70 лет, или цветение сломанной вишни
Но все же цветет -
Ветер цветами играет.
Буря забыта,
Радость идет -
Как та Победа, в мае.....
16 апреля мне позвонил папа. Он шел на день рождения своего друга, которому исполнилось в тот день 88 лет. 88 минус 75 будет 13. Столько лет ему было, когда началась война. А папочке было на год меньше. Только 12. Пацаны. Подростки. А тут война. У них - возраст цветения вишни, а тут - голод, разруха, беда. И все же...
Папа разводил в войну кроликов - они росли быстро и давали мясо и шкурки. После школы он собирал кроликам еду - траву, одуванчики. Кормил кур. Была и коза. А папа его был на фронте. Фронт подходил все ближе к Дону. Мама решила не бросать хозяйство, несмотря на опасность. Так и жили. Потом папа приехал с фронта больной. Пять лет войны.
Как же считать дни того времени? С начала войны? С конца? С того дня, когда ты родился? С того дня, когда ты выжил? У каждого свой счет.
Папин друг родился в год начала коллективизации, папочка - в год первой пятилетки. Тяжелые годы, но детей всё равно рожали. Верили, что впереди- хорошая жизнь, вот и рожали. Не для войны, для мира.
И вот так получилось, что эти дети выжили и пережили войну. Они стали сильными духом и чистыми в своих помыслах. Война закалила их тела и отсекла всё ненужное. Они выжили. У друга моего папы - рак уже много лет, но он не сдается и не умирает. Живет, так как закалился, как сталь. В войне и нужде, в годы восстановления и в годы пятилеток. Они жили и вместе строили гидростанции. Не воровали, не скряжничали, а честно трудились для своей страны, для всех людей России. Теперь они старенькие, но дух их могуч и непоколебим. Такими сделала их война.
В тот же день, когда родился друг моего папы, в Германии, в Кенигсберге (теперь Калининград) родился другой мальчик. Немец. Он рос, ходил в школу, читал Гёте и Шиллера, изучал Канта. В 11 лет он вступил в гитлер-югенд и там он учился быть крепким и выносливым. Учился плавать и зажигать костры, учился выживать и готовить пищу.
Я его встретила в прошлом году в Пассау. Он тоже выжил в войне. Он мне рассказал, как первого сентября 1939 года он с пляжа смотрел на нападение Германии на Польшу. Рассказывал, как бомбы падали на пляж, за которым он наблюдал с вышки. Вместе со своими товарищами по гитлер-югенду. Наблюдал с восторгом. Так он мне говорил.
Он тоже закалился за годы войны. После войны он получил образование и работал в кораблестроении. Те, кто выжил войну в Германии, были тоже закалены, как сталь. Они восстанавливали Германию с нуля. Не жалея себя и своих сил. Они тоже боролись за будущее. Они тоже работали день и ночь. Они тоже любили свою Родину. Две стороны одной медали.
Мой знакомый немец из Пассау превратился в сильного, кряжистого старика, лысого, но с веселыми и чистыми глазами. Он ездит на велосипеде по 15 километров в день, пьет пиво и ест за двоих. Он тоже закален, как сталь. Спасибо войне, разрухе, голоду.
16 апреля, в тот же день, но в 1940 году, через неделю после оккупации Дании, родилась маленькая девочка. Её назвали Маргаритой. Она стала позднее Датской Королевой, Маргаритой Второй. Она тоже росла в годы войны. Так уж получилось. Она, как и многие выжившие, тоже закалилась войной. Её папа катал Маргариту в коляске, гуляя около штаб-квартиры немцев. Даже теперь, отмечая своё 75-летие, она вспоминает годы войны. Дания была выпотрошена немцами, превратившими её в большой и удобный холодильник с припасами. Они "съели" Данию. Пришлось опять начинать с нуля. Теперь Дания самая социально-защищенная страна в мире, где построена на практике система социализма. Королевского социализма.
И был 1945. Конец войны. Эйфория победы. Начало восстановления. И те, кто выжил, те, кто пережил, знали, что самое главное - это цвести, несмотря ни на что! И ни на кого! Цвести и жить.
Два года назад над Данией прошёл сильный шторм. Около дома сломалась старая вишня. Две большие отломанные ветки легли в канаву. Это было в декабре, а в апреле эти ветки покрылись цветами. Ствола - нет, корней - нет, а вишня - цветет! Чудо! Я думала, это эффект шока, но вот уже два года прошло, наступает конец апреля, а сломанные ветки вишни опять цветут. Как и люди. Поломаны войной, поломаны судьбой, и все же цветут. Как мой папочка. Как его друг. Как мой знакомый из Пассау. Цветут и радуются жизни. И вспоминают войну - время, когда не было ничего лишнего, кроме одного - любви к своей семье, своей стране, любви к жизни…
19 апреля 2015 21.08
Свидетельство о публикации №215041902300