Послесловие

  Великая Отечественная война и блокадный Ленинград живут во мне, в моей генетической памяти, вне зависимости от моей воли. Один мой прадед лежит в городе Антраците, на Украине, второй – где-то в болотах под Питером, ненайденный, неопознанный, непохороненый. Одна бабушка пережила блокаду, вторая – голод в глубоком тылу. Оба деда воевали, отправившись на фронт 17-летними мальчишками.

  Я не могу выбросить кусок хлеба, у меня просто не поднимается рука, даже если он плохо испечен и сплошь покрылся плесенью. Обязательно отдать – птичкам, собачкам. Я всегда готовлю с «запасом», на всякий случай. Американская народная забава – бросание едой – для меня святотатство. Меня не только этому научили – бабушки, дедушки, родители – память о голоде, о том, как бесценен может быть кусочек хлеба размером с пол-ладони живет в клетках моего организма.

  Иногда я рада, что деды и бабушка не дожили до этого сволочного времени, когда по ее любимому Питеру шляется бритоголовая братва, украшенная свастиками, молящаяся на портреты Гитлера, а к памятнику воину – освободителю дружелюбные эстонцы привинчивают табличку с надписью «оккупант». Выдержало бы ее сердце? Их сердца?

  Молодежь увешивается каждую весну георгиевскими лентами цвета «огня и пороха», словно фенечками, не видав того огня, и не нюхав пороху. «Победа деда – моя победа!» Нет уж, дорогие… Победа деда – это ЕГО победа, а наши - память и благодарность.

  Со смертью бабушки связь моя с Кыргызским обществом блокадников Ленинграда практически прервалась, в последний раз я встречалась с блокадниками на презентации книги, семь лет назад. За это время многие уже, скорее всего, ушли из жизни, в том числе, и герои этих рассказов… Но я помню их всех, впустивших меня когда – то в свой дом и свои, такие нелегкие воспоминания.

  Особенно ярко я помню тетю Женю Симачеву, увы, ее биографии у меня не сохранилось, но я и без бумажек никогда не забуду ее потрясающее жизнелюбие, мальчишеские ухватки, какую-то неженскую удаль и решимость, с которой она жила, воевала, боролась с болезнями и несправедливостью.

  Спасибо вам, дорогие, за ваше мужество, стойкость, жажду жизни, благородство и самоотверженность, за то, что вы жили, боролись и любили так, что писать о вас теперь для меня – ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ.


Рецензии