Основные этапы развития древнегреческой мифологии

Основные этапы развития древнегреческой  мифологии.
(Краткий очерк)

В условиях первобытнообщинного строя люди живут и организуются на основе стихийно-коллективных родственных отношений. Именно родственные отношения  являются для них наиболее близкими и понятными. И когда эти люди задумываются о природе и мире, то эти последние представляются им также в свете родственных отношений. Однако родственные отношения предполагаются между одушевлёнными и разумными существами. Таким образом, и вся природа, весь мир мыслятся состоящими из одушевлённо-разумных существ, образующих собой некоего рода универсальную космическую общину. Вот так и возникает мифология, которая представляет собой не что иное, как результат обобщённого перенесения родственных (т.е. одушевлённо-разумных и стихийно-коллективистских) отношений на всю природу и весь мир.
По сути, мифология  изначально являлась своего рода идеологией общинно-родовой формации и отражала идущие в ней  процессы.
Античная мифология является отражением человеческой жизни, её потребностей и стремлений, её отношения к настоящему, прошедшему и будущему, её идеалов и, вообще, всех её материальных и духовных сил. В мифологии отражены природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией.
«Миф» - по-гречески означает   "слово". А всякое слово в некотором роде  – есть определённое обобщение. Следовательно, и миф также является своего рода обобщением. И те живые существа, о которых повествует мифология, являются тем или иным обобщением. Ведь этим существам, как чему-то общему, подчиняется определённая часть действительности, как совокупность того или иного множества (или даже бесконечного числа) частных явлений.
Фундаментальное понятие «род» здесь мыслится отвлечённо – как самый настоящий человеческий род – т.е. бесконечное объединение предков и потомков. Данное понятие перенесённое на природу и мир и играющее роль логического общего понятия,  собственно и представляет мифологию.
Персонифицировано род находит своё отражение в боге, демоне или герое. Являясь обобщениями определённых областей действительности, они так или иначе включают в себя все частные явления.
Первобытное мышление по своей сути мифологично. Соответственно, и мифология может рассматриваться как форма первобытного мышления. Основным принципом исследования античной мифологии является её рассмотрение, как вечно становящегося человеческого мышления, отражающего собой развивающуюся историческую действительность.
Все мифологические образы являются элементами более или менее обширных периодов общего развития греческой мифологии. Такими периодами являются – древнейший - дофессалийский (доолимпийский), имеющий в своей основе материнский род; фессалийский (олимпийский) – связанный с патриархатом и примитивными формами раннего крито-микенского рабовладения. Фессалийский период характеризуется централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к художественно развитому и строгому героизму.
В дальнейшем, в связи продолжающимся процессом разложения первобытно-общинной формации и упадком крито-микенской культуры появляются более утончённые формы героизма.
На следующем этапе мифология перестаёт существовать как самостоятельный вид творчества, но продолжает играть огромную роль как художественная форма для выражения полисной (классической) рабовладельческой идеологии. Подобную же роль мифология играет и в эллинистическую эпоху.
В древнейший период развития мифологии процесс жизни воспринимается человеком в беспорядочно награмаждённом виде (хаосе). Всё окружающее человек воспринимает не только материальным и физическим, но и живым. А иной раз  одушевлённым и разумным. Одновременно всё окружающее воспринимается слепым и движимым какими-то непонятными силами. Таким образом, для первобытного сознания основополагающим принципом оформления всех вещей и явлений является хаос, характеризующийся  беспорядочностью, несоразмерностью, дисгармонией. Причём эти последние доходят  до прямого уродства и ужаса.
Итак, мир и природа представляют для человека некое живое и одушевлённое физическое тело. Основой первичной мифологии является Земля. Так как прежде всего  Землю, вместе с составляющими предметами видит перед собой человек в своей повседневной жизни. Земля в его представлении — живая, одушевлённая, всё из себя производящая (в то числе и Небо, которое она тоже из себя рождает) и всё собой питающая. Эта древнейшая  (хтоническая от греч. - Земля)  мифология проходит в своём развитии  стадии фетишизма и анемизма. В первой, фетишизм охватывает собой все области действительности. Это и предметы, олицетворяющие богов, и части человеческого тела, и животные , и растения. Когда усвояющая деятельность человека поднимается на ступень производящей, совершается переход к анемизму.
Боги и демоны античной  мифологии есть прежде всего существа материальные, физические и чувственные. Они обладают самым обыкновенным телом, хотя это тело может мыслится возникающим из разных видов материи.
Античные люди представляли себе, что самая грубая и тяжёлая материя — это земля. Вода представлялась как нечто более разреженное. Соответственно, воздух представлялся тоньше чем вода, а огонь тоньше воздуха. Демоны мыслились состоящими из всех этих «стихий». Боги же представлялись состоящими из материи ещё более тонкой, чем огонь  - из эфира.
