Пустотный бортовой журнал про туда и обратно

Таганрог – Ейск — коса Долгая - Ейск — Таганрог. 16,17,18 июля 2010г.

«Мы сами создаем тот мир, в котором живем.»
Синельников В.В. — "Сила Намерения"

Все началось еще в прошлом году, когда мы с Жекой готовили к спуску моего «Луча-2» с самодельным рангоутом. Жека тогда спросил, бывал ли я на Должанке. Я ответил, что как раз два месяца назад ездил туда с друзьями-сёрферами, и нам с женой очень понравилось. Солнце, море, ветер, паруса! Супер!
Тогда он предложил сходить туда, только под парусами. На наших лодках. Мой Луч-2 и его 470-ка. Прошлым летом это казалось вполне здравой идеей.
Потом Жека уехал из города.
Прошел год. Как–то вечером Жека позвонил, сказал, что в городе. Я ответил, что буду рад его видеть, а он сказал, что приедет … с морскими картами?! Я уже начал догадываться о чем пойдет речь.
Таким образом принялось решение об осуществлении нашей затеи.
Карты оказались очень «свежими» – выпуска 1952-го года. Но для прокладки маршрута вполне сгодились. Для удобства использования на борту пришлось отсканировать, поколдовать в фотошопе, отпечатать на формате А4 и заламинировать. Получился вполне удобный экземпляр, которым можно пользоваться в любых погодных условиях.
Отход в море состоялся 16-го июля в 7 утра. За час до этого приехали погранцы, отметили в судовой роли выход, забрали свой экземпляр и еще какое-то время удивленно наблюдали за нашими сборами. С некоторым недоверием отнеслись к тому, что на этой лодочке можно так далеко уйти. А в глазах читалась фраза: «Чёкнутые!». Ну да, шестьдесят морских миль прямым курсом – заявка не шуточная.
Все вещи были упакованы в двойные полиэтиленовые мешки для мусора, завязаны и крепко прихвачены к корпусу лодки, чтобы в случае чего не раскидало.
Итак, первые метров двести пришлось отгребать веслом, так как штилило. Рябь виднелась дальше в море. Пройдя Петрушинскую косу поймали попутный северный ветер, балла 2, к обеду раздулось до 4-х, поставили паруса «бабочкой» и взяли курс прямо на Порт-Катон, что по ту сторону залива.
Для тех, кто никогда не ходил под парусом, скажу, что идя в фордевинд, то есть по ветру, самого ветра не ощущаешь и вокруг стоит такая тишина! Ощущение, будто лодка плавно покачивается на волнах. Реальную скорость можно почувствовать, только глядя за корму на кильватерный след или проходя вблизи с неподвижным объектом, каких в море вполне хватает. Для нас первым стал поворотный буй в районе приемного узла. Там мы и встретились с первым большим кораблем. Мимо прошел сухогруз «Волгобалт». Впечатляющее зрелище, особенно, когда идешь параллельными курсами. Видишь, насколько быстро движется такая огромная машина.
Дальше, день прошел вполне спокойно. Мы по очереди спали, несли вахту, купались. Купание на таком курсе и при нашей погоде – одно удовольствие. Прыгаешь с кормы, держась руками за транец, чтобы не отстать от лодки. А скорость судна такая, что тебя сразу вытягивает в струну. И на порывах чувствуется, как лодка набирает ход. Зато легко вылезать обратно на борт. Не приходится поднимать вес всего тела из воды, а только слегка подтянуться ближе к транцу, дальше вода сама тебя поднимает.
Под Шабельском я сразу заприметил неладное, вглядываясь в частые желтоватые волны с гребешками, на которые нас стремительно несло неизменным курсом. Сидя на руле, Жека не придал этому особого значения – и вскоре пришлось поплатиться за свою невнимательность – впереди, а потом справа пошли вереницы 200-метровых сетей. Несмотря на нашу осадку в 20см, единственным вариантом не запутаться на мелкоте в сетях – оказалось спрыгнуть и по колено в воде отвести на яхту на глубину.

