Что такое яхта и как на ней ходить?

      Введение
Устройство корпусов парусных яхт.


 Яхта– маломерное судно (согласно регистру РФ – до ста тонн водоизмещением), основным движителем которого является парусное вооружение.
 Яхты по конструкции делятся на многокорпусные (тримараны и катамараны) и однокорпусные.

 Катамаран представляет собой два одинаковых по конструкции и размерам корпуса, соединенных рамой, на которой крепится мачта. Для безопасности между корпусами натянута сетка. Оба корпуса могут быть жилыми и лишь слегка различаются по функциям, к примеру, в левом, помимо жилых кают, находится камбуз, в правом – склад для дельных вещей и вооружения.

 Тримаран – это полноценная однокорпусная яхта с двумя одинаковыми дополнительными поплавками, для остойчивости разнесенными на крепежных штангах. Поплавки - за редким исключением, нежилые - служат складами дельных вещей, в них же хранятся запасы воды и топлива для вспомогательного движителя.

 Многокорпусные яхты, при прочих равных условиях, имеют существенное преимущество в скорости перед классическими из-за меньшей площади контакта с водой, снижающей «прилипание» яхты, и меньшей осадки.
 Однако при серьезном волнении и сильных ветрах риск перевернуться через нос на полных курсах, или просто разрушиться наступает гораздо раньше, чем у классической конструкции.

 Вооружение приходится уменьшать («брать рифы») при гораздо более слабом ветре, чем у однокорпусной; все преимущества  многокорпусников в свежий ветер сходят на нет, а громоздкость и сложность конструкции в штормовом открытом море начинают представлять существенную опасность.


 Рассмотрим строение корпуса классической яхты. При строительстве яхты в первую очередь закладывается киль – продольный хребет будущего судна. Материал киля чрезвычайно разнообразен, от стальной двутавровой балки изогнутой формы до клееной бакелитовой фанеры. Современные затратные яхты имеют, естественно, карбоновый киль.

 От киля вверх поднимаются вверх до уровня палубы ребра, называемые шпангоутами. На них наращиваются борта. Поперек шпангоутов, связывая их, примерно параллельно килю, в нижней, водоизмещающей части корпуса, прокладывают реданы – ребра жесткости (обычно один-два на каждый борт).

 Внизу борта стыкуются на киле. Спереди стык бортов, режущий воду на ходу, называется форштевнем, задний стык – ахтерштевнем. Если корма имеет форму среза, то он называется транцем.

 Сверху корпус накрывается палубой. Различают три ее части. Передняя часть называется баком, средняя – миделем (от англ. Middle, середина) и задняя – ютом. На крупных парусниках различают полубак и полуют.

 Палуба укладывается с небольшим подъемом от бортов к центральной оси судна для естественного стока воды.
 Для безопасности по бортам на стойках протянуты леера (съемные тросы). На передней части бака и задней части юта стоят несъемные трубчатые ограждения - релинги.

 На стандартной яхте бак – это собственно палуба, расположенная примерно вровень со срезом бортов. В палубу заподлицо, чтоб не мешать перемещению по ее поверхности, врезан люк в форпик – призмоподобный отсек, образованный стыком бортов и передней  переборкой каюты. Он служит для хранения якоря, запасных концов и дельных вещей. Водонепроницаемая задняя стенка форпика обеспечивает плавучесть яхты при таранном ударе.

 Далее идет надстройка каюты, заходящая, как правило, за мидель, со световыми иллюминаторами по бортам надстройки, также называемой рубкой. В крышу каюты врезан световой люк, несущий, кроме освещения, еще одну очень важную функцию – проветривание. В море все тканевые вещи – одежда, одеяла, матрасы, подушки,  а также сыпучие продукты, очень быстро пропитываются влагой, и проветривание при хорошей погоде – неизменное правило. Вход в каюту с кормы, из кокпита.

 Кокпит представляет собой прямоугольное углубление палубы на юте. Борта кокпита стыкуются с собственно бортами судна палубой шириной 5–20 и более дюймов - в зависимости от размеров яхты. Именно в кокпит сводится все управление парусным судном.

 На задней стенке каюты расположены приборы навигации – экран навигатора, лаг, 
экран эхолота, компас - для того, чтобы все это было перед глазами рулевого. Проводка бегучего такелажа, который управляет парусами, заканчивается на крыше рубки у заднего среза, чтобы к стопорам и лебедкам был свободный доступ из кокпита.

 Заканчивается кокпит транцем, на котором укреплен руль, если он румпельный. Если управление штурвальное, то положение штурвала произвольно, но, как правило, в середине кокпита, так удобнее всего следить за парусами, курсом и приборами.

