Вера Полозкова

Я отношусь к Вере Полозковой как к талантливой российской поэтессе, чье творчество я уважаю, хотя и не люблю.
         
Здесь нет противоречия. Уважать и любить – разные понятия.
         
Например, я уважаю стихи Брюсова, Бальмонта, Бродского, но при этом не особенно люблю их.
         
То же – с Полозковой.
         
Я не скажу, что стихи Полозковой мне противны. Нет, скорее они мне чужды. Впрочем, то, что чуждо одному человеку, может быть близко другому. И это нормально.

***

В России всегда было много хороших поэтов. Но немногие поэты добились славы в молодые годы.

К избранникам судьбы, которые в России были признаны молодыми, необходимо отнести таких поэтов как Надсон, Лермонтов, Есенин….К ним можно отнести и Полозкову.

Сравнивать Полозкову с Надсоном я не стану: меланхолия Надсона это отдельный феномен. А вот сравнить Полозкову с Есениным и Лермонтовым попытаюсь.

***

Если писать о Есенине, то, откровенно говоря, за него несколько обидно: да, Есенин известный поэт, его изучают, любят, цитируют, поют романсы и песни на его стихи. Однако, как я заметил, читатели, в основном, любят позднего Есенина, раннего же Есенина знают плохо. Можно сказать, что поздний Есенин заслоняет раннего.

Знакомство с Есениным, как правило, заканчивается с прочтением его поздних стихов, его любовной лирики, «Москвы кабацкой», ну и в лучшем случае поэмами «Анна Снегина» и «Черный человек».

Между тем Есенин велик, на мой взгляд,  не столько своим поздним творчеством, сколько  своими ранними произведениями, где он воспевает деревенскую Русь, а также своими религиозно-философскими поэмами, произведениями исторической и гражданской направленности («Пугачев», «Страна негодяев»).

…История парадоксальна. Как ни ругала советская власть царскую Россию, однако, русская дореволюционная деревня дала таких поэтов как Клюев и Есенин. И как ни ругают наши современники советскую власть, деревня времен СССР дала таких поэтов как Исаковский, Твардовский, Рубцов, а о целой плеяде русских писателей-деревенщиков вообще следует говорить отдельно.

А вот современная российская деревня времен демократии, гласности и свободы почему-то не дала великих писателей и поэтов. Будем надеяться, что они все-таки появятся…

***

Но вернемся к Полозковой и Есенину…

Попробуем их сравнить.

Если Город сломал Есенина, то Полозкова чувствует себя в Городе как рыба в воде. В отличие от Есенина Полозкова не пишет о деревне, что понятно: Полозкова – девушка городская. Природа в стихах Полозковой употреблена или в качестве декораций или (в большинстве случаев) и вовсе отсутствует.

Обращение к историческим темам, присущее Есенину,  для Полозковой нехарактерно. К религии Полозкова, как видно, тоже равнодушна…

Таким образом, тематический диапазон Полозковой довольно узок, по крайней мере, он более узок, чем у Есенина.

***

Что касается Лермонтова, то этот поэт, как и Есенин, был русским патриотом, настоящим гражданином России, хотя лермонтовский патриотизм не с крестьянским колоритом, как у Есенина, а с дворянским, что, впрочем, понятно.  Лермонтов много, даже слишком много писал о свете (обществе), стих его часто полон желчи и злобы, однако нельзя сказать, что Лермонтов поэт ограниченный, отнюдь:  Лермонтов хоть и уделял много времени и сил для написания произведений о высшем свете, это ему, однако, не помешало создать такие философские произведения как «Мцыри» и «Демон», обратиться к русской старине ("Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"); что касается его «Бородино», то это произведение давно уже положено на музыку, поется и считается чуть ли не народным произведением, до такой степени оно проникнуто народным духом…

У Полозковой нет произведений, посвященных русской истории, стихов патриотической направленности, поэм, поднимающих религиозно-философские вопросы….Если сравнить произведения Полозковой с произведениями Лермонтова, то сравнение будет не в пользу Полозковой. И прежде всего по причине узости тематического диапазона Полозковой…