Позже мы поняли что безопасней всего ходить за пределами 2-х километровой зоны, иначе приключения с лавировкой вокруг сетей и щекотанием нервов их матерых хозяев – неизбежны.
Сравнили позже с современными картами – действительно в этом месте помечена мель и даже имеется название — «озеро Долгое» (прямо как в сказке про Хоббита :) )
Около трех часов дня проходили Ейск. «Играя», по правилам судоходства, добросовестно, а точнее от скуки, прослушивали 16-й морской радиоканал, но всякий раз приходилось убеждаться в своей прозрачности для радаров :). Как раз ветер усилился баллов до 4,5 и при очередном отруливании мимо сетей, порывом встречного ветра у меня сорвало соломенную шляпу. Пока развернулись – шляпа утонула. Хорошо, что у меня с собой была еще запасная кепка. Пришлось доставать, потому что солнце палило нещадно, а идти было еще долго. Где-то к четырем часам дня подошли ближе к берегу, Ейск остался позади. Тут бы и крикнуть долгожданное «Land, ho!» приветствуя берега, но нам открылась не слишком гостеприимная картина. Берег представлял собой обрыв, высотой метров восемь-десять. Почва глиняно-песчаная местами обрушивается в воду. Но самое неприятное заключалось в том, что к такому берегу на ночь не пристанешь. Наверх не выбраться никак. Прибой бьет прямо в основание берега. А идти нам еще оставалось тридцать километров.
Часов в семь вечера внутри зародилось некоторое беспокойство по поводу места ночевки. Берег от солнечного света просматривался не четко на дальнем расстоянии, так как шли прямо на запад, солнце било в глаза, да и бинокль, как оказалось, на таком волнительном море – пользы приносит немного. То что открывалось взгляду никак не утешало. Обрыв.
Переживания наши улеглись где-то в половине девятого вечера. Когда солнце уже катилось на закат. Обрыв плавно сошел на нет, превратившись в цель нашего приключения – косу Долгую. Немного пробежав бакштагом вдоль берега, развлекая матрасников, мы ткнулись носом в ракушечный берег метрах в ста от турбазы «Кристина». И тут началось веселье по полной программе.
На якорь побоялись ставить из-за сильной волны. Думали, что может сорвать. Поэтому пошли носом на берег. Не учли одного момента. Берег в воду уходит резко прямо по линии прибоя. И получилось, что нос лодки задрало вверх, корма присела и… к нам в гости пришло море во всем своем великолепии.
Волной залило лодку по самые борта, вещи всплыли (хорошо, что были привязаны). Мы попытались сходу вдвоем подтащить судно на берег, да где там! Лодка без воды весит около полутоны, а с водой вышло под тонну. Мы принялись быстро спускать все вещи на берег. Снимать паруса, гик, рулевое. Все в сумасшедшей спешке потому, что светлого времени (сумерек) оставалось не более часа. А лодку тем временем забивало волной и ракушкой. Еще минут десять мы пытались что-то сделать вдвоем, но безуспешно.
Больше всего в этой ситуации обескураживало бессилие перед стихией. Лодку безжалостно колотит о берег, а все наши попытки — лишь слабое оправдание перед собой и верным кораблем. Время отчаяния и непрерывных попыток спасти судно. В какой-то момент стало понятно, почему капитан уходит с корабля последним … боремся до последнего! Но спасительное решение, к счастью, явилось нам, в облике двух недюжих парней и их микро-собачки с хохолком, рискующей наверное больше всех в этой ситуации одновременно быть смытой прибоем, придавленной лодкой или попасть под ноги увлеченных бурлаков!
Так вот, недалеко от нас были отдыхающие. Мужички из центральной части России, судя по говору. Мирно сидели, рыбачили, а тут я! Мужики помогите лодку на берег вытащить! Они без разговоров, не торопясь, подошли, оценили ситуацию, разделись до трусов и как два добрых молодца из сказки: «Чего делать?»
В общем, прошло еще полтора часа наших физических упражнений, и лодка стояла в трех метрах от линии прибоя, боком к морю. Мы все были мокрые и дико уставшие. Лодку двигали по пятнадцать-двадцать сантиметров за раз. Причем сначала подали боком нос на берег, потом корму и так постепенно вытащили. Когда слили воду, лодка стала легче раза в два, и мы очень лихо последний метр оттащили ее от воды.
Мужики сказали доброй ночи, если, что зовите, и растворились в собирающейся темноте.

