Награда и достойный ответ

   Английский король Георг Третий был покровителем искусств, особенно -  музыки.  Король очень любил произведения молодого Генделя. Но он не был равнодушным и к творчеству немецкого виртуоза Гайдна. Когда тот посетил Великобританию, монарх и королева оказали ему необычайно радушный приём. В довершение всего Оксфордский университет  присвоил Гайдну степень доктора. Звание это, начиная с 1400 года, присуждалось всего лишь четырём избранным (почти за 300 лет!), и даже сам Гендель не был его удостоен.

   По традиции, Гайдн должен был послать в благодарность музыкальное произведение. Композитор отправил нотную страницу, совершенно необычную: ноты были написаны таким образом, что, если читать их сверху, снизу, с середины страницы или даже справа налево, всегда получалась мелодия с правильным аккомпанементом.

   С Гайдном связано несколько интересных историй. В 1794 году он совершил путешествие в Лондон, где  сочинил оперу о странствиях Орфея в аду, которую ему заказал Галлини, антрепренёр Гаймаркетского театра. Но композитор очень скучал  в Лондоне по Австрии, хотя здесь он встречался с актёрами, художниками, которые почитали Гайдна и искали встреч с ним.

   Один английский принц заказал Рейнольдсу, единственному английскому художнику, умеющему рисовать портреты, портрет Гайдна. Польщённый такой честью  музыкант, отправился к художнику, чтобы позировать ему. Сеанс начался, и вскоре Гайдна стала одолевать скука, которая отразилась на его лице. Художник, заботясь о собственной репутации, не желал придавать скучное, унылое выражение лица человеку, которого почитают за гения, отложил сеанс на следующий день.

   На следующий день всё повторилось - композитор скучал, и лицо не выражало никакой выразительности. Работа не ладилась.

   Художник пошёл к принцу и сообщает о своей незадаче. Принц оказался изобретательнее художника: он послал к художнику очень милую немку, камеристку своей матери и объяснил ей, что и когда она должна сделать.

   Настал третий день. Гайдн пришёл, сел, а художник начал рисовать. Как только на лице композитора появилось скучное выражение, внезапно упал занавес, и красавица - немка, изящно задрапированная в белую ткань, с венком из роз в волосах, появилась и обратилась к Гайдну на его родном языке:
  - О, великий человек, как я счастлива видеть тебя и побыть с тобой!

   Гайдн преобразился: на его лице появилась улыбка восхищения, он закидал девушку вопросами, они стали оживлённо беседовать, и Рейнольдс быстро закончил портрет. Очень удачный, живой!

 ...В Германии Гайдн давал концерты, и его скромное состояние несколько увеличилось. За эти концерты композитору платила семья князя Эстергази, все члены которой восторгались им. Платили, правда, не очень много, но  Гайдн, как человек, привыкший вкладывать в работу всю душу, больше денег ценил отношение к себе.

   За столом князя для композитора всегда был поставлен прибор. Когда его светлость ввёл для своих оркестрантов особую форму, Гайдн получил платье, которое обычно носили лица, имеющие доступ в покои князя. Именно так магнаты заставляли ценить те привилегии, которые ставили гостя почти наравне с коронованными особами: добродушие сглаживало всё.

  P.S. Эту запись я нашла в своём литературном архиве, но, к сожалению, она
       изложена от руки и много лет назад, без указания имени автора. Материал,
       мне показался интересным, а за то, что не могу назвать автора, прошу
       прощения.
      
      



   
 


Рецензии