Криминальное заборное искусство

Нередко выходя по улицу, на здании, на троллейбусе, вагоне метро, гараже или заборе можно заметить нечто непонятное – в виде каких-то символов или каракуль. Вы удивленно останавливаетесь, пытаетесь разобраться, ломая голову, что бы это могло означать. Наконец, благодаря воображению перед вами вырисовываются буквы, какие то символы, но разобрать – какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения.  Эта задача носит название – граффити. Так что, если хотите идти в ногу со временем, информационными технологиями и культурой – знакомьтесь с  граффити, ибо если у вас на подъезде что-то нарисовано, нужно хотя бы понимать, что же хотел сказать писавший эти каракули, ибо это не всегда дело рук обычного хулигана-граффитчика или как их нынче принято называть – райтера. Не редко надпись несет определенный смысл и понятна далеко не каждому, кто на нее смотрит.
От мамонта до высокой поэзии…
     Кто бы мог подумать, что банальное хулиганство с разрисовыванием стен и чужих автомобилей, такое же древнее, как охота на мамонта, или создание колеса!
    Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма. Граффи;ти или гра;ффити — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от простых написанных слов до изысканных рисунков.  Самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н. э.
         Древние римляне наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели несколько иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах. По древним граффити можно понять, чем жила улица древнего города. Самыми традиционными граффити на стенах римских городов были как не странно - латинские проклятия, вроде отечественного слова из трех букв, которое современные школьники вырисовывают на заборах своих родных современных школ. Так же среди старинных граффити можно встретить магические заклинания, признания в любви, алфавит, политические лозунги и знаменитые литературные цитаты, — все это дает отличное представление об уличной жизни древних римлян. В одной надписи содержался адрес женщины по имени Новеллия Примигения из Нуцерии, вероятно, очень красивой проститутки, чьи услуги пользовались огромным спросом.  Там же есть и надписи, которые нынче бы назвали как граффити криминального характера. Именно такие граффити, но уже в современном мире, пользуются уличными бандами для обозначения своих территорий, общения с сопредельными бандами, распространение уличных новостей, и информирование о новых точках продажи наркотиков.


    
Язык «каменных джунглей»
     Еще в начале XX века граффити стало популярно на улицах американских городов. Сначала замысловатые надписи стали появляться в товарных вагонах и подземных переходах, а потом начали захватывать городские стены. В ходе студенческих протестов и всеобщей забастовки в мае 1968 года в Париже город оказался наводнен революционными, анархистскими и ситуационистскими лозунгами, такими как L’ennui est contre-r;volutionnaire («Скука контрреволюционна»), которые были выполнены в стиле граффити, плаката и трафаретного искусства. В это время в США на короткий период становятся популярными политические слоганы (такие как «Освободите Хьюи», посвященные Хьюи Ньютону, лидеру движения Черных Пантер). Известным граффити 1970х годов стало знаменитое «Dick Nixon Before He Dicks You», отражающее враждебность молодежи по отношению к президенту США.
     Вскоре из обычных девизов и политических слоганов, граффити плавно переросло в средство для альтернативной уличной коммуникации. «Информационные» граффити наносились уличными группировками, такими как the Savage Skulls («Дикие Черепа»), La Familia, DTBFBC, the Savage Nomads («Дикие Кочевники»), для того чтобы пометить «свою» территорию. К концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые «теги», исполненные райтерами из Нью-Йорка которых звали Lord, Cornbread, Cool Earl, Topcat 126. Райтера Cornbread часто называют самой именитой личностью современной истории граффити. Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити в США, откуда собственно это «райтерское» движение перекинулось на Европу.
     Райтеры стремились оставить свои теги везде, где только можно, притом максимальное количество раз. Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление. Первым райтером, которому была посвящена газетная статья, стал TAKI 183. Это был подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил — 183. Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро. Куда бы он ни ездил, он всюду оставлял свои теги. В 1971 году в Нью-Йорк Таймс вышла посвященная ему статья под названием «Таки вызвал волну последователей». Вскоре так называемые «райтеры» начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах. Внимание граффитчиков постепенно переключилось на железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском. Именно тогда сформировались ключевые принципы современного понятия «бомбинг».
     К 1971 году манера исполнения тегов меняется, они становятся более изощренными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание. Соперничество райтеров стимулировало появление новых стилей в граффити. Райтеры усложняли сам рисунок, стремясь сделать его оригинальным, но кроме этого они стали заметно увеличивать размеры букв, толщину линий и использовать контур для букв. Это привело к созданию в 1972 году больших рисунков, так называемых «masterpieces» или «кусков». Вошли в моду разнообразные варианты декорирования граффити: узоры в горошек, в клетку, штриховки и т. д. Сильно возросли объемы использования аэрозольной краски, потому как райтеры увеличивали размеры своих работ. В то время стали появляться «куски», которые занимали высоту всего вагона, их называли «top-to-bottoms», то есть «сверху донизу». Естественно подобный вид «уличного искусства» в конце концов, вывел из себя власти крупных городов США и на «райтеров» началась настоящая охота. Полиция прочесывала районы, вагоны метро и общественный транспорт, разукрашенный райтерами, отправлялся на отмывку или же сразу в утиль. Вследствие ужесточения мер, принимаемых властями, искусство граффити шагнуло назад в своем развитии: прежние замысловатые, искусно выполненные на внешней стороне поездов куски сменились упрощенными тегами, сделанными с помощью обычных маркеров.

