Санитарно-экологическая деятельность земств

               
                Путря Н.В.
                Преподаватель  кафедры всемирной истории               
                ХНПУ им. Г.С. Сковороды
                Украина, Харьков

САНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    ЗЕМСТВ

В течение второй половины XIX - начала XX в. земства проводили большую  работу в сфере санитарной очистки и уборки территорий. Особое внимание уделялось проблеме улучшения санитарного состояния городов, сел, малых кустарных предприятий и крестьянского жилья. Идея о необходимости создания органами земского самоуправления специальных учреждений санитарно-эпидемиологического профиля возникла в 70-х годах XIX ст. В 1871 году земский врач Казанской губернии А.А. Серебряков на заседании общества земских врачей предложил организовать при земствах санитарные станции для изучения влияния факторов среды на здоровье человека [1, с. 121-128]. В течение 70-90 годов XIX ст. в ряде земских губерний России начали формироваться санитарные бюро, в задачу которых входили организация и руководство проведением земством санитарных и противоэпидемических мероприятий, изучение экологического и санитарного состояния губерний. Об этом свидетельствует Постановление «О состоянии медико-санитарного дела в Бирюченском уезде» от 16 мая 1884 г. [2, с. 49-56], «О мерах по улучшению санитарного состояния в Тверской губернии» от 10 августа 1892 г. [3, с.5-9], «О медико-санитарном обслуживании рабочих кустарной промышленности Саратовской губернии» от 28 июня 1877 г. [4, с. 255-256].
Общий контроль за состоянием окружающей среды осуществляли, созданные земствами, специальные санитарные инспекции, они контролировали качество внешней среды, санитарную охрану воды, воздуха, почвы, жилища, пищевых продуктов;  проводили противоэпидемические меры, борьбу с социальными и профессиональными болезнями; охрану здоровья детей и др. 
В условиях российской модернизации второй половины XIX – нач. XX в. экологическая и эпидемическая опасность стали постоянным явлением, земству нужно было организовать периодический контроль за состоянием населенных пунктов. Санитарно-экологическую проверку городов и сел стали проводить специальные земские комиссии, куда обычно входили земские врачи, местные фельдшеры, чиновники. Уфимские губернские земские собрания 1914 г. утверждали «Правила о порядке открытия и содержания заводов». Земская экологическая инспекция того времени состояла из врачебного инспектора, штатного фармацевта и исправника,  сотрудники брали пробы земли, воды из реки,  ил со дна. Чиновники обеспечивали упорядочение сельских кладбищ (обязывали местное население зарыть плохо закопанные могилы), следили за очисткой  территории вокруг колодцев, контролировали чистоту рек и ручьев - не допускали, чтобы в питьевых объектах население обрабатывало сельскохозяйственную продукцию (овчину, лен, коноплю). Полиции было поручено следить за своевременным вывозом нечистот из дворов жителей. Тогда же уездный медицинский совет приказал закрыть в селе Петровка кладбище, так как оно находилось в черте жилой зоны, было отведено место под новое кладбище за селом. По результатам этих обследований были предложены рекомендации медицинского совета для обязательного исполнения органам местной власти   [5. Оп. 85. - Д.4. - Л. 52.].
            Для успешной санитарной деятельности в борьбе с заболеваниями проводилась разъяснительная работа в школах по основам гигиены, на каждом участке существовали ячейки санитарного попечительства. Земский санитарный врач обследовал все школы, проводил в них консультации, принимал участие в разработках планов строительства школ, фабрик, заводов и других общественных учреждений, организовывал надзор за местами скопления и постоянного пребывания неместного населения, изучал условия труда на рудниках и заводах, а также жилищно-бытовые условия работников [6. Оп.112. - Д. 93. - Л.79-80].
  Земские деятели требовали от санитарных врачей быстрого, ощутимого эффекта, что нередко приводило к конфликтам, порой даже к ликвидации земской санитарии в некоторых уездах и губерниях. В Ярославской губернии санитарное бюро было создано в 1882 г., но уже через год, якобы из-за нехватки средств, его закрыли. Возобновили его деятельность только в 1889 г., однако в 1893 г. вновь закрыли, и только в 1916 г. решили его воссоздать. В Пензенской губернии санитарное бюро основали в 1896 г., но в 1905 г. закрыли и только в 1907 г. удалось возобновить деятельность этой санитарной организации [6. Оп.112. - Д. 93. - Л.95-99].
        Среди самых первых мер санитарно-профилактического характера, к которым стали прибегать губернские земства, следует назвать создание врачебно-продовольственных пунктов в местах скопления пришлых рабочих, с одной стороны, под влиянием земств, с другой - в результате войны, голода, и распространения эпидемий. Еще в 1880 г. врачи Воронежского земства подняли вопрос о необходимости санитарного надзора за рабочими, главным образом из-за угрозы распространения в губернии сифилиса. Внедрение врачебно-продовольственных пунктов имело целью хотя бы частично облегчить положение пришлых работников: они получали возможности более-менее регулярно питаться и в случае необходимости обращаться за медицинской помощью, что на время вспышки эпидемий было чрезвычайно важным. Медперсонал при наличии таких пунктов мог более плодотворно вести предупредительную работу, вовремя изолируя уже заболевших людей [8, с.18-19].
 Важным направлением санитарно-экологической деятельности земств Российской империи во время вспышки эпидемий было формирование санитарных отрядов. С конца 1870-х гг. практиковались командировки на борьбу с эпидемиями холеры и дифтерии таких санитарных отрядов, в состав которых входили медсестры и фельдшеры. Обычно один врач координировал работу 10 медсестер и фельдшеров. В 1879 г. Обществом Красного Креста (благотворительная организация, введена с августа 1864 г. согласно Женевской конвенции, которая осуществляла помощь пострадавшим не только от военных действий, но и в случае эпидемий) были направлены санитарные отряды в Смоленскую, а затем и Рязанскую губернию на ликвидацию эпидемии дифтерии [8, с. 49-52]. В Грайворонский уезд Курской губернии были командированы 3 санитарные отряда, каждый из которых состоял из 1 врача и 10 медсестер. С целью оказания помощи санитарным отрядам в Курске  создается санитарный комитет, первое заседание которого состоялось в январе 1890 г. При этом вся Курская губерния была разграничена на эпидемическую и чистую территории [9, с. 136-139].
Земства  информировали население о причинах и методах профилактики болезней, проводя беседы и чтения, улучшали водоснабжение, открывали ясли, продовольственные пункты и предоставляли необходимую медицинскую помощь больным. Успех земской медицины зависел, прежде всего, от уровня развития медицинской науки и финансовых возможностей земств. Штатного состава земских врачей с низкой оплатой постоянно не хватало, особенно, для систематического санитарного надзора. При содействии земства постоянно создавались курсы для повышения квалификации врачей с целью изучения острых инфекционных и других болезней и методов борьбы с ними; созывались съезды, формировались санитарные совета, проводились медико-топографические исследования. [10, с. 53-55].
             Главной задачей земской санитарной службы было исследование условий и причин возникновения эпидемий, организационное участие в борьбе с эпидемиями, разработка и проведение комплекса профилактических мероприятий. Периодические губернские съезды земских врачей и представителей земств губерний, губернские и уездные санитарные советы осуществляли руководство и разработку плана мероприятий профилактики и борьбы с эпидемиями. Земскими врачами была основана медицинская статистика, базирующаяся на наблюдениях, а также медико-топографические описания населенных пунктов во время эпидемий. В отношении финансирования земской санитарно-экологической службы, главные расходы брали на себя уездные земства. Когда масштабы эпидемии были столь значительны, что средств в уездных земствах не хватало, губернские земства предоставляли кредиты местным организациям [11. Оп.92. - Д. 16. - Л. 88-90].   
         Усилиями органов земского самоуправления в течение второй половины ХІХ - начала ХХ в. во многих земских губерниях России были достигнуты существенные успехи в сфере санитарной очистки и уборки территорий, организации водоснабжения; наряду с санитарными бюро начали действовать губернские и уездные санитарные советы, стали издаваться санитарные хроники, усилиями земств были внедрены в должности санитарные врачи, как в масштабе губерний, так и в пределах уездов, организовывались санитарные попечительства, приобретали широкое распространение «народные чтения» по проблемам производственно-бытовой экологии.
               