Мы с Жекой секунду смотрели друг на друга, потом обнялись – поздравили себя с прибытием к намеченной цели и пулей кинулись надевать штаны и куртки с длинными рукавами – поскольку комаров можно было счищать с себя лопатой! Несметные гудящие тучи — их носило вдоль линии прибоя. Разумеется, измененное состояние сознания было усилено тысячными дозами укусов. Спасла палатка с москитными сетками и какой-то анти-комариный спрей, снявший зуд после укусов. Верхний тент палатки решили не ставить, дождя ничто не предвещало.
Забрались внутрь. Поужинали. Выпили по пятьдесят грамм рома за первую половину путешествия и еще долго болтали. Заснули около часа ночи, а в начале пятого, Жека не спал всю ночь и в конце концов разбудил меня, с тревогой в голосе сообщив, что вода прибывает. За прошедшее время линия прибоя подошла на метр. Долго не думая забили в песок между палаткой и прибоем стеклянную бутылку вверх дном – ориентир. Если вода подойдет ближе, нужно будет передвигаться дальше на берег. Только все дело в том, что дальше на берег, это сразу на метр выше. Маленький обрыв, образованный прибоем. Вещи то мы перекидаем, а как быть с лодкой? Якорь бесполезно ставить. Дно – ракушечник, не удержит. Ветер сильный. Волна частая и короткая. Вдвоем лодку на метровую высоту не поднять. Решили о печальном не думать. Легли опять спать, но уже не спокойно. Периодически просыпаясь и поглядывая на линию прибоя, не подошла ли ближе.
Все обошлось. В семь утра созвонились с нашими женами, которые вместе с Жекиными родителями ехали к нам на машине. Около девяти утра я побрел их встречать на развилку.
Днем все не так как вечером. Солнце ярко светит. Дальше от воды ветер вообще стихает. Птички поют. Комаров нет! На мир смотришь совсем другими глазами. Теперь вечерняя борьба со стихией вспоминалась как неприятный сон.
Встретил наших. Подъехали ближе к месту ночевки. Достали вкусности и устроили всеобщий завтрак на борту 470-ки. Да, пока я ходил встречать машину, Жека выгреб ракушку из лодки, которую набило водой. Приличная куча получилась. Самое удивительное, что в той болтанке у нас ничего не пропало! Не потеряли ни одного чикелёчка, ни одной гаечки. Все вещи оказались сухими.

Потом был день отдыха! Почти трехчасовая прогулка по косе. Мы перешли на сторону Азовского моря, и глазам открылась картина «Должанского рая»! Спокойная вода, слабый ветерок, золотая ракушка! Машины, палатки, паруса!

К трем часам дня накупавшись в спокойной прозрачной воде, налюбовавшись рыбками, чайками, учениками-серферами, вытащив застрявшие «Жигули» из песка, мы все вместе вернулись в лагерь. Пообедали и начали собираться в обратный путь.

Честно говоря, внутренне состояние было тревожным от ожидания предстоящего перехода. Ветер дул что и вчера северный, около 3-4 баллов. В общем-то как и обещал прогноз от «виндгуру». Но что-то внутри тревожило, страх за матчасть. Впереди был тридцатикилометровый переход до Ейска вдоль той самой стены…
Не так страшен черт, как его малюют. Как только сели в лодку, подняли паруса, все тревоги как рукой сняло! Пошли бейдевиндом, вполне живо!

На берегу остались наши родные и долго еще стояли провожая нас.
Обратный путь до Ейска оказался не таким уж и сложным, не смотря на волну и встречный ветер. Шли одним галсом. До самого вечера. С восьми до девяти часов искали место для ночевки.

