Степанов Евгений Николаевич

Родился  22  мая  1911  года  в  городе  Москва  (Россия)  в  семье  рабочего-мраморщика.  Русский.  В  1928  году  окончил  7  классов,  а  в  1930  году  окончил  школу  ФЗУ  им.  Дзержинского  при  Московско-Курской  железной  дороге,  учился  в  железнодорожном  училище.  Работал кузнецом. 
В  1931  году  поступил  в  Московскую  школу  лётчиков  Осовиахима,  которую  окончил  в  следующем  году. 
В  РККА  с  1932  года.
Окончил  2-ю  Борисоглебскую  военную  школу  лётчиков  в  1933  году. 
Служил  в  Ленинградском  военном  округе.  Сначала  был  младшим  лётчиком  в  авиабригаде  особого  назначения  (воздушно-десантной  бригаде).  Летал  сначала  на  бомбардировщиках,  но  после  многочисленных  рапортов  его  перевели  в  истребительную  авиацию.  В  звании  лейтенанта  командовал  звеном  в  12-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  111-й  истребительной  авиационной  бригады  того  же  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  августа  1937  года  по  27  июля  1938  года  в  качестве  пилота,  командира  эскадрильи,  а  затем  командира  группы  истребителей  И-15. 
Имел  псевдоним  «Эухенио»  и  «Слепнев».
В  ночь  с  24  на  25  октября  1937  года  около  3  часов  ночи  в  40  км  севернее  Барселоны  таранил  итальянский  бомбардировщик  Савойя-Маркетти-81  лейтенанта  Эцио  Маккани*  (Маккани,  а  также  другие  члены  экипажа  Берточини,  Пулчини,  Амичи,  Содини  и  Соло  погибли).

     «…В  ночь  на  28  октября  мы  с  Ильей  Финном  несли  боевое  дежурство.  Около  трех  часов  посты  наблюдения  передали,  что  в  40  километрах  севернее  Барселоны,  вдоль  побережья,  слышен  сильный  звук  моторов.  Быстро  поднимаемся  в  воздух.  Через  некоторое  время  на  высоте  около  2000  метров  на  фоне  луны  я  заметил  звено  бомбардировщиков,  летевших  на  растянутых  дистанциях.  Иду  на  сближение  с  ведущим  самолетом.  Меня  обнаружили  стрелки  итальянского  бомбардировщика  «Савойя-Маркетти-81»  и  открыли  огонь.  Полоснув  с  дистанции  15-20  метров  из  своих  пулеметов,  я  увидел,  как  вспыхнуло  его  левое  крыло.  Выпустил  еще  одну  очередь.  Вспыхнуло  правое  крыло,  а  самолет  продолжает  лететь  -  смертоносный  груз  может  быть  сброшен  на  город.  На  перезарядку  пулеметов  времени  нет.  Увеличив  скорость  с  правым  отворотом,  наношу  удар  по  хвостовому  оперению  бомбардировщика,  не  думая,  чем  это  может  кончиться  для  меня.  От  удара  левым  колесом  бомбардировщик  рухнул  на  землю.
     Во  время  столкновения  меня  подбросило,  и  я  стукнулся  головой  о  приборную  доску.  Мотор  немного  трясло,  но  он  продолжал  довольно  устойчиво  работать.  Когда  я  вывел  свой  истребитель  в  горизонтальный  полет,  в  50-100  метрах  выше  себя  заметил  еще  одного  бомбовоза,  стремящегося  уйти  левее  Барселоны  в  сторону  моря.  Его  очертания  хорошо  вырисовывались  на  фоне  луны.  Преследуя,  выпустил  по  нему  несколько  длинных  пулеметных  очередей  с  трассирующими  пулями.  Бомбардировщик  ответил  тем  же.  Мы  продолжали  сближаться.  Я  выпустил  по  нему  продолжительную  очередь.  Сверкнула  яркая  ослепительная  вспышка,  затем  все  погрузилось  во  мрак.
     Утром  республиканские  сторожевые  катера  обнаружили  на  воде  масляные  пятна.  Моряки  доставили  в  мэрию  Барселоны  плавающие  обломки  листов  гофрированного  металла.  Позже  их  привезли  к  месту  падения  первого  самолета,  куда  уже  прибыли  Е.  С.  Птухин,  Ф.  А.  Агальцов,  В.  И.  Андриашенко,  А.  К.  Серов.  Меня  поздравили.  На  моем  самолете  «06»  после  не  совсем  «классической»  посадки  требовалось  заменить  винт  и  левое  колесо  шасси,  поврежденные  при  таране.
     Много  позже,  уже  на  родине,  я  узнал,  что  сбитый  мною  над  Барселоной  итальянский  бомбардировщик  «савойя»  был  первым  в  мире  самолетом,  протараненным  в  ночном  бою…»
     (Из  книги  «Мы  -  интернационалисты»)

