахло людьми. Как описать запах человека?
Возможно из-за того что вагон был плохо проветриваемый, запах был устойчивый густой и тяжелый. Иногда мне кажется что такой запах имеет свой цвет- смесь темно-фиолетового и коричневого, не знаю почему возможно есть какие-то ассоциативные раздражители, но мне казался этот запах таким.
Женщина напротив меня разулась и запах усилился несвежестью ее ног. Потом две громко разговаривающие дамы решили что пришло время доя перекуса, и синий запах колбасы стал забивать фиолетово-коричневую массу, пока не растворился в ней.
Откусывая большие куски бутерброда, разговор не прекращался. Повисший кусочек укропа болтался от разговора застрявший на пути к перевариванию, пока не был затянут полностью в пучину голодного и болтливого рта.
Когда женщина сидящая напротив меня со снятыми башмаками, сделала замечание о слишком громком разговоре, то в ответ получила что-то вроде:" дома надо спать- это не спальный вагон!" И дальше сходящее на нет бурчание в подтверждении своей правоты. Дама без ботинок не получившая поддержки от разделяющих недовольство пассажиров, в том числе и мое, не стала продолжать дискуссию, а мирно попыталась уснуть. Разговор и тех дам постепенно сошел на нет.
Еще в вагоне были двое мужчин, похожих друг на друга, поэтому я сделал вывод, что это братья. Скорее всего это были азербайджанцы. Обоим около 30 лет, суетились и искали возможность сидеть рядом, пересаживались с места на место по мере того как заполнялся вагон еще при посадке, а заняв чужие места просили пассажиров сесть на другое место. Это не выглядело дерзко или как-то так как бывает у ребят с востока, вычурно или вызывающе. Совсем нет, скорее даже трогательно. Они мне напомнили моих знакомых братьев азербайджанцев работающих на рынке. В них что-то мне показалось не стандартное, что-то не агрессивное. Хотя возможно это так же всего лишь мои ассоциации.
Поезд ехал, вагоны раскачивались.
Маленькие домики с оранжевыми окнами десятки лет стоят на переходах.
Я включил навигатор, что бы посмотреть где еду.
Так просто достать современный телефон и узнать где ты находишься. Нажав несколько раз на "-" , я увидел десятки городов, удаляющуюся Москву и приближающийся город Иваново.
В отличии от предыдущих моих поездок по городам эта поездка была связана с работой и в этом была ее новизна и какая-то особенность, и конечно поездка в одиночестве не могла не навеять разных размышлений на жизненные темы.
Смотря на карту с пометкой "я", десятки городов, границы стран, мне стало не по себе, стало жутко одиноко, не смотря на калоритное соседство, эта одинокая "я" на темном фоне карты.
Каждый из тех кто был в вагоне был таким же "я", на темном фоне карты мира и карты жизни.
Почему-то все поездки по городам России оставляют во мне неизгладимое чувство грусти, какой-то уже не той поэтической точки, творчески возбуждающей и дарящей сила, а тоски от безисходности.
Раньше мне казалось, что те несовершенства России которые я видел в каждом из городов можно исправить, тратить деньги и строить дороги, новые дома, убирать улицы. Но когда я вижу как новое сторится на старом, старое не убирается, дороги такие что проще класть асфальт рядом чем на то месево которое остается после зимы или сильного ливня. Когда видишь это, то кажется сто уже ничего не поправить. Впервые я подумал, что не знаю как это все можно исправить, как можно сделать простую бытовую жизнь людей лучше! Что бы детские площадки которые строят новые, стояли не посреди луж и грязи, а на красивых газонах и огороженных лужайках.
Порой думаю, что это все упирается в людей. В наших русских людей. Но в тоже время не покидает чувство того что не может человек выросший на детской площадке стоящей посреди лужи, хотеть изменить мир рядом, точнее хотеть он будет, но мочь не сможет. Потому что не будет в нем чувства стремления к совершенству , а помножив это но материальные проблемы, и прочее- все это превращается в какой-то утопически песимистический русский круг.
Я подумал о тех кто покидает свои города, найдя силы и средства на это. Ведь мало кто из них возвращается добившись успеха ( даже не говоря какими путями, это не важно). Не возвращаются для того что бы созидать! Хотя возможно это я не знаю таких примеров, но я говорю о массовости.
Сейчас в русском человеке нет желания поднять того кто рядом. Нет стремления поднять уровень того кто ниже, об этом лучше умалчивать. Молчаливое созерцание того как падает культурный, образовательный, материальный уровень. "У меня все хорошо!"- думаем мы! "Я в порядке, у меня лучше чем у кого-то"! И не думаем о том как можно помогать тем кто рядом.
Те кто покидает свои родные города, не виноваты в том что не хотят возвращаться и вспоминать то время когда им было хуже чем в нынешнем состоянии, и в этом есть своя правда.
Недавно еще до поездки мне пришла в голову мысль о том, что человека можно представить в виде стакана ( можно на эту тему придумывать много вариаций, но мне пришла эта).
Люди стаканы, а вместо рук у них маленькие рюмки. Когда человек маленький он полностью полон, пока живет, что-то расплескивается, что-то вытекает. В определенный момент люди понимают, что дошли до половины того что в них было. И как восполнить? Как вновь ощутить то что было в детстве? И дальше есть два пути, два типа людей, два образа: одни делятся тем что есть у них, другие жадно своими маленькими рюмочками пытаются забрать у других! Мне кажется если все стаканы будут стоять друг рядом с другом, и переливать то что есть в них стоящему рядом, баланс будет соблюден. Такая социалистическая стаканная утопия, конечно такого не будет скорее всего никогда, но ведь это действительно путь к тому что бы никогда не пересыхать...
Удивительно что на обратном пути зашел мужчина, которого я запомнил но не упомянул, и мы сидим с ним достаточно близко друг от друга, и возможно больше никогда не увидимся. Он сидит рядом, а я пишу что-то про него. Уже завтра это будет история из прошлого, но сегодня это настоящее, сейчас! Два маленьких "я" на темном фоне большой темной карты, испещьренной сотнями тысячами дорог, городов, лесов и рек, и множеством маленьких "я", которым кажется что на этой огромной карте они одни, только лишь по тому что не получается стаканам встать в ряд и наполнять друг друга!
Иногда мне кажется, что мне тесно внутри себя, тесно в самом себе, хочется встать и распрямиться, разметать старье, сохранить историю, внедрять новое, но смотря на себя в зеркало, понимаю что время идет одинаково для всех нас, сил одного не хватит на то что бы изменить устоявшийся порядок, но сил должно хватить на то что бы дать понять тем кто готов к этому, что надо что-то делать, куда-то двигаться.
А в прочем наверное это всего лишь мысли одного маленького "я" на фоне большей темной карты, в окружении пустых стаканов и дурно пахнущих тел.
Хотя пока еще мне хочется верить что все это можно исправить, только бы понять как!
09.4.15 0:30 иваново-москва


Рецензии