3. Сота

23 адара 2449 года от сотворения мира, почти через год пребывания евреев в пустыне после выхода из Египта, Моше впервые установил Шатер Откровения для служения и обучения Аарона и сыновей его. Утром Моше собирал Скинию, а вечером разбирал. И так в течение 7 дней. А 1 нисана Шатер был установлен окончательно, и его осенила Шехина.

В этот же день Господь дал важные повеления сыновьям Израиля.

«И всякое приношение (трума) от святынь сынов Израиля, которые они (Господу) приносят, священнослужителю, ему будет. Посвященное кем-либо ему будет; что даст кто-либо священнослужителю, ему будет» (Числа 5:9-10).

Здесь речь идет о доле священнослужителя (когена) из приношения каждого еврея в Дом Господа согласно заповеди: «Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Господа, Бога твоего» (Исход 23:19).

Повеление есть – «приноси», а как поступить с приношением, определенных указаний нет. Поэтому мудрецами, опираясь на стих «Первинки всего, что на их земле, которые принесут они Господу, тебе будет это» (Числа 18:13), было решено, что все приношение отдают когену. Однако приносящий вправе сам решить, кому и сколько он даст по своему усмотрению.

Однажды некий человек решил, что раз он в этом году отдал десятую часть урожая левитам, и ему осталось только девять частей, то на следующий год он должен отдать одну десятую от того, что досталось ему. К его удивлению земля родила ему урожай в размере той доли, которую в прошлом году он оставил себе. Но земледелец никак не изменил образ мыслей, урезая долю левитов, и земля каждый год приносила ему все меньше и меньше. Пока, наконец, он не собрал урожай в размере одной десятой того урожая, который когда-то легко давал участок его земли.

«Когда про это услышали его родственники, они облачились в праздничные одежды и пришли навестить его. При виде великолепных одеяний и счастливых лиц он с горечью воскликнул:

– Так вы пришли для того, чтобы посмеяться надо мной?

– Упаси Бог, – ответили они. – Мы пришли поздравить тебя и устроить праздничную трапезу, ибо ты возвысился до положения левита. Сначала ты давал левитам десятину от своего урожая, теперь же Всемогущий дает тебе маасер (десятую часть) от былого урожая» (1).

Поэтому тому, кто не скупится и щедро дает когену и левитам, также будет щедро дано, и он разбогатеет. Ну, а скупой, как известно, платит дважды.

Мало того, что он обнищает, как в истории про скупого земледельца, но и, совершенно неожиданно, заподозрит жену свою в неверности, и снедаемый ревностью будет вынужден обратиться к когену, и принесет когену дополнительное приношение за неверную жену.

«И найдет на него дух ревности, и ревновать будет жену свою, а она осквернилась; либо найдет на него дух ревности, и ревновать будет жену свою, а она не осквернилась; то пусть приведет этот человек жену свою к когену, и принесет за нее жертву: десятую часть эфы ячменной муки; но масла не возливает на нее и ароматной смолы на нее не кладет, ибо это дар ревности, дар памятный, напоминание о грехе» (Числа 5: 14-15)

Оставим на совести комментаторов, почему они так решили, что у скаредного, «зажимающего» приношение для служителей Дома Господня, жена обязательно совратится и свернет с пути праведного. К сожалению, как случается сегодня, случалось и в ту пору, что замужняя женщина вдруг легкомысленно вступала в порочащие ее связи на стороне.

Замужняя женщина, которая дала повод своему мужу заподозрить ее в неверности, получила название сотА. Сота – дословно «свернувшая, уклонившаяся с пути».

Обратите внимание, сота – женщина, которая просто дала лишь повод заподозрить ее, а вовсе не та, которую муж застукал со своим приятелем в постели, неожиданно вернувшись из командировки.

