***

Сказка моя вечная.

Ты сказкою весеннею
И новым светлым днём,
Пришла ко мне
С надеждою,
Меня зажгла огнём.
   Ты новою надеждою,
   Единственной моей
   Явилась сказкой,
   Песнею,
   Зарёю новых дней.
Ты – сказка моя вечная,
Мой мир волшебных грёз,
Ты – время быстротечное,
Ты – песня алых роз.
     Ты – сказочная фея,
     Которую я ждал,
     Мечта моя заветная,
     Ты грёз моих кристалл.
Тебя искал так долго я,
Мечты моей звезда,
И о тебе, прекрасная,
Петь буду я всегда!

27.03.84


Ты любишь день без солнца,
В тебе самой – оно,
А мне такого счастья
Природой не дано.
     В тебе самой и света,
     Лучистого тепла –
     Как в звездных недрах солнца…
     Ты вся, как мир, светла.
А я ж, не видя солнца,
В депрессию впаду,
Как будто в тёмном царстве –
Бываю как в аду.
     Но этот ад уж в прошлом,
     Ведь я нашёл тебя,
     Звезда моя земная,
     Волшебная заря.
Сама ты, будто солнце,
Горишь живым огнём,
И мне светло с тобою
И ночью, будто днём.
    Ты любишь день без солнца,
    В тебе самой – оно,
    А мне такого счастья
    Природой не дано.

31.03.


Размышление

Бывает же такая
Несправедливость в мире:
Душою есть поэты,
Несведущие в лире.
Есть щедрые душою,
Скупые поневоле,
Когда бы всё отдали –
Бывает пусть в доме.
Бывает же в природе
Несправедливость эта –
Душой орлы,
Влететь бы
Навстречу солнцу лета,
Но, как назло, как будто
Орлам тем крылья
Кто-то
Обрезал, чтобы с неба
Никто не видел солнца.
Бывает, что природой,
Быть может, кто-то внешне
Или судьбой жестокой
Он в чём-то обделён,
Но посмотрите
Всё же -
И в каждом слове, деле,
Любой увидеть сможет
Насколько он силён…
… Бывает же такая
Несправедливость в мире…

02.04.


Я чувствовать время
Совсем разучился,
Живу я не ритмами
Суток, как все –
Живу я от встречи,
До встречи с тобою,
Как будто в чудесном,
Прекраснейшем сне…

10.04


Цветок весны,
Цветок надежды,
Моей любви,
Моей мечты,
Соцветье радости и света,
Добра, тепла и красоты.
Как всё в природе
Ты чудесна,
Прекрасна, сказочна,
Майгуль,
Проста, приветлива,
Как песня,
Светла, как май,
Тепла, как июль.
Ты целый мир,
Цветок чудесный,
Майгуль – заветная мечта,
Майгуль –
Прекрасная надежда,
Майгуль –
Весенняя звезда.
Цвети,
Цветок моей надежды,
Живи, гори
В ночи звездой!
А я, влекомый
Твоим светом,
Жизнь посвящу
Тебе одной!..

10.04


             Богиня моя

Ты помнишь ту притчу, легенду,
В которой проклятье Богов
Ниспослано было Сизифу –
Судьба, хуже, чем у рабов.
     Гигантские камни, как скалы,
     К вершине горы он тащил,
     И, сбросив с неё этот камень,
     За новым он шёл… Так и жил.
Я тоже, бывало, Сизифом
Себя ощущал иногда,
Не раз ведь к вершине взлетал я,
И падал опять в никуда.
   Но видно, что Боги, Природа
   Проклятье то  сняли с меня,
   К вершине заветной иду я
   К тебе, дорогая моя.
И верю я, знаю, что больше
Не придётся Сизифом мне быть –
Ведь рядом со мною богиня,
Мне без которой не жить.
      Знаю, проклятье то снято,
      И рядом со мною она –
      Прекрасная сказка, надежда,
      Счастливая, песня, весна!
Богиня моя, Афродита!
Вершина моя и мечта!
Тебя воспевая, живу я,
Жить буду тобой я всегда!

23.04.84


             Пожелание

Хочется мне в этот радостный день
Поздравить тебя, пожелать много счастья
Пусть будет побольше различных побед,
Поменьше потерь и ненастья.

