Памирская библиотека
В зарослях арчи и барбариса видим маленькую мазанку. Из-за угла дома выходит радостный Абдукар. Обнялись. Поздоровались. Оставили ему груз запчастей, а сами пообещли придти сразу, как только поставим палатку метрах в 150 выше по ручью. Ближе подходящей площадки не было, а стеснять хозяина нам, четверым мужикам, не хотелось.
Не спеша перешли ручей и по каньону между пятидесятиметровых скал вышли на просторное и чистое место. Вода рядом – что ещё надо для счастья?! Поставили палатку. Разобрали вещи. Бросили спальники и отправились в гости.
Зашли в мазанку, в которой была одна комната и, обомлели. Одна стена почти до потолка была скрыта за громадной кипой ватных одеял. У другой стены рядом с оконцем, стоял столик, сколоченный из досок и две лавки. Это всё понятно. Но две других стены были переполнены полками с книгами в два ряда. Под книгами стояло несколько сундуков, в которых, как мы узнали позднее, были тоже книги. Откуда здесь столько книг? Зная Абдукара года два, мы и подумать не могли, что он вообще читает книги, а здесь их сотни и сотни. Надо сказать, что «на дворе» стоял 1989 год. То есть в стране, по крайней мере, в России, был настоящий книжный голод. В городах, если это не Москва и не Питер, хороших книг так просто не достать. Нужен блат. Поэтому мы из Средней Азии привозили книги на русском языке в рюкзаках и авоськах.
Сели за стол. Разложили гостинцы. Пьём чай. Идёт обычный разговор людей, не видевшихся около года. Сами разглядываем книги и не можем ничего понять. Среди книг видим Стругацкиих ПСС, Маркеса «Сто лет одиночества», детективы, сказки, стихи, прозу, справочник животновода, книги на арабском и английском языках, материалы различных съездов от животноводов, до партийных… Разброс по тематике грандиозный, как в библиотеке или в магазине. Некоторые книги в нескольких экземплярах.
- Абдукар, можно посмотреть?
- Конечно.
Беру в руки шикарное издание Омара Хайяма на арабском. Листы даже не разрезаны.
- Ты читаешь по-арабски?
- Нет.
- А вот это тогда зачем?
- Так надо.
Ну, надо, так надо. Смотрю - несколько книг Брэдбери, – Абдукар, можно у тебя купить?
- Да, пожалуйста.
Ребята тоже оживились. Так ведь и пролететь можно. Абдукар – сама щедрость. Вдруг на очередную просьбу он воспротивился.
- Эту книгу не могу, она у меня в одном экземпляре.
После этого он в наших глазах неимоверно вырос. Продолжаем разговор.
- Абдукар, а ты сюда специально читать приезжаешь?
- Нет, конечно. Здесь много и других дел.
- А у тебя столько разных книг, ты их все читаешь?
- Нет.
- А что ты больше любишь читать?
- Да я вообще не люблю читать.
- А книги? Мы нигде в Киргизии не видели столько книг!
- Так это у меня брат работает на книготорговой базе.
Всё стало на свои места. Работай его брат на другой базе, у Абдукара была бы коллекция гвоздей или ещё чего-нибудь. Мы ещё проговорили до часа ночи и стали собираться. Только теперь мы сообразили, что никто из нас не взял фонарика. Ночь хоть и лунная, но среди скал от этого прок невелик.
* * *
Можно сколько угодно зубоскалить по поводу этой истории или того, почему в Средней Азии было такое обилие художественной литературы, но… Но почему этих книг не было в России, где спрос на них был всегда? Достаточно вспомнить тот ажиотаж, который возникал в книжных магазинах, когда там «выбрасывалось» ХОТЬ ЧТО-ТО! Мы были самой читающей страной в мире? Так почему бы и не удовлетворять этот голод, как объёмом, так и ассортиментом печатаемой литературы. Ведь книги, наряду со многими другими вещами, были в России товаром, распространяемым по блату. В этом смысле нет никакой разницы между братом Абдукара, создавшем свою маленькую базу, и книготорговцами России.
Чтение стимулирует духовный рост людей, повышает общую культуру. А нужен ли был духовный рост государству? Ведь никогда не было таких стабильных пробоев с алкогольной продукцией. Разве что Горбачёв попробовал что-то исправить в этом направлении. Уничтожив при этом массу виноградников. Лес рубят – щепки летят. Стоит ли теперь удивляться той бездуховности, которая процветает подобно раковой опухоли в нашем обществе? В том, что творится в стране сейчас есть огромная «заслуга» тех, кто создавал этот книжный голод.
Начало http://www.proza.ru/2014/06/18/1441
Продолжение - "Мужики, я не нарочно"
http://www.proza.ru/2014/06/10/1524
Свидетельство о публикации №215041900617
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 08.07.2019 10:42 Заявить о нарушении
С теплом, Виктор
Виктор Афсари 08.07.2019 14:37 Заявить о нарушении