А если говорить об этих поэтах просто как о людях, а не как о творцах, то главное отличие Полозковой от Лермонтова в том, что Лермонтов, в общем-то, был изгоем в светском обществе, в то время,  как Полозкова в современном бомонде, как говорится,  своя в доску…Лермонтова современники травили, а Полозкову многие чуть ли не боготворят…Лермонтов ругал и клеймил своих современников («Печально я гляжу на наше поколенье»), а Полозкова любит свое поколение…

***
Когда читаешь Полозкову, то складывается впечатление, что до 80-х годов прошлого столетия, когда родилась поэтесса, не было ничего, никакой истории, никаких событий, а есть только та эпоха, в которой мы сегодня живем.

Впрочем, нельзя сказать, что Полозкова человек без корней. Корни у Полозковой есть, но, если судить по духу ее стихов, корни эти не в России, а где-нибудь в Канаде или США. Тому подтвержденье англоязычные словечки и имена в произведениях поэтессы.

Но к этой тенденции молодежи (любить Америку) нужно относиться спокойно.

Если русское дворянство 19 века отличалось любовью к французскому языку и Франции вообще, то современная российская буржуазия отличается своей любовью к Америке и английскому языку.

Что касается современного дворянского сословия России, то уцелевшие потомки русского дворянства в большинстве своем стали средним классом, говоря иными словами, дворянство России омещанилось. Впрочем, русское дворянство начала двадцатого века уже тогда имело буржуазный налёт, чему подтверждение творчество такого поэта как Северянин.

У Полозковой в стихах много западных слов и имен. Но, даже читая произведения  Полозковой, где нет иностранных имен и слов, складывается впечатление, что в стихах Полозковой нет ничего русского кроме русского языка.

В произведениях Полозковой нет русской истории, нет русской природы, нет русского духа…

Я понимаю, что такие словосочетание как «русский дух» несколько метафизично, однако разве поэзия не есть в некотором смысле метафизика?

Впрочем, не будем требовать слишком многого…

Полозкова – представитель того поколения, которое родилось в  Перестройку и которое Время воспитало как патриотов Америки. Это поколение выросло на американской культуре, в частности, на американском кино. Представители этого поколения знают американских  актеров лучше своих, отечественных; в школе они прилежно учили английский язык с мечтою поскорее вырасти и уехать в штаты.

Я, конечно, не хочу сказать, что Полозкова не любит Россию. Полозкова любит Россию, но по-своему.

Я не хочу сказать, что Полозкова не знает России и отрекается от нее. Просто в американизированном мире ей как-то комфортнее.

***

Феномен популярности Полозковой можно объяснить тем, что ее поэзия близка душевной конституции современной молодежи. Молодые люди и девушки читают стихи Полозковой и узнают в них себя. Отсюда если не любовь, так хотя бы интерес к творчеству Полозковой.

Лично я считаю Полозкову талантливой российской буржуазной поэтессой, при этом слово «буржуазная» я не считаю ругательным, для меня оно не имеет негативной окраски. Буржуазия это, в общем-то, и есть средний класс, а Полозкова есть яркий представитель этого класса, в то время как ее творчество – творчество представителя среднего класса.
 
Думаю, поклонники Полозковой не обидятся на словосочетание «буржуазная поэтесса», если вспомнят, что даже таких авторов как Маяковский и Есенин в свое время называли «мелкобуржуазными поэтами».

***
Полозкова живет в своем буржуазном мире со своими ценностями и идеалами, своими принципами и законами, и ей довольно комфортно жить в этом мире.

Но при этом на произведениях Полозковой появляется определенный буржуазный налёт…

Полозкова яркий представитель своего поколения, дитя своего времени, представитель среднего класса…

Стихи Полозковой – урбанистические стихи. Стихи Полозковой – это не cтолько стихи русского человека, сколько стихи гражданина мира. Стихи Полозковой написаны о среднем классе и для среднего класса.

Есть надежда, что Полозкова расширит свой тематический диапазон, выйдет за пределы буржуазного мира…обратится к русской истории….к русской природе…

Сможет ли Полозкова сделать это,  покажет Время.

2015


Рецензии