Явочная квартира

  Цыганова (Думс) Нина Артуровна родилась в 1925 году в Башкирии. Около 1930 года семья переехала в Ленинград, на Проспект Газа. В 1937 – ом отец Нины Артуровны латышский стрелок Артур Петрович Думс был репрессирован, а его семья выслана из города. Однако, в начале сороковых Нина Артуровна со своей старшей сестрой Тамарой вернулись в город на Неве, чтобы продолжить образование.

  «Когда началась война, я училась в техникуме общепита. Сначала мы жили в общежитии в Пушкино, а потом нас перевели прямо в техникум на Международный проспект и поселили в спортзале. Зимой было очень холодно, и мы спали по двое - два матраса клали на себя, два под себя и ложились в обнимку.

  Как и многие, поначалу мы вместе с пожарными копали окопы, ставили противотанковые «ежи», сбрасывали с крыш зажигалки, а по вечерам продолжали учебу. Нас распределили на работу по предприятиям. Сначала мы вырезали талончики с карточек, потом работали на кухне: готовили, мыли посуду.

  Особенно мне запомнился первый арт-обстрел. Мы, студенты, шли с работы домой по площади, на которой стоят Московские ворота. И тут начался обстрел. Снаряды на лету противно выли. Один разорвался прямо на площади, образовалась огромная воронка. Какому-то прохожему взрывом оторвало голову – туловище в одном месте, а голова в другом. На площади дежурили милиционеры, они кричали: «Ложись!», когда летел очередной снаряд.

  Как-то раз, когда транспорт еще ходил, я попала под арт-обстрел в трамвае. Снаряд попал в шедший впереди трамвай, а пассажиры из моего выскочили на улицу, перебежали на ту сторону, которая не обстреливалась, и ждали, когда все это закончится.

  А потом трамваи ходить перестали, город погрузился во тьму и холод, и люди носили на груди круглые светящиеся значки, чтобы не налетать друг на друга. После того, как сгорели Бадаевские склады, начался голод. Два моих племянника, дети моей старшей сестры Тамары один за другим погибли от голода. Чтобы похоронить мальчика, нужно было заплатить рабочим буханку хлеба. Мои сокурсники, узнав об этом, сложили свои пайки и отдали сестре. Она смогла похоронить сына и ушла на фронт матросом.

  По ночам мы, студенты, дежурили на территории завода, ремонтировавшего танки. И однажды задержали мужчину, который пускал с заводского двора сигнальные ракеты, давал наводку вражеским бомбардировщикам. Кто он был, не знаю, мы сдали его в дежурку и больше ничего о нем не слышали.

  А когда разбомбили обувную фабрику «Скороход», которая была как - раз напротив техникума, у нас повылетали рамы и стекла, а наши студенты разгребали завалы, откапывали убитых и раненых, оказывали первую помощь.

  Весной, когда начал таять снег, все ленинградцы, кто еще был в состоянии, вышли на уборку улиц от трупов, завалов и мусора. Многие погибшие от голода и холода так и остались лежать там, где упали. Хоронить их было некому, и если бы их не убрали, то с приходом тепла могла вспыхнуть эпидемия.

  В общем, не смотря на все трудности и опасности, техникум я закончила. В 1943 году мы получили дипломы и направления на работу. По распределению я попала в столовую макаронной фабрики на должность главного бухгалтера. Мне выделили комнату. В этом году я вышла замуж за майора Цыганова Виктора Сергеевича. Познакомились мы благодаря этой самой комнате. Виктор был разведчиком, и в этой комнате у них было что-то вроде явочной квартиры. Он не знал, что квартира сменилась, и пришел по старому адресу. И от моей соседки узнал, что в комнате поселилась молодая девушка. Захотел посмотреть мои фотографии, соседка показала – комнаты тогда не запирали, вещей почти никаких не было, воровать было нечего. От соседки узнал, где я нахожусь, пошел, посмотрел на меня «живьем», вернулся в мою комнату и стал ждать. Когда я пришла домой, то была ошарашена – какой-то мужчина в моей комнате! Рассердилась на него… А потом познакомились, стали встречаться и поженились. Через какое-то время мужа отправили служить в Латвию, а в 1944 году у меня родился сын».

  После войны Нина Артуровна уехала с сыном к мужу по месту службы. Позже они переехали в Киргизию. Здесь Нина Артуровна родила дочь. Работала директором столовых №11 и №17, заведующей производством ресторанов «Киргизия» и «Дружба». После выхода на пенсию в течении 13 лет вела в бытовом обслуживании курсы кулинарии.

  Наряду с юбилейными медалями Цыганова Н.А. награждена медалью «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд», и знаком «Отличник советской торговли».


Рецензии