Хоть будет дорога трудна и терниста,
Ты к цели своей все же придёшь – знаю я,
Будешь гореть для других ты звездою,
Свет в народы нести и искусства, и знания.

Будешь цвести, как волшебный цветочек,
Свет волшебной зари будешь людям дарить,
Чтобы незрячий мир мы увидеть,
Чтобы немой мог опять говорить.

Достигнешь ты целей, вершин неприступных,
Пройдёшь через горы и трудности рек.
Хочу пожелать, чтоб такой и была ты –
Прекрасный, простой, дорогой человек!

25.04


Не говори.
         1
Не говори,
Что это всё –
Как будто бы туман,
Пройдёт, развеется, как сон
Что это всё - обман,
Что эти самые слова
Другой я повторю,
Что это всё –
Пустой обман,
Мол, зря всё говорю.
Нет, не права ты
В этом, нет!
Тебя одну люблю я,
Тебе одной пишу стихи,
К тебе одной стремлюсь я.
        2
Пусть я  другим
Писал бывало,
Другим стихи когда-то
Посвящал,
Вдруг солнцем будто возгорался,
Но снова,
Снова угасал,
Вернее так сказать,
Пожалуй, –
Взлетал бывало,
Падал вниз,
Но, видно, нужно всё же было,
Мне пережить подобный криз.
Да, нужно было,
Чтоб взлетал я…
И снова падал в темноту,
Чтобы к тебе придти когда-то,
Познав и жизнь, и красоту.
Чтобы придти к тебе однажды
Какой я есть,
Прийти таким,
И чтоб навечно уже зажечься
Огнём прекрасным и святым,
Неугасимым, будто солнце,
Дающим силу всем живым.
         3
Не говори,
Что это всё
Вновь может повториться,
И что к другой
Придётся мне
Девчонке обратиться,
Нет, не хочу я,
Протестую!
Не надо песен мне других,
Других не надо мне девчонок,
Лишь о тебе пусть будет стих,
Лишь о тебе хочу писать я,
Ты ведь моя весна, мечта,
Ты будто жизнь в меня
Вдохнула,
Меня согрела, поняла,
Ты, только ты умом и сердцем,
Душой моей владей навек,
И буду я – счастливый самый,
Да, да – счастливый человек!
          4
Не говори мне больше это,
Прошу тебя, не говори,
Поверь в меня
И сердца двери
Тихонько – тихо отвори!..