                ЛИТЕРАТУРА

1.Земский ежегодник за 1888 год. (Свод постановлений и др. данных из 
журналов земских собраний сессии 1888 г., отчетов  управ и прочих). – СПб.,   Издание Имперского вольного экономического общества 1889. – 257 с.
2. Свод журналов Бирюченского уездного земского собрания ХІХ очередного  созыва заседаний 28, 29, 30 мая 1883 г. и экстренного 23 ноября 1884 г. с приложением к ним. – Воронеж: Б/и, 1884. – 305 с.
3. Сборник Тверского земства. – Тверь: Типография Н.О.Ващенко. – 1892. – № 10. ; Октябрь.
4. Труды статистического отделения при Саратовской губернской земской управе. – Саратов: Тип. земства, 1877. – 355 с.
5. Российский государственный исторический архив (РГИА): Ф. 1288. ;   
    Главное управление по делам местного хозяйства при МВД.
6.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ): Ф.102. ; Департамент полиции Министерства внутренних дел.
7. Протокол собрания Курского губернского статистического комитета 25 января 1899 г. ; СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1900. – 98 с.
8. Собрание узаконений и распоряжений правительства. ; СПб.: Общественная польза, 1898. ; № 142.
9. Постановления Грайворонского 10-го очередного уездного земского собрания 1-й сессии 4-го трехлетия с 1 по 4 октября 1900 г. включительно. С приложениями. – Курск, 1900. – 167 с.
10.Собрание узаконений и распоряжений правительства. ; СПб.: Общественная польза, 1892. ; № 92.
11. Российский государственный исторический архив (РГИА): Ф. 1158. ; Финансовая комиссия Государственного Совета.

 статья  для        Пятой всеукраинской научной конференции
«Сучасні соціально-гуманітарні дискурси».


Рецензии