Древнейшие анемистические демоны, как правило представлялись в беспорядочном и дисгармоничном виде. В этих случаях обычно говорят о тератологии (от греч. - чудо и чудовище) т.е. о веке чудовищ и страшилищ, символизирующих силы Земли.
Демоны, в которых соединяются вид человека и каких либо животных — так называемые миксантропические т.е «смешанные с человеком», свидетельствуют о неотделимости древнего человека от природы. В это время человек ещё не выделяет себя из природы, ощущает себя её неотъемлемой частью.
Вся эта стихийно-чудовищная мифология находит своё логическое завершение  в культе Великой Матери или Матери богов.
В развитии анемизма трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, т.е. очеловеченному их пониманию. И именно у греков этот антропоморфизм достигает своего наивысшего оформления, выражаясь в  целой системе настоящих художественных образов.
С переходом к патриархату развивается новая  (классическая — олимпийская или героическая) ступень мифологии, основанная на гармоничном и художественном восприятии мира. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами некогда пугавшими воображение человека, подавленное непонятной ему и всемогущей природой.
Вместо мелких божков и демонов появляется один верховный бог — Зевс, а все остальные боги и демоны ему подчинряются. Патриархальная община водворяется теперь и на Небе или, что тоже самое, на Олимпе. Соответственно, женские божества в связи с наступлением эпохи патриархата и героизма получают теперь новые функции..
Теперь не только боги но  и вся жизнь отображается в мифах  в совершенно  новом оформлении. Преображается вся природа, ранее наполненная для человека непонятными и и страшными силами. Теперь она полна умиротворения и  поэзии.
Для последующей эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о родовом проклятии, приводящем к гибели сразу нескольких поколений подряд. Получают также распространение мифы о превращениях или метаморфозы. Подразумеваются здесь сюжеты, в которых в результате тех или иных приключений фигурирующие в них герои превращаются в какие-либо неодушевлённые предметы, в растения и животные.
Все явления природы когда-то понимались людьми мифологически, т. е. одушевлялись. Со временем же они теряют свою мифологичность. Только людская память поздней античности сохранила воспоминания об их давнешнем мифологичном прошлом, находя в них уже одну лишь поэтическую красоту. Поскольку такого рода мифы появлялись и гораздо раньше эллинистически-римского времени, это говорит о гибели «наивной» мифологии и замене её обыкновенной трезвой и "реалистической" поэтизацией природы и человека.
Собственно, мифология (в виде наивной веры) заканчивается вместе с первобытно-общинной формацией,   для которой она служила своего рода идеологией.
Возникшее в Греции классовое рабовладельческое общество активно использует мифологию, уже в виде литературы и драматургии  в своих художественных и политических целях. Особенно широко используются мифологические сюжеты в греческой трагедии. Мифология периода литературной классики всё ещё насыщена «высокими» идеями, хотя здесь её антропоморфизм является скорее только внешней художественной формой. В эпоху же эллинизма и в последние века существования античного мира мифология окончательно превращается в чисто литературный приём.
Однако, что касается античной философии, то  последние четыре века её развития, в течении которых формировался неоплатонизм, ознаменовались философской реставрацией старинной мифологии. Учёные стали понимать под древними богами те или иные философские понятия и строили на мифах своеобразную систему логических категорий. При всём при  этом, возрождение древней мифологии в общественно-политической и чисто жизненной практике неизбежно терпит крах. Так произошло, например, в IV веке с императором Юлианом, погибшим из-за своих стремлений возродить в жизни государства языческие религию и мифологию.
Итак, мифология представляет собой совокупность мифов, возникающих в первобытном обществе и отражающих представления людей о природе, обществе и самом человеке. Мифы включают в себя элементы религии, нравственности, искусства и т. д. Они отражают стихийное осознание естественной органической связи между человеком и природой, духом и материей, и, разумеется, осознание причинной связи между явлениями.
Мифология, как правило, носит образный (зооморфный, антропоморфный) характер, что роднит её с формами художественного мышления. Мифы о сотворении мира (космогонические), о создании человека (антропогонические), о богах и героях впоследствии художественно обрабатывались в профессиональном искусстве  и переосмысливались .в процессе развития художественной культуры человечества. Древняя мифология, распадаясь трансформировалась также в народном художественном мышлении, в фольклоре, приобретая новые черты.
В общечеловеческой культуре античная мифология осталась прекрасным детством человечества, исчезнувшим в тот самый момент, когда внутри её начали вырабатываться научные и философские взгляды на мир и природу.


Рецензии