Замужней женщине не престало находиться наедине  с посторонним мужчиной, какими бы мыслями и целями они оба не руководствовались. В иудаизме существуют тщательно проработанные законы, получившие имя Йихуд, в которых подробно расписано, кто, сколько и при каких обстоятельствах может находиться в обществе друг друга без свидетелей. Прежде всего, имеются в виду лица противоположного пола.  Предусмотрены все возможные ситуации, либо даны критерии, которыми необходимо руководствоваться. И дело даже не в том, что мужчину и женщину априори считают настолько порочными, что лишь только они останутся наедине тут же бросятся в объятия друг друга.

Законы Йихуда, как и все прочие, имеют надмирное, мистическое, не до конца открывающееся обычным людям значение. Никто не может решить для себя, что вот, мол, я абсолютно в себе уверен, что не согрешу, или представитель противоположного пола настолько неприемлем или несимпатичен мне, что такого не может быть в принципе, потому что не может быть никогда, и я спокойно могу находиться с ним или с ней наедине, не согрешу и ничего не нарушу. Законы Йихуда говорят: нет, и все. Нельзя – без объяснения причин. Даже если мужчина и женщина очень пожилые, и даже если они больны и прикованы к постели, им запрещено уединяться.

А что же будет, если замужняя женщина вопреки всем правилам вдруг уединится с посторонним мужчиной? Тогда ее муж вправе развестись с ней. И никто его не осудит.

Но что делать, если мужчина хочет сохранить брак, но у него возникли подозрения, обоснованные или надуманные, что его жена ему не верна? Вот для такого случая и повелел Господь особое испытание для соты.

Женщина, на которую пали подозрения ее мужа, может в любой момент отказаться от испытания, а может, отстаивая свою честь и достоинство, добровольно согласиться на него. Вся суть в этой добровольности – никто никого не насилует и не принуждает. Но если женщина отказывается от испытания, тем самым она признает свою вину, и немедленно следует развод, потому что женщина, которая легла с другим мужчиной, с той самой минуты становится запрещенной для мужа.

Подобные испытания имели место, пока существовал Храм и служители когены. Дело соты рассматривал большой суд – Сангедрин. Для начала коген пытался отговорить заподозренную в измене женщину проходить испытание, установленное для соты. Он объяснял, что если вдруг женщина согрешила, это испытание ее убьет. Поэтому ей лучше сознаться. В пример обычно приводили Йегуду, сознавшегося в связи с Тамар, или Реувена, согрешившего с Бильгой. Но если женщина проявляла твердость в своем решении, испытание начиналось.

Местом испытания были восточные ворота иерусалимского Храма – ворота Никанора (2), ведущие из Двора Женщин (Эзрат Нашим) во внутренний Двор Храма (Азара).  Женский двор был существенно ниже храмового двора, поэтому к воротам Никанора вели 15 полукруглых ступеней.

В женском дворе всегда было много женщин. Вот здесь то и выставлялась сота – простоволосая (3) и в разорванной одежде – на всеобщее обозрение. Мало того, в день испытания соты собраться в женском дворе для других женщин было обязанностью.

Далее испытуемая вслед за когеном произносила клятву, содержавшую проклятие на саму себя.

– Ты собираешься испить горьких вод соты, качества коих сверхъестественны, – говорил коген. – Если ты чиста, то эта клятва не повредит тебе и воды не нанесут тебе ущерба. Но если чужой мужчина осквернил тебя, эта вода заставит опасть бедро твое, а затем и все твои конечности. Чрево твое вздуется и лопнет. Та же участь постигнет и прелюбодея. Имя твое станет притчей во языцех. Люди будут проклинать друг друга такими словами: «Да постигнет тебя тот же конец, что и такую-то!», и, принося клятву, они станут говорить: «Если я говорю неправду, пусть я погибну так же, как погибла такая-то!».

И сота дважды повторяла: Амен, амен.

Далее коген брал пергамент, с нанесенным на нем легко смываемыми чернилами 19-22 стихи 5 главы книги Бемидбар (Чисел):

«Если не лежал с тобой никто и если не совратилась ты осквернением при муже твоем, невредима будешь от этой горькой воды, проклятие наводящей. Но если ты совратилась при муже твоем и осквернилась, и дал кто-либо тебе возлежание свое кроме мужа твоего, да поставит Адонай тебя для проклятия и для клятвы среди народа твоего, когда сделает Адонай твое бедро опалым, а чрево твое вздутым. И войдет эта вода, проклятие наводящая, в утробу твою – для вздутия чрева и опадения бедра». 