26.04


Легенда

Давным-давно
То было где-то,
На море ли
Иль средь степей,
Но точно было –
Правил где-то
Народом древним
Кочубей.
То был жестокий
И ревнивый,
И своенравный
Властелин,
Вселенной целой
Потрясатель 
И кровожадный
Господин.
К народам многим,
К целым странам,
Покой отняв,
Он шёл войной –
Кровопролитной
И жестокой,
Для стран тех
Ставшей
Вечной тьмой.
Тумены, полчища, отряды
Вперёд он вёл
К пределам дальним,
И мир кругом
Глядел угрюмо
Тревожным взором
И печальным.
И устоять никто не мог,
Остановить
Иль удержаться –
Громил, сжигал,
Топтал, как мох,
Дал воле рока он
Свершаться.
Под игом тяжким,
Ненавистным,
Судьбу свою
И жизнь кляня,
Жить бедный род,
Который звался
Со звёзд пришедшим –
Кечкеня.
Он с тяжкой долей
Безнадёжной
Смирился будто бы,
Привык,
Назвать его и гордым,
Смелым
Не повернулся бы
Язык.
Мужчин всех
В войско для набегов
Забрали силой,
А детей,
И женщин,
Немощных
И старцев –
Под власть всех бросили
Плетей.
Что говорить –
Несладко было,
Кругом болезни,
Смерть и кровь…
Так жили люди –
Без надежды,
Без веры в жизнь,
Мечту, любовь.
Да что там жизнь,
Надежда, мысли,
Любовь, мечты –
Слова, слова!..
Ведь бытие
Под игом этим
Не жизнь была –
Сплошная тьма!
Забылись быстро
Все науки,
Искусства все,
Мечты, надежды,
И люди были –
Полутрупы,
Полускоты,
Ханжи, невежды.
Подобны были
Люди зверям,
Животным –
Псам или котам,
И жизнь – не жизнь,
Существованье,
Лишь прозябаньем
Стала там.
Никто не видел,
Не пытался.
Дорог к мечте,
К свободе, к звёздам,
В мозгу людей
Не возрождались
Стремленья
К мыслям, чувствам,
Грёзам.
Так время шло –
Уныло, дико.
Жизнь будто
Замерла во мгле.
Так жили люди
На планете –
Как черви серые
В земле.
Но вот однажды
Из пришедших
С далёких звёзд
Один случайно
Нашёл тайник
Под сенью леса,
А в нём –
Сосуд необычайный.
То был сосуд
Особой формы –
Из хрусталя
Или стекла,
А в нём горел,
Как будто пламя,
Цветок из камня
И тепла.
Кочевник тот сосуд
Припрятал,
Смекнув в чём
Выгода ему:
Его продаст он
Иль подарит
Владыке –
Хану своему.
Подарок принят был,
Как надо,
Хан с удивленьем
Молча взял
Сосуд невиданный,
Чудесный,
Потом нукерам
Приказал:
- Тому, кто это чудо света
Владыке мира
Преподнёс,
С моей казны
Отдать, что нужно,
Чего бы там он ни унёс!..
Зал полон был
Придворной знати,
Дворец, как улей,
Загудел,
И каждый понял,
Что владыка
Убить беднягу
Захотел.
Таков закон был
Той эпохи
Обман, невежество и зло
Царили всюду,
В каждом сердце,
И злом платили за добро.
Что может быть
Страшнее смерти,
Той, что уже
Близка к тебе,
Когда вдруг явственно
Увидишь
Смерть,
Что зовет тебя
К себе?
Герой наш тут вдруг
Встрепенулся,
Весь задрожал,
Как зверь вдруг взвыл,
В бессильной злобе
И обиде,
В огне раскаянья
Он был.
Два палача
Его связали
И повели –
Куда? Зачем?
- Навстречу смерти!
- Смерть? Не надо!
Чем провинился я?! –
Ничем!
- Глупец! Что говоришь ты?
Иль не знаешь,
Каков закон,
Обычай наш?
Не в красоте
Богатство наше…
Добро и счастье –
Всё мираж!
Иди спокойно
Ты к тем предкам,
Что прилетели
С неба к нам,
Сосуд с цветком
(Что проку в этом?!)
Ты забери с собой
К чертям!
И хан –
Владыка вседержавный
Собственноручно
Тот сосуд
Разбил у ног своих,
У трона,
И чудо тут
Свершилось вдруг.
Сосуд разбился,
А осколки
Исчезли, будто в никуда,
Цветок же
Каменный,
Как будто
Сгорел в огне,
Сгорел дотла.
Того цветка
Дым
Повсеместно
Развеян был
Над всей землёй,
И люди все
О злом забыли,
Зажили дружною
Семьёй.
Любовь и дружба
Расцветали,
Огонь зажгли
Во всех сердцах,
И войны всюду
Прекращались,
Жить люди стали
Лишь в дворцах.
Болезни, голод
Отступили,
Дорогу счастью дав,
Мечтам,
И стали все –
Душой поэты,
Сердца отдавшие
Стихам.
Забылось зло,
Обиды, войны,
Жизнь погружавшие
Во тьму,
Лишь братство рас,
Любовь и мудрость
Вершили суд
Теперь всему.
То был расцвет
Наук, искусства,
Был триумф разума,
Любви,
И золотой эпохи
Триумф –
Твори, мечтай,
Дерзай, живи!
А род тот звёздный
Вместе с тайной
Сосуда чудного
Навек
Исчез, оставив
Лишь загадку
И золотой,
Прекрасный век!

Век золотой!
О нём легенда
Жить будет вечно
На земле,
Пока жива она,
Планета, -
Та, что горит
В небесной мгле.
Жить будет вечно
В сердце каждом
Легенда старая одна
О том прекрасном,
Чудном веке,
О царстве света и добра!