Остановились на Ейском пляже, что за городом. Пляж исполнен в виде террас из привезенного крупного камня – наверное только так можно было надежно отвоевать у моря и обрывистых глиняных берегов пляжную полоску суши, на которой в этот воскресный вечер яблоку не было упасть от рыбаков и ейсковчан. Волна под вечер улеглась. Лодку поставили на якорь в шести метрах от берега. Снесли все вещи на сушу. Поставили палатку. Отзвонились домой, что все хорошо и сели ужинать. Кстати, уже тогда Ейск встретил нас салютом! Смотрели и радовались жизни! :)
Утром проснулись в пять часов. До шести укладывали вещи, вооружали лодку. Ветер дул слабый. Северный. Но куда деваться? Идем домой! В лавировку. Чуть медленнее, чем соседние рыбаки на веслах на резиновых лодках. Шесть часов мы обходили Ейск. Рассмотрели его во всех подробностях. Скукотища… Разнообразило эту прогулку только близкое расхождение с сухогрузом и буксиром сопровождения, которые нас похоже вообще не заметили. Пронеслись мимо под моторами на скорости около шести узлов, а мы пошлепали дальше.
Еле-еле добрались до Шабельского. Ветер к нашему счастью усилился до четырех баллов и идти стало веселее. Все равно пришлось уворачиваться от сетей. В районе озера Долгого мы вылезли из лодки, так как воды там по пояс, и не теряя хода приняли морские ванны. По очереди тащили лодку за нос и купались. Потом прыгнули на борт, привелись, и … о, чудо! Сверившись с картой поняли что нос лодки смотрит прямо на Таганрог! Ветер зашел чуть на запад. Ура! Мы решили идти этим курсом, постепенно удаляясь от берега чужого, приближаясь к родному.

Часов в пять вечера мы находились примерно на одной трети пути от одного берега к другому. Если фордаком дать под Порт-Катон, то часа через три можно будет стать на ночевку. А если бейдевиндом крутить на транспортный канал, то еще не известно куда вынесет, что с ветром будет? Посмотрели друг на друга – дом тянет! Решено! Правым галсом движемся до фарватера.
Около семи вечера прошли фарватер.

Снова близко разошлись с сухогрузами, идущими из гирлы Дона. Один был настолько большой, что не поместился в объектив телефона с расстояния в сто метров.

Ветер постепенно начал скисать. Теперь дуло около 1,5-2 баллов. Волна улеглась. Созвонились с погранцами, предупредили, что мы возвращаемся, те обещали выслать наряд. И тут началась самая красивая часть нашего похода. Вода стала гладкой и ровной как зеркало. Ветерок дул стабильно на 2 балла и мы неслись вполне прилично параллельно берегу, держа курс прямо на наш причал.

Жека сделал несколько снимков на фоне заходящего солнца.

А потом, как апофеоз нашего приключения, сквозь дымку на горизонте начали пробиваться великолепные шары фейерверков! Таганрог салютовал металлургам, лемаксовцам, молодоженам и всем прочим там на берегу – но для нас это было добрым Знаком, что город нас принимает, подтверждающим, что мир — Соглашается. Последний фейрверк был самым красивым и долгим! Минут пятнадцать мы любовались огромными разноцветными шарами, совершенно беззвучно, расцветающими на сумеречном небе.
Потом стемнело совсем. Вышла полная луна. На всякий случай Жека укрепил на мачте обычный налобный фонарь, включил его в проблесковый режим и направил на центр стакселя. Потом его отец рассказывал, что с берега очень хорошо было видно наш призрак, несущийся вперед по лунной глади с мерцающим стакселем! Наибольшую фантастичность этой картине придавал полный штиль до самой базы. Ни ветерка! А из-за Петрушинской косы вылетает 470-ка на всех парусах! И в лавировку подходит точно к месту, плавно снизив скорость!
Все это время ночного подхода к берегу мы напряженно всматривались в окружающую нас темноту. Нужно было не нарваться на водокачку, стоящую посреди воды метрах в ста от берега, не попасть на возможные сети, заранее обнаружить тримаран «Алмаз», который стоит на якоре где-то напротив спуска. Когда все помехи прошли, мы не удержались и сделали небольшой круг почета, развернув лодку в бакштаг и вдвоем свесившись за борт для открена! Скорость — просто чумовая!
Было и последнее в этот день чудо – обернувшись вдруг из за грота мы увидели яхту призрак о двух парусах – так же стремительно летевшую по глади и как бы с интересом оглядывая собрата, возвращающегося из дальних морей.
В отличии от наших восторженных возгласов – шла безмолвно и так же безмолвно исчезла в ночи.
Была ли она – не была — разбираться было некогда, но в чудеса в тот вечер верилось «на-раз»!
Подняв лодку, начали собирать вещи. Подъехали наши жены, за ними следом приехал пограничный наряд. Прапорщик отметил «приход». Долго удивлялись что на такой малютке можно совершить такой переход. А нам хотелось скорее принять теплый душ и домашний ужин.
Мы сделали это. Мы прошли из Таганрога на Должанку и обратно под парусом на древней 470-ке