Затем коген наполнял глиняный сосуд из киора, бросал туда прах, собранный с пола Храма и горькую траву, чтобы придать горечь воде, окунал в него пергамент и держал его в воде, пока надпись вся не смоется.

А затем женщина пила эту воду. Причем, если в последний момент она отказывалась пить, но настаивала на невиновности своей, ей воду вливали в рот насильно. Действие заклятой воды наступало мгновенно. Женщина вдруг бледнела, глаза ее вспучивались, живот и бедра вздувались. И в мучениях наступала смерть.

Одновременно все те же симптомы испытывал тот, с кем она согрешила, где бы он ни находился в тот момент, хоть за тридевять земель. И хотя он и не пил никакой воды никакая сила не могла защитить его от смерти. Оба страдали одновременно и умирали одновременно, точно так же как прежде наслаждались одновременно.

Рассказывают такую историю. Однажды некая замужняя женщина не устояла перед соблазном и согрешила. Заподозривший неладное муж решил подвергнуть ее испытанию соты. Женщина в отчаянии бросилась за помощью к своей сестре, которая была очень похожа на нее – возможно, они были близнецами, – и во всем ей призналась.

– Ничего не бойся! – успокоила ее сестра. – Я пойду вместо тебя. А так как я чиста, то смело и выпью заколдованную воду.

Все так и вышло. Сестра выпила воду и, естественно, ничего не произошло. Когда сестры встретились, грешница бросилась на шею своей спасительнице и поцеловала ее в губы. И в тот миг, когда их уста соприкоснулись, «горькие воды» вдруг обнаружили себя. Грешница побледнела, ее тело мгновенно вспухло, и она умерла в мучениях, обнаружив тем самым перед всеми свой грех.

А если женщина и действительно была невиновна? На такую женщину воды действовали, как успокаивающее и исцеляющее снадобье. Она становилась и внешне краше и внутренне здоровее. А если к тому же она была бездетна, то впоследствии у нее рождался ребенок и обязательно мужского пола.

И тут мой просвещенный читатель подумает, ну что еще за чушь – уже бы все перемерли давно, и никого бы не осталось совсем на сегодняшний день. Страшилки это все, чтобы держать в узде и покорности забитых женщин, потворствуя своему мужскому шовинизму.

Возможно. Тем более что в новое время соту уже никто не испытывает. Незадолго до разрушения Второго Храма Сангедрин, которым руководил рабби Йоханан бен Заккай (4), решил прекратить отправление этого обряда. Почему? Да потому что нравственное состояние еврейского народа пришло в упадок.

Но это совсем не значит, что сота сегодня может спать спокойно. Закон мида-кенегед-мида (мера за меру) действует неотвратимо и независимо от морального и нравственного состояния кого-либо. Потому что закон этот есть непреложный закон мироздания и отменить его никто не в силах, даже Бог. Закон этот есть иллюстрация той самой байки про камень, который не в силах сдвинуть Творец, но только обнаруживая при этом не свое бессилие, а свое всемогущество.

И к тому же каждый имеет именно то, что заслуживает. Это касается и брачных отношений. Рабби Шимон бен Лакиш (5) так и говорил своим ученикам при обсуждении темы соты, что человек своим образом жизни заслуживает ту жену, какую и имеет. И пенять не на кого, кроме самого себя.

А что же неверные мужья? Им вовсе не полагалось никакого наказания? – раздосадовано подумают мои эмансипированные читательницы.  А наказание заключалось в том, что «горькие воды» не оказывали никакого действия на их неверных жен. Мера за меру.

Иллюстрация: ворота Никанора, современная реконструкция.

(1)  М.Вайсман. «Мидраш рассказывает».