Всего  в  Испании  произвел  около  80  боевых  вылетов,  участвовал  в  16  воздушных  боях,  сбил  10  самолетов  (6  лично  и  4  в  составе  группы).  По  другим  данным  сбил  12  самолетов  (8  лично  и  4  в  группе).
17  января  1938  года  в  воздушном  бою  у  Теруэля  сбил  один  итальянский  истребитель  Фиат-32,  но  и  сам  был  сбит.  Во  время  спуска  на  парашюте  его  пытался  расстрелять  другой  Фиат-32,  но  республиканский  летчик  Ромуло  Негрин  спас  русского  товарища,  тараном  уничтожив  фашистский  самолет**.   Приземлившись  с  парашютом  на  вражеской  территории,  Степанов  попал  в  плен.  Был  приговорен  к  расстрелу,  но  республиканское  правительство  сумело  обменять  его  через  Международный  Красный  Крест  на  немецкого  летчика  обер-фельдфебеля  Отто  Поленца,  сбитого  капитаном  А.  И.  Гусевым.  После  обмена,  который  состоялся  9  июля  1938  года,  был  отправлен  в  Советский  Союз.
После  возвращения  из  Испании  получил  звание  капитана  и  был  назначен  инспектором  по  технике  пилотирования  19-го  истребительного  авиационного  полка  Ленинградского  военного  округа. 
Участвовал  в  боях  на  реке  Халхин-Гол  с  29  мая  по  16  сентября  1939  года,  командовал  эскадрильей  22-го  истребительного  авиационного  полка.  Летал  на  истребителе  И-15бис. 
Всего  над  Халхин-Голом  произвел  более  100  боевых  вылетов,  участвовал  в  5  (по  другим  данным  в  40)  воздушных  боях,  лично  сбил  4  японских  самолета.
После  боев  над  Халхин-Голом  был  назначен  заместителем  командира  эскадрильи  в  7-м  истребительный  авиационный  полк.
Участвовал  в  походе  в  Западную  Белоруссию  в  сентябре  1939  года,  был  советником  частей  ВВС. 
Затем  вернулся  в  19-й  истребительный  авиационный  полк,  на  прежнюю  должность  инспектора  по  технике  пилотирования.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  1939-1940  годов. 
С  1940  года  по  1944  год  был  инспектором  по  технике  пилотирования  и  начальником  отдела  военных  учебных  заведений  ВВС  Московского  военного  округа.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации  до  апреля  1948  года,  затем  в  звании  полковника  уволился  в  запас.
Работал  инспектором,  инструктором  и  начальником  отдела  в  Центральном  комитете  ДОСААФ,  затем  работал  заместителем  начальника  Центрального  аэроклуба  им.  Чкалова.
В  1965-1977  годах  работал  начальником  летно-испытательной  станции  Московского  вертолетного  завода. 
Проживал  в  городе  Москва  (Россия).
Умер  4  сентября  1996  года.  Похоронен  на  Троекуровском  кладбище  Москвы.

Список  известных  воздушных  побед  Е.  Н.  Степанова:
00.08.1937       1           Фиат-32          Уэска                лично
00.08.1937       1/2        До-17              Сарагосса             в  паре  с  Н.  Т.  Сюсюкаловым
24.08.1937       1           Ме-109            Бахаралос            лично
01.09.1937       1           Фиат-32          Бельчите               лично
12.10.1937       1/3        Ю-52               Сарагосса             в  звене  с  А.  К.  Серовым  и  И.  А.  Финном
25.10.1937       2           Савойя-81       Барселона            лично  (один  из  них  тараном)
16.12.1937       1           Фиат-32           Каламоча             лично
17.01.1938       1           Фиат-32           Теруэль                лично
22.06.1939       2***     Ки-27               Буин-Нур             лично
27.06.1939       1           Ки-21               Тамцак-Булак      лично
00.08.1939       1           Ки-15               Хамар-Даба         лично

29  августа  1939  года  за  мужество  и  героизм  Евгению  Николаевичу  Степанову  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  152).
Награжден  орденом  Ленина  (29.08.1939),  двумя  орденами  Красного  Знамени  (10.11.1937,  13.06.1952),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени,  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (06.04.1985),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (06.11.1947,  0000),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Москвы»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими,  а  также  монгольскими  орденами  Боевого  Красного  Знамени  1-й  степени  (18.08.1939)  и  «За  боевые  заслуги»  (1939).

Примечания:
*     Посмертно  награжден  высшей  военной  наградой  Италии  -  Золотой  медалью  за  военную  доблесть.
**     Оба  погибших  итальянских  летчика,  старший  сержант  Бруно  Чезана  и  сержант  Анджело  Боетти,  посмертно  были  награждены  Золотой  медалью  за  военную  доблесть.
***     Одним  из  них,  предположительно,  был  командир  чутая  24-го  сентая  капитан  Сигенобу  Моримото,  не  вернувшийся  из  этого  боя.


Рецензии