03.05.1985


        Я разным бываю

Прости, я бываю
Как будто лишённый
Дара чудесного
Речи, веселья,
Бываю как будто
Лишённый навечно
Слуха, не слышать чтоб
Птичьего пенья.
Бываю моментами
Неинтересным,
Как старой пластинкой
С заезженной песней.
Бываю пустыней,
Морем широким,
Рекой иль равниной,
Бываю звездой,
Одинокой могилой,
Песней бываю,
Речной серой тиной.
Я разным бываю,
Как осень, как лето,
И пусть не пугает
Тебя свойство это.
Каким бы я ни был,
И где бы ни шёл я,
Куда б ни упал
И чего б ни нашёл я,
Верь и надейся,
И знай без сомненья,
Что ты моя песня,
Заветная… Лейся!
Знай, что на свете
Один есть мечтатель,
Странный, он грёз
И мечты почитатель,
Который, быть может
Подвержен сомненьям,
Курьёзам различным,
Как море, волненьям,
Но в странности этой
Он всё же единым
Стремленьем и верой
Живёт до конца,
Он верит надежде,
Звезде своей, песне,
Как с верой ждут люди
От счастья гонца…

05.05.1985


Баллада о любви
              1
Есть в каждом народе
Прекрасная песня,
Легенда о счастье,
О страстной любви,
Есть в каждом народе
Ромео с Джульеттой,
Есть Марья с Иваном,
Баян и Козы.
    Есть разные сказки,
    Заветы, преданья,
    Поэмы и песни
    О светлой любви,
    Но только ли в песнях,
    В легендах и сказках
    Есть место подобному
    Чудо земли?..
     2
Родные просторы,
О степь Казахстана!
Как много всего
Вам видать довелось!
Как много страданий
Вам выпало в долю,
О, сколько печали
Хранить вам пришлось!
    Вы помните топот
    Коней Чингисхана,
    Дым пожарищ
    И плач матерей.
    Вы помните кровь
    От джунгарских
    Нашествий,
    Храните вы скорбь,
    Боль ушедших людей…
    3
Вечер был летний
И праздник в ауле,
Гость издалёка –
Красивый джигит,
Подстриженный строго
И в форме военной
В кругу молодых,
Весь вниманье,
Сидит.
Слушает песню,
Задумчив, печален…
Звуки домбры,
Голос нежный, живой,
В душе у него
Отзываясь, как эхо,
Как будто бы к звёздам
Зовут за собой.
Красивый и статный,
Печален, задумчив,
Чуть худощав,
Среди новых друзей –
Абиш, Абдрахман –
Сын Абая – поэта,
Чьё имя известно
В просторах степей.
После долгой дороги
Из Санкт-Петербурга,
Уставший,
Гостил он в ауле друзей,
Но не усталость
Являлась причиной
Печали его…
Мысль была лишь о ней!
   Она! Магрипа!
   Красотою,
   Стройным станом
   И звонам шолпы,
   Мягким голосом,
   Нежным, певучим,
   Привлекала его
   Из толпы.
Он увидел её
И, увидев,
Боль, тоску
Ощутил вдруг
В груди.
Боль привычна была –
То болезнь,
Но впервые он чувствовал
Муки тоски.
   И она, в нём увидев
   Заветное счастье,
   Мечту и надежду,
   Любовь,
   К нему устремлялась
   Душою и сердцем,
   Как в небо взлетала
   И падала вновь.
И мысль стремилась,
Душа его, сердце –
К ней одной,
К той заветной мечте,
О которой он думал
И грезил,
О прекрасной,
Волшебной звезде.
   Она, Магрипа –
   Будто солнце
   Среди тысяч
   Небесных светил…
   Эх, судьба, почему ты
   Жестока?!
   Лишь одной бы он ей
   Жизнь свою посвятил!
Но нет!
Не имеет он права!
День за днем
Угасает в нём свет,
Тает он, будто сгорая…
… «Сколько жить мне осталось-то лет?»
А она и юна, и красива, …
Как обречь может он
Красоту
На короткое счастье
(И счастье ль?!),
Чтоб затем
Погрузить в темноту?
   Как он может
   Сказать ей,
   Что любит,
   Что она – свет очей,
   Цвет мечты?
   Нет, не может он быть
   Эгоистом,
   Не пойдёт дальше этой
   Черты!
Он себя подавляет
И знает –
Этот путь,
Пусть нелегок,
Но верен,
Человечней,
Хоть, может, жесток –
Он убьёт и мечту,
И надежду!