 К нижней, подводной части киля корпуса, в районе миделя прикрепляется плавник, тоже называемый килем. Это важнейшая часть яхты, позволяющая ей ходить круто к ветру и обеспечивающая остойчивость на любых курсах. Представляет собой сварной пустотелый плавник, залитый для массивности свинцом или бетоном.

 Для увеличения веса к собственно килю иногда снизу прикрепляют свинцовый бульб, внешне похожий на торпеду, подвешенную к пилону плавника. Помимо основной своей функции, он еще частично страхует судно при ударах о подводные препятствия.

На гоночных одноместных и двухместных яхтах классов «Оптимист». «Луч», «Кадет», «Лазер», «Финн» и многих других, применяются выдвижные кили – шверты. Посему официально они называются гоночными швертботами. Шверт – это тот же киль, вставляемый в швертовый колодец в корпусе яхты. На полных курсах он вытягивается вверх, чтобы не затруднять скольжения корпуса по воде, на острых – вдвигается вниз, чтобы исключить дрейф, поперечное курсу движение судна под напором ветра. Предусмотрено устройство для частичного выдвижения шверта на бакштаге и галфинде.

 Конструкция корпуса яхты и приемы его строительства кажутся не Бог весть, какими сложными, но только кажутся. Это лучшее, что выбрал человек за тысячи лет хождения по морю, опыт многих сотен поколений мореходов. И он дает нам теперь возможность в одиночку пересечь океан без особого риска.

Рангоут

«Бригантина поднимает паруса…»
Поднимает она их на рангоут. Мачты, реи, стеньги, краспицы, шпринтовы, гафеля, бушприты, гики – все то, на чем держатся паруса, заставляющие парусное судно двигаться, называется рангоутом.
 Существуют, конечно, и безрангоутные суда, причем, довольно распространенные, например кайт – серфинговая доска с аналогом воздушного змея, кайтом. Но и на нем, по сути, рангоут имеется – это тело серфингиста, управляющего этим экзотическим парусом. Именно оно передает усилие ветра, наполняющего кайт, через руки, тело и ноги собственно судну – серфинговой доске или монолыже для гонок зимой по льду и снегу.
 Да, да, лыжа кайта, буер, да просто санки на льду, на которых сидит мальчишка, распахнувший куртку, чтобы поймать ветер, все это – парусные суда…
 Движет-то их ветер.

 Важнейшая же часть рангоутного судна – мачта. Основная мачта судна называется грот-мачтой. Передняя – фок-мачтой, задняя – бизанью. Если мачт больше трех, то это, как правило, уже не яхта, не маломерное судно, а полновесный парусник. Названия же промежуточных мачт формируются как производные от основной, отличаясь от главного грота номером, к примеру, вторая грот-мачта - третья по ходу мачта на четырехмачтовом  барке.

 Мачта крепится к корпусу яхты в степсе – вертикальном канале в корпусе судна от киля до палубы, или замковом устройстве, расположенном, как правило, на крыше передней трети рубки. Замковое устройство степса установлено на мощном крепеже, самом прочном в яхте, соединяющем киль и степс через шпангоуты и переборки.

 Мачта на парусном судне съемная. Причин для этого множество. Во-первых, она постоянно подвергается очень серьезным нагрузкам, и определенные элементы ее – краспицы, блоки, рельсы, фаловые каналы, крепления вант, электрооборудование, могут выйти из строя и потребуют замены или ремонта, что не всегда возможно сделать, поднявшись на мачту в люльке.

 Да и сама мачта не всякий шторм может выдержать, ее может скрутить ветром, согнуть так, что невозможно потом выправить, но чаще всего в аварийной ситуации она ломается и впоследствии подлежит замене.

 Опыт тысячелетий хождения человека по морю выработал непреложное правило – чем важнее элемент, тем он должен быть прочнее. В крайней ситуации разрушений не избежать, море непредсказуемо, поэтому резонно потерять мачту, но остаться на плаву в сохранившемся корпусе.

 Но мачту снимает («рубит») чаще всего, сам экипаж. На буксировке, при перевозке на трейлере, стоянке на берегу, при проходе под мостами. Это довольно рутинная операция, и она, по возможности, предельно облегчена для экипажа конструкторами яхт. К примеру, «срубить» мачту высотой одиннадцать метров на яхте класса «Open – 800» занимает от десяти минут до получаса для грамотного экипажа прямо на воде.

 Современные мачты изготавливают из алюминиевых сплавов или карбона, вес ее невелик, несмотря на высокую прочность, и на яхтах до тридцати-сорока футов длиной операция проводится врукопашную, без применения крана.