(2) Никанор – обычный, но довольно обеспеченный еврей из Александрии. Он на собственные средства в Египте нашел мастера, сумевшего сделать великолепные ворота из дерева, покрыв их  железом, которое из-за исключительной чистоты сверкало как серебро. Доставить в Иудею их можно было только морем, для чего Никанор нанял корабль. В пути поднялся сильный шторм и команда, несмотря на протесты Никанора, заявив ему, что жизнь дороже каких-то ворот, чтобы облегчить судно выбросила за борт вначале одну половину, а так как шторм не стихал, намеривалась выбросить и вторую. Но Никанор лег на ворота и предложил выбросить их вместе с ним. И шторм вдруг утих. Когда приплыли к месту назначения, оказалось, что и вторая половина ворот плыла вслед за кораблем. Вот такая история.

(3) Замужней еврейке запрещено появляться на людях с непокрытой головой. Рабби Хизкиягу учил: «Горе тому мужу, который дозволяет жене показывать хотя бы часть своих волос. Открывая волосы ради того, чтобы выглядеть красивее, она лишает своих сыновей возможности стать выдающимися евреями».

(4) Рабби Йоханан бен Заккай жил в эпоху Второго Храма. Ученик Шамая и Гилеля сам стал выдающимся законоучителем. Его усилиями иудаизм не был уничтожен окончательно во время римского гонения, благодаря тому, что ему удалось договориться с римскими властями и организовать религиозный и национальный центр еврейского народа в Явне.  Умер около 80 года н.э. через десять лет после разрушения Храма.

(5) Рабби Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш) – выдающийся мудрец и законоучитель,  живший в 3 веке в Тверии, оппонент другого выдающегося учителя и героя Талмуда рабби Йоханана.


Рецензии
Добрый вечер, Кот! Глава интересная, какая-то житейская. В Средней Азии тоже существует обычай( наверное, с Корана), запрещающей женщине «находиться наедине с посторонним мужчиной, какими бы мыслями и целями они оба не руководствовались». Небольшое уточнение: в глиняный сосуд бросали прах, собранный с пола Храма... Прах-это мусор или... останки? А пергамент, зачем окунали в воду? Действительно, экзекуция для женщин устраивалась- пить такую воду бр-р, а согрешивший мужик выходил чистеньким из прелюбодеяния... Даже в старину. Слава Богу, что Йоханан бен Заккай прекратил отправление этого обряда, умный был рабби, думаю. С уважением,

Ирина Алешина   29.07.2017 20:35     Заявить о нарушении
Привет Ирина!

Ты, как всегда, вопросы на засыпку задаешь. Это что касается праха.
Воспользуюсь Пятикнижием с комментарием Сончино. Если ты умеешь пользоваться торрентом, скачать в свободном доступе можно здесь http://maintracker.org/forum/viewtopic.php?t=4628281
Но нужно зарегистрироваться. Это безопасно.

Что сказано: «5:17 и возьмет коген священной воды в глиняный сосуд, и земли, которая будет на полу мишкана возьмет коген и положит в эту воду».

Вот эта земля в оригинале обозначена словом афар, т.е. прах. Логично было бы предположить, что брали часть праха от приносимых в жертву животных. Но в комментарии Сончино говорится, что одна из плит, которыми был вымощен двор Храма, была не закреплена, и ее легко можно было приподнять. Это было сделано намерено. Вот из-под этой плиты и брали землю.

Обрати внимание, как в качестве верности своей клятвы иногда употребляют «землю есть буду». И нужно сказать, едят и правда.

Надпись специально делали смываемую. Думаю, для лучшего воздействия на испытуемого. Чтобы заклятия, написанные на листе пергамента, перешли в воду, а с водой вошли в самого человека, стали его сутью. Услышал – одно, а внутри тебя – другое. Такая вот ритуальная магия вуду.

Заклятие на пергаменте содержало имя Создателя. А такой пергамент уничтожать нельзя (его захоранивают). И смывать, естественно, нельзя. С сотой единственный случай, когда можно.