Он уехал,
Уехал с тоскою,
С печалью и болью
В груди.
Он уехал,
Не встретившись с нею,
Не открыв ей
Секретов души.
   И решил,
   Что не будет отныне
   И думать о ней,
   И мечтать.
   Нельзя допускать,
Чтобы счастье
Несчастьем её
Могло стать…
   Он болен…
   И знает ведь точно –
   Нет средств
   От болезни такой.
   Живёт, угасая,
   И кто знает –
   Сколько
   Сможет он быть
   В этом мире
   Живой?..
Она…
Нет, она позабудет,
Молода и красива,
Умна…
И другого, быть может,
Полюбит…
Забудет о нём навсегда…
    Он хочет не думать,
    Забыть,
    Отказаться
    От мысли, от чувства,
    От сладостных грёз.
    Хочет не видеть,
    Не слышать,
    Забыться,
    Видеть лишь небо
    И мрак дальних звёзд.
Но снова и снова
Пред взорам печальным
Облик её, как мираж,
Предстаёт.
Улыбка её,
Нежный взгляд
И тревога,
Как песня надежды,
В душе восстаёт.
   Снова и снова
   К ней устремляясь,
   Мысль и сердце
   Рождали огонь,
   С которым бороться
   Труднее всё было,
   Как будто беглец он –
   Бежал от погонь.
Собственно это и были
Погони,
Он убегал,
Ну а мысли о ней
Неотступно его
Нагоняли, как кони.
Гнавших его
Разъярённых людей.
    Нет, не может
    Он больше
    Так жить беспросветно,
    Как будто во мраке
   Бессонных ночей.
   Поедет он к ней,
   Должен, должен
   Поехать,
   Чтоб всё рассказать
   И … забыть всё ж о ней…

   …Вот близок аул.
   Сердце вдруг закололо –
   В той юрте –
   Она, голубая мечта!
   В той юрте, что с краю, –
   Живёт дорогая,
   Милая сердцу его
   Магрипа.
Но он не доехал
До юрты, что с краю –
Вышел с соседней,
Невзрачной на вид,
Маленькой юрты
Его дальний родич -
Плечистый и стройный
Смуглый джигит.
   Он вышел навстречу,
   Приветствовал друга
   И в дом пригласил
   К себе в гости зайти.
   За чаем в беседе
   Узнал он о деле,
   Заставившем парня в аул
   В аул к ним придти.
   - Ради тебя
   Всё, что в силах,
   Сделаю я, обещаю.
   Поверь, Абеке –
   Девушка будет,
   Увидишь ты, рада
   Встрече с тобой,
   Рада будет тебе.
Схожу к ней сейчас
И скажу, что вернулся
И хочет увидеться с ней
Парень, который
С России приехал,
Который бывал
В среде наших
Друзей…
    Как тяжки минуты
    Тоски, ожиданий!
    Нутро, будто пекло,
    Огнём всё горит.
    Но вот он вернулся:
    - Абиш, говорил ведь:
    Она очень рада
    И ждёт Вас, джигит!
    Ждёт!
    Может ли быть
    Что, счастливей, чем это!
    Она ждёт его,
    Ждёт его Магрипа!
    Как мог сомневаться,
    О грешник, он в этом?
    Ведь знал же о том,
    Что его ждёт она!
И в юрту вошёл…
Весь – волненье…
Сердце забилось
В груди.
Во рту пересохло,
В жар бросило будто…
Что ждёт его там,
Впереди?!

