Кое-что о современной школе и английском языке

Пускай говорит ясным пламенем английский язык вместе со своей Америкой.

Слишком много Америки в нашей жизни. В кино, музыке, книгах, моде, увлечениях, машинах, продуктах, привычках, одежде, стиле, поведении, речи. Слишком много обломков, обрывков, острых кусков английского мира торчат из нашей жизни. Все они, как ржавые гвозди, причиняют боль, вносят заразу.

Я - русский. И я буду говорить по-русски. И я буду жить в русском городе. И читать русские фильмы. Слушать русскую музыку. Почитать русские традиции. И вести себя как русский. Потому что я - русский. Мне не нужен английский. Пошлый, фальшивый язык продавцов, язык сферы услуг, менеджеров, супервайзеров и мерчендайзеров, многомилионных сделок и бизнеса. Ненастоящий, мелкий и грязный.

Меня тошнит от английского. "Выучите меня английскому!" А зачем? Зачем он вам нужен? Езжайте в Америку и там выучите за пару месяцев. А здесь вам и двух лет не хватит. А знаете почему? Потому, что он вам здесь не нужен. Он не жизненно необходим. Русский - жизненно необходим. Если не говорить по-русски в русском городе, то здесь невозможно жить. Нам надо разговаривать с другими людьми. А английский - зачем? Здесь. Я причины не вижу.

"Выучите меня английскому!"

Никто и никогда ничему вас не сможет научить до тех пор, пока вы сами не захотите чему-то научиться. Но когда вы захотите, то учитель вам может и не понадобиться. Учитель может послужить вам примером того, как надо учить и что, как учиться и подходить к вопросу изучения в целом. Наглядный пример. Но без него можно обойтись. Без всех школьных учителей можно обойтись. Можно вообще не ходить в школу, тратить на образование по два часа в день и в 17 лет знать намного больше, чем школные выпускники.

Учитель - это человек, который должен уметь заинтересовывать. Зажигать, увлекать, пробуждать интерес. Если же учитель хоронит весь ваш интерес под тоннами теоритического материала, то это плохой учитель. К сожалению, государство поддерживает такой вариант. В школах дети не знают что они учат. География? Литература? Труды? Геометрия? Физика? Это всё окна в страшный мир невероятно скучной теории. Это бесполезная информация, которая едва ли соотносится с реальным миром. Это то, что отбивает у детей желание к учёбе.

Это неправльный подход. Изначально. В корне. Нужен перелом. Принципиально новый взгляд на образование. Каждый учитель должен быть заинтересован в своем предмете больше чем в чем-либо еще на свете. Он должен знать всё, что применимо к реальному миру без учебников и теории. Каждый предмет надо щупать руками. Выходить на улицу, посещать заводы, фабрики, музеи, выставки. Спорить с детьми, обсуждать то, что им интересно, но в русле вашего предмета. Показывать, что ваш предмет имеет отношение к реальности, он окружает нас везде и всегда. Приводить примеры. Реальные ситуации. Показывать. Надо детей вытаскивать на диалог. Учитель - это сильный человек, уверенный в себе и своих знаниях. Он должен выходить таким, какой он есть, и становиться перед детьми. Он должен говорить. Он, а не учебник. Он должен звучать, убеждать, доказывать. В классе не должно быть никаких парт. Дети должны сидеть на стульях просто перед учителем (за исключением тех занятий, где нужно будет тренировать письмо - там будут специальные столы). С тетрадями в руках и ручками. Они должны учиться задавать вопросы. Задавать вопросы. Формулировать свои мысли. Высказывать своё мнение. Учиться говорить не обрывками фраз, а полными предложениями. От малого к большему. От киносериалов и поп-звезд до астрономии и литературы. Школой надо жить, дышать ей, чувствовать её ритм.

К огромному сожалению государство не допускает возможности существования такого типа школ. Государственных школ. Есть некая традиция, которой государство следует и, видимо, боится отступить от неё. Царская школа, советская школа. Ведь не зря говорили, что образование в Советском Союзе было самым лучшим в мире. Да, было, но оно на том и базировалось - на жизненной необходимости, на реальном опыте. Были споры, диалоги между классом и учителем, свои мнения и правильные вопросы. Это были 30-е годы. Это было послевоенное время. Большое строительство по всей стране. Патриотизм, стремление к общему светлому будущему, к идеалу, мечте.

Сейчас нет общего светлого будущего. У каждого оно своё - у кого-то яхты и рестораны, у кого-то индюки и картошка. Сейчас нет мнений. Нет внятных мыслей. Все мысли и мнения, которые возникают в среде школьников, выглядят сегодня странно, одиноко. Это примерно как японский самурай с мечом в руках устремляется к горизонту бить врага, но он вдруг останавливается, смотрит вокруг мебя и никого не видит. Он один в поле, и нет здесь ни других самураев, ни врага. Так выглядят те мысли, которые внезапоно появляются в классе.

Печально всё это.

Поломать бы всю эту систему образования к чертовой бабушке, срубить под корешок, зажечь в детях огонь, разбудить стихию, расшевелить спящих - вот тогда бы я посмотрел на школных выпускников.


Рецензии
Спасибо вам Захар за Хорошую статью! Читая ваши строки я вспомнил своих учителей по математике, Русскому Языку, Физике Астрономии и Истории и понял, что мне Просто повезло с ними. А вся остальная Христа-Матия теперь для меня лишь "Моська" лающая на "Слона" который находится вот здесь:- http://www.proza.ru/2014/03/11/2146

Михаил Елейзаря   05.05.2015 20:11     Заявить о нарушении
Михаил, искренне радуюсь за Вас, что Вам повезло с учителями в школе. Большинство учителей работают за зарплату. К сожалению. Отсюда их желание доносить материал до учеников. Небольшое. Как и зарплата. Честь и хвала тем учителям, кто "горит" своим предметом не смотря ни на что и "заражает" им своих учеников!

Захар Соколов   29.10.2015 16:59   Заявить о нарушении