Сончино: «Всевышний обязал стереть Свое имя, чтобы показать, что любовь между людьми настолько свята и сохранение брака настолько важно, что даже забота о сохранении имени Всевышнего отступает на второй план».

Нет, Ирина, согрешивший с замужней женщиной мужик, если женщина идет на испытание соты, подвергался смертельной опасности и умрирал вместе с ней, где бы он ни находился. А ревнивый муж, если сам где-то когда-то нашкодил, тоже наказывался. На изменившую ему жену воды соты не оказывали действия.

В это трудно поверить, но выходит так, что шалости женатых мужчин в те далекие годы были исключительной редкостью. А вот когда началось, так называемое греческое пленение, нравы греков очень скоро были усвоены евреями. Изменять жене было в порядке вещей. И испытание соты потеряло смысл, так как заговоренная вода ни на кого больше не действовала.

Кот.

Кот Базилио 2   30.07.2017 17:11   Заявить о нарушении
Ох, Яков, заставила тебя потерять столько времени, задав вопросы, на которые можно было самой найти ответы, покопавшись в Инете... Ты, как всегда, не считаясь с собственным временем очень полно и доходчиво всё «разложил по полочкам». Пишу впервые ( за что прошу заранее меня простить), поскольку ты знающий и опытный автор, но вот это очень важное уточнение, почему пергамент опускают в воду и коммент Сончино: «Всевышний обязал стереть Свое имя, чтобы показать, что любовь между людьми настолько свята и сохранение брака настолько важно, что даже забота о сохранении имени Всевышнего отступает на второй план», возможно, надо включить в текст или сделать на него сноску. У меня иногда по мере прочтения твоих текстов иногда возникали некоторые вопросы, а в следующей главе находила ответ в сноске. Так бывало несколько раз. Теперь понятно выражение «землю есть буду», оказывается, что очень просто объясняется...
Немного тебя отвлеку от серьезных вещей... На днях я ездила к брату в Москву и обнаружила, что она здорово изменилась в лучшую сторону. Огромный мегаполис, который отличается от всей России, можно сказать, что это «государство в государстве». Великолепная трасса( совсем как немецкий автобан) и на машине от Тулы до Москвы добрались чуть больше чем за два часа. Чувствуется, что город живёт на широкую ногу- много шикарных супермаркетов, дорогих машин, иностранные брендовые бутики, где цена на женскую блузку равна твоей месячной зарплаты врача. Двоякое чувство посетило меня: с одной стороны- рада великолепию столицы, с другой стороны- вся остальная страна( за исключением Питера) так не живёт. У москвичей и социальные пенсии выше, дают бесплатные путевки в санатории, льготы разные предоставляют... Такие дела, Яков. Еще раз благодарю за разъяснения, ты очень добрый человек. С уважением,

Ирина Алешина   30.07.2017 18:53   Заявить о нарушении
Ну, да. По Войновичу: Москореп и кольца враждебности.
Правители четко усвоили, что революции начинаются в столицах.
А у нас (в первом кольце враждебности): в субботу с женой объехали 3 магазина "Пятерочка" и не смогли купить импортозамещающую нашпигованную (вымоченную) курицу. Нет физически. А в "магнитах" я уже и не помню, когда они были. И вот думаю, или просто с 1 августа ждут повышения цен на все, или тенденция.
Кот.

Кот Базилио 2   30.07.2017 20:24   Заявить о нарушении
Можно, конечно, было еще в Ашан поехать (недалеко).
Но там куры практически всегда откровенно дерьмовые и дорогие.
Кот.

Кот Базилио 2   30.07.2017 20:26   Заявить о нарушении
В нашем городе проблем с птицей, мясом и др..продуктами –нет, в т.ч. и в тех магазинах, что ты упомянул. А цены, так они каждый день растут. Знаю точно, будет рост цен на кофе и чай. У оптовиках уже в прейскурантах новые. Всего доброго,

Ирина Алешина   30.07.2017 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.