Репортаж. На палубе плавучего собрата

«Богатырь-4» помог сменить прописку портальным кранам «Альбатрос» и «Кировец»

В диспетчерской Невского грузового района Северо-Западного речного пароходства, причалы которого узкой лентой вытянулись вдоль Октябрьской набережной, пустынно. На доске, которые обычно висят при входе в общежитие или гостиницу, ряд ключей от портальных кранов. Два гвоздика пустуют…
- Эту операцию, - поясняет начальник района В. И. Пронин, - мы задумали в прошлом году. На участке минеральных грузов восемнадцатого причала ещё швартовались суда навигации-85 с песком, щебёнкой и гравием, а на освободившейся контейнерной площадке начали монтировать кран.
К концу декабря новенький «Альбатрос» горделиво вознёс стрелу в зимнее небо.
И вот сейчас ему предстояло заменить менее производительный «Кировец», отработавший на сыпучих грузах более двадцати лет. «Старичку» же нашли работу по возрасту на тарно-штучном участке, где вся нагрузка за смену не превышает двухсот тонн. Это не две-три тысячи тонн песка и гравия, которые приходилось перебрасывать.
На участке минералов и скорости другие. «Волго-Балт», например, здесь освобождают от песка за три часа, иначе будет суточный простой судна, до следующей разводки моста
За прошлую навигацию на районе переработали почти девять миллионов тонн груза, в основном, минерального.
Растущие объёмы городского строительства заставляют речников увеличивать объёмы перерабатываемых грузов: песка, гравия, щебёнки.  А так как расширяться ни по площади, ни по числу работающих здесь некуда, портовики интенсифицируют труд – меняют технику на более производительную.
Для проведения операции по перестановке портальных кранов, меньший из которых имеет массу 185 тонн, речники скооперировались со смежниками по транспортному конвейеру – моряками. Только они имеют в Ленинграде технику, способную на это – у причала Невского грузового района СЗРП ошвартован трёхсоттонный плавкран «Богатырь-4», который привёл сюда из Ленинградского морского порта экипаж, возглавляемый капитаном С. И. Плаксиным.
Много уникальных работ на счету этого коллектива коммунистического труда. Участвовал «Богатырь-4» и в подъёме затонувших судов, и в ремонте мостов и теплоходов, и в строительстве защитных сооружений для города от наводнений. Да и краны переставлять ему не в новинку. Тоже приходилось.
Вот разве что только ветер сегодня близок к критическому: стрелка анемометра то и дело прыгает за двенадцатое деление. Крановщик «Богатыря» А. В. Жуков, сидя за пультом в своей кабине, поглядывает на прибор, докладывает о результатах руководству и, наконец, получает «добро, на работу.
Усаживается поудобнее, приоткрывает лобовой иллюминатор и, дав предупредительный сигнал, трогает рукоятку управления. Стропы, стальные канаты в руку толщиной, медленно поползли вниз.
Рабочие из бригады портовиков Михаила Плотницкого и наладчиков Н. Г. Коврижных с трудом заворачивают петли каната на проушины портала «Альбатроса», крепят их, и Андрей Вячеславович начинает осторожно их обтягивать.
Теперь он будто слит с могучей машиной. Стропы натянулись. Кажется, слышно, как они звенят от бьющих по ним песчинок, которые несёт порывистый ветер.
Дрогнула стрелка динамометра: на гаке растёт усилие – 15 тонн, 30. На 50 «Богатырь» скренился, будто колени дрогнули от неухватистого непомерного груза. А стрелка уже показывает усилие в сто тонн, сто пятьдесят, сто восемьдесят, двести: «Альбатрос» качнулся и, зависнув, пошёл вверх.
Механизм, созданный прочно стоять на земле, оторвавшись от неё, смотрится беспомощным живым существом, вдруг потерявшим опору.
Но это продолжалось недолго. Минута – и он коснулся палубы «Богатыря», который так и повёз своего младшего берегового братца, не выпуская из «зубов» (как говорят между собой моряки) до самого участка минеральных грузов.
Обратным рейсом «Богатырь» перевёз на участок тарно-штучного груза заслуженного «Кировца». И тоже в собранном виде.
К вечеру ключи от обоих «новосёлов» заняли свои привычные места на доске в диспетчерской.

На снимке: «Богатырь-4» в работе.
Фото И. Кружанова

Газета "Ленинградский речник", 16 апреля 1986 года.


Рецензии