Как мог сомневаться он,
Думать, что будет
Всё как-то иначе,
Чем вышло тогда?!
Бывают моменты –
Отдай волю сердцу,
Не надо и мыслей,
Волнений, ума.
Друг к другу рванулись
Два сердца в едином
Страстном порыве
Навстречу весне…
В объятьях друг друга,
О, быть бы так вечно,
Как будто в каком-то
Сверхсказочном сне:
   - Не смог не приехать,
   Собой совладать я,
   Не думать не мог о тебе…
   - Я знала и верила,
   Ждала…
   «Дождусь!» - я сказала себе.
- Родная, спасибо…
Нет большего счастья,
Нет большего блага,
Поверь, для меня…
- И я тоже счастлива,
Счастье безмерно.
Я смысла не вижу
Жить без тебя!..
    - Прости, дорогая,
    Тебе не сказал я,
    Хоть должен
    Сказать был,
    Прости, Магрипа…
    Поверь, через трудности все
    Я прошёл бы,
    Но всё же одно есть,
    Что держит меня…
Он снова как будто
Предался печали,
Тоске, непонятной
Никак для неё.
В мыслях как будто
Сомненья родились:
«Ах, значит, другая…
Как звать же её?»…
    - Прости, дорогая,
    Мне трудно об этом
    Тебе говорить,
    Трудно мне, Магрипа…
    («Да, видно, женат он…
     Иль может…
     Кто знает…
     Но кто же счастливая
     Та?!»)
В душе у неё, будто буря…
Сомнений, надежд
Нескончаемый спор…
(« Так кто же она?
Почему же
Он замолчал?
Продолжи, ага, разговор»)
- Я болен…
(Как?!
Значит, вот это всё бред?!
Значит, нет никого?!
Значит, нет?!)
- Я болен…
Надежды нет, Магрипа.
Я болен…
Неизлечима
К несчастью, болезнь моя…
- о Абиш,
Мой любимый,
Не надо!
Жив пока ты –
Жива буду я!
И большего счастья не надо!
Жизни мне нет без тебя.
Не надо, Абиш!
О, любимый!
Слов не надо теперь
Никаких!
Пусть мало, быть может,
Судьбою
Нам будет предписано
Жить,
Но всё же иного
Я счастья
Не вижу и знать не хочу!
Все тяготы, муки,
Невзгоды,
Как дар, от судьбы
Я приму!
- Любимая…
Больше не смог он
Что-либо сказать,
Говорить.
И вершинам взлететь
Захотелось,
Так захотелось вдруг
Жить!

…Свалила болезнь…
К земле притянула.
Недолог теперь
Его век…
Ни на минуту
Его не оставит
Близкий, родной,
Дорогой человек…
   Она все невзгоды,
   Лишения жизни,
   Трудности, тяготы
   Разных дорог
   Стойко, без вздохов, как воин,
   Сносила,
   Никто упрекнуть
   Её в чем-то б не смог.
Целые дни,
Ночи все напролёт
Видел Абиш её рядом.
Он чувствовал, знал,
Что уж скоро придёт
День, что станет ей
Истинным адом.
   Он думал о ней,
   Думал только о ней,
   Не думал о смерти,
   Болезни,
Ведь она подарила
И радость надежд,
И ласки,
И женскую нежность.
Она подарила ему
Радость жизни,
Радость последних
Минут,
И он, умирая,
Бесстрашно мог смерти,
В лик жестокой судьбы
Мог с улыбкой взглянуть.

Покинул он мир –
Молодой и красивый…
Жить бы и жить,
Но упряма судьба!..
Через месяц она
Тоже следом за мужем
Покинула свет –
Жить одна не смогла…
     4
О степи родные,
Родные просторы!
Мне ваша понятна
Прискорбная речь:
Как же выходит,
Что вечно теряем
Тех, кого надо б,
Как око, беречь?!
   Как же оно
   Получается в жизни:
   Любовь – лишь обуза,
Как камень души,
   И каждый второй
   Вам доказывать будет,
   Что нет её в жизни,
   Нет в жизни любви.
О, люди! Как можно
Не помнить об этом,
Не помнить о тех,
Кто горел, как звезда?!
Кто ради любимой
Иль ради любимого
Жертвовать были
Готовы всегда?!
   О тех, кто подобно
   Ромео с Джульеттой
   Любили друг друга?
   Пусть краток их век,
Но жизнь их достойна
Того уваженья,
Какого достоин
Большой человек.
   Жизнь их достойна
   Чтоб память потомков
   Воздвигла им вечный,
   Как мир, монумент,
   Чтоб каждый поверил,
   Что есть она – песня,
   Любовь, о которой
   Мечтает поэт!..

      8-10.05.84


Рецензии