Настенная «малява»
     На фоне столь популярного молодежного уличного «настенного искусства», не имеющего для многих прохожих никакого смысла, в истории развития граффити незаметно появилась криминальная составляющая. Уличные бандиты ничего ведь нового не придумали – еще в древнем Риме, на стенах писали об новых адресах притонов, поэтому зашифрованные в так называемых «тегах» адреса уже современных наркоманских «точек», лишь современное подражание древнейшему человеческому опыту. Например, в США есть целая полицейская команда, которая занимается толкованием банальной настенной живописи в криминальных районах. Как оказалось деятельность преступной группировки зашифрована в простых настенных рисунках, которые оставляют её члены. Банды обычно используют граффити для того, чтобы «пометить» территорию, отметить разведанное место удачной цели ограбления или сообщить об удачной сделке с наркотиками. Вычислить их непросто. Полиция США использует для идентификации ключевые слова (прежде всего название банды), которые специалист по граффити пытается отыскать на рисунках. Полицейские разработали целую систему, которая идентифицирует группировки на основе сопоставления фотографий граффити. В некоторых случаях удаётся даже определить, кто был автором рисунка, так как каждое изображение на стене является уникальным (даже если оно нарисовано одним и тем же человеком). Не редко это помогает выяснить ту информацию о преступниках, которую невозможно получить обычным оперативным путем.
     Вы будете наверно удивлены, но на Украине «настенные малявы» тоже уже не редкость. За яко бы безобидным «тегом» нарисованным при помощи простого маркера обычным прыщавым школьником, может скрываться очень ценная информация для бандитов. Например, я встречал очень характерные «теги» на дверях многоквартирных домов оборудованных коридорным видео-наблюдением. В «теге» обязательно присутствует стилизованный «глаз» - возможно это предупреждение для квартирных воров, покартинней мере в США именно так уличные бандиты метят возможные цели своего нападения. А как то мне показали фотографию яко бы безобидного «тега» оставленного в лифте «богатого дома» - замысловатый вензель содержал не только номер «напакованной» квартиры в подъезде, но и информацию о том, что на входе в нее двойная дверь, сигнализация, и видеоглазок. Про адрес «барыги» и «притона» в районе я вообще молчу – опытный опер интересующийся преступной жизнью района всегда найдет на стене нужную ему бандитскую информацию и правильно ее истолкует, хотя чаще всего для отечественных правоохранительных органов такая «настенная малява» - что китайская грамота. А ведь преступность постоянно совершенствуется, а следом совершенствуются и способы бандитской коммуникации, это как раз нужно учитывать, благо ничего нового они еще не придумали – а все новое, это хорошо забытое старое.


Рецензии