 Делается это так. Ослабляются крепления вант и штагов – растяжек, удерживающих мачту, двое матросов действуя из кокпита, подпирают сзади мачту «вилкой», к примеру, отпорным багром, как можно выше по телу мачты. Третий матрос, наиболее сильный, охватывает мачту подмышкой, на метр, примерно выше степса.
 Капитан вынимает из степса крепежные болты, мачту приподнимают вверх, выводя из башмака степса, основание ее выводят вперед, к носу, а верх валят назад, опуская «вилку», пока не перехватят тело мачты руками. Потом ее укладывают вдоль борта на палубу и прикрепляют к леерным стойкам. Все, мачта «срублена».

 Раньше, когда мачты изготавливались из дерева, длины бревна, из которого сделана мачта, подчас не хватало,  его наращивали еще одним, более тонким. Верхняя часть составной мачты называется стеньгой. Стеньги применяются, хоть и изредка, и сейчас при изготовлении реплик судов старинного вооружения, скажем, гафельного. Ее наклон позволяет более оптимально регулировать верхние паруса – триселя.

 На судне с прямым вооружением прямоугольные паруса полного курса крепятся на реях – поперечных балках, укрепленных на мачте. Это – так называемый подвижный рангоут, как и гафель, гик, шпринтов, иногда – бушприт. На современных яхтах с оптимальным бермудскуим вооружением рей нет, на мачте укреплены несколько пар краспиц – поперечных штанг, через которые проходят ванты – боковые растяжки, удерживающие мачту. Краспицы служат лишь для регулировки наклона и изгиба мачты при настройке яхты, парусов они не несут.

 Самая массовая современная конструкция парусного судна – одномачтовый шлюп с бермудским вооружением( на «бермуде» все паруса – треугольные). Его грот-мачта несет все парусное вооружение:  грот - основной парус, стаксель (геную) – передний, а также дополнительные паруса полного хода – спинакер и генакер.

 Помимо собственно мачты на бермудском шлюпе из рангоута есть гик – труба из того же материала, что и мачта, крепится пяткой на вертлюге к нижней части мачты, оканчивается ноком, служит для растяжки основного паруса судна – грота. По всей длине гика проложены рельсы, в которые заводится нижняя кромка (шкаторина) паруса.

 На полных курсах при подъеме спинакера используется спинакер-гик, пяткой он упирается в  мачту, на метр, примерно, выше основания, ноком – в галсовый угол спинакера. При смене галса (направления движения судна относительно ветра), спинакер-гик перекидывают на противоположный нижний угол спинакера. Эта операция, по крайней мере, в гонках, чрезвычайно рискованна, при малейшей оплошности спинакер со всей мощью, с которой он тащит яхту, выбрасывает на спинакер-гике матроса за борт. Для безопасности при смене галса на спинакер кратковременно натягивают «чулок» (Sock), чтобы его «погасить».

 При установке генакера, помеси генуи со спинакером, дополнительного паруса для хождения бакштагом, применяется выдвижной бушприт, входящий в скобы, оснащенные стопорным устройством, закрепленные на палубе бака. Это – труба, выдвигаемая вперед по ходу судна, на метр – полтора за форштевень, к ноку его крепится галсовый угол генакера.

При проектировании и строительстве современных яхт всесторонне учитывается опыт их управления, и рангоут предельно минимизирован, современным матросам нет нужды управляться с многочисленными реями, гафелями, рейками, шпринтовами, наука управления вполне доступна любому мореходу, было бы желание.
 А современные материалы и технологии позволяют управляться с рангоутом безопасно и даже комфортно.

Такелаж

 Конец, линь, брас, штаг, вант, фал, канат, леер…
 Конечно, у каждого из этих, и многих других терминов есть вполне определенный смысл. Но это же море. И моряки – народ ироничный и разношерстный. В зависимости от географии, условий плавания, типа судна и даже настроения они могут так обозвать снасть, что немудрено запутаться. Но есть слово «веревка» - простое и всеобъемлющее, им и будем для ясности частенько пользоваться. Причем со всею серьезностью, каковая и требуется при работе с оной.

 Так вот – все веревки, привязанные хоть одним концом к чему-либо на судне, и есть такелаж. Разделяют такелаж на бегучий и стоячий.
 
 Стоячий такелаж – это тросы штагов и вант, удерживающие рангоут, хотя даже после того, как яхта вооружена, они отнюдь не неподвижны. В зависимости от погоды, акватории, условий гонки или плавания их постоянно регулируют, настраивая яхту под ветер.

 Ванты - это стальные тросы, удерживающие мачту от заваливания на борт. Часть из них идет почти от топа мачты, часть от верхней четверти, трети мачты, от середины - к вант-путенсам, расположенным почти на стыке бортов и палубы.

 Такую серьезную деталь, как мачта, просто к палубе крепить нельзя, крепление просто вырвет вместе с палубой. Представьте, что приличный крейсер класса 32 фута весом в пять тонн ветер в десять-двенадцать метров в секунду тянет со скоростью около 15 узлов, больше 25 километров в час. Усилие на каждый вант больше тонны.
 А в шторм?

 Поэтому для крепления вант применяются вант-путенсы – промежуточные стальные тросы или пруты очень высокой прочности - от палубы к шпангоутам и килю.

 От продольного «завала» мачту удерживают такие же стальные, регулируемые по длине, тросы, но называются они штагами. Передние – форштагами, задние – ахтерштагами. Передний ахтерштаг, как правило, один, крепится к форштевню.  Дополнительный, регулировочный, расположен в плоскости продольной оси судна. Служит для регулировки изгиба мачты и крепится к верхнему ребру переборки форпик-каюта через палубу.

 Основных ахтерштагов обычно два, они крепятся к углам транец-борт, чтобы не мешать рулевому управляться с румпелем. На яхте со штурвальным управлением расположение ахтерштагов менее существенно.

 Бегучий такелаж – это веревки, которыми осуществляется управление парусами. Основные паруса управляются шкотами, вспомогательные – брасами. Гика-шкот – основная веревка, ею регулируют положение гика, и, стало быть, грота, относительно продольной оси яхты в зависимости от направления и силы ветра.
 Она идет через несколько блоков, для уменьшения усилия на кисть рулевого, от середины-второй трети гика к каретке, закрепленной на днище кокпита. Рельса каретки через палубу кокпита крепится к ребру или прямо шпангоуту корпуса. Именно эта регулировка больше всего влияет на скорость, поэтому рулевой ею пользуется чаще всего.

 Шкотовый матрос работает со стаксель-шкотами, креплеными к шкотовому углу стакселя (генуи), постоянно давая им слабину или подтягивая («набивая») по команде рулевого. При смене галса шкотовый освобождает подветренный шкот стакселя по команде «Поворот!» («Turn!»), мгновенно перемещается на наветренный борт, и, сразу же после прохождения форштевнем положения «левентик», вытягивает противоположный выпущенному шкот со всей доступной ему скоростью, чтобы поймать ветер, и чтобы яхта не потеряла скорость.

 После постановки парусов полного хода – спинакера или генакера, управление парусами осуществляется аналогично управлению стакселем с некоторыми купюрами, эти паруса более неустойчивы, чем стаксель или генуя, и требуют большего внимания.

 Постановка парусов (подъем их топовых углов на мачту) и спуск осуществляется фалами. Фалы, как правило, проводятся внутри мачты на крупных крейсерах для меньшего износа от погодных условий. На зимней консервации весь бегучий такелаж неизменно снимается по той же причине.

 Постановка и спуск парусов, управление ими подчас требует очень серьезных физических усилий, поэтому в зоне управления монтируются лебедки, облегчающие задачу. После регулировки парусов, когда яхта уверенно ложится на курс и добрала скорость, свободные концы бегучего такелажа заводятся в стопора, что сохраняет регулировку до следующей смены галса или изменения условий плавания.
 Стопора монтируются перед лебедками.
 Так что же такое такелаж?
 Это струны, на которых играют скорость.


Рецензии
Замечательный учебник для начинающих яхтсменов!
Когда-то соприкасался, но подзабывается, буду заглядывать в ваш учебник!:-))
http://www.proza.ru/2015/10/13/2271

Александр Курчанов   05.11.2015 08:34     Заявить о нарушении
Когда-то давно изучал всё это, когда служил. Уже почти ничего не помню.
А теперь приходится вспоминать. Потому как, занесла меня судьба на строительство парусника Петровской эпохи. Так что, Георгий, если есть интерес, заезжайте в Лахту, на территорию яхт-клуба "Геркулес": мы там воссоздаём "Полтаву" - петровский флагман 1712 года. Вдохновляющая стройка! :-)
Только экскурсию не заказывайте (там чушь несут несусветную, а ещё за деньги), лучше со мной свяжитесь, проведу по цеху, покажу вблизи.

Алексей Холмов   08.11.2015 09:21   Заявить о нарушении
Господи, как давно я сюда не заходил... По другим морям болтало... Рад, что не промахнулся с написанием "учебника". Главное его достоинство в том, что автор жив, в море не утонул, и с мачты не сверзился...
Похоже, знает, о чем пишет, хе-хе...

Георгий Тарасов   12.11.2015 23:56   Заявить о нарушении
А в Лахту к вам наведаюсь, обязательно. Интересно до судорог.
Это самые простые мои координаты: http://vk.com/id32900586

Георгий Тарасов   13.11.2015 00:06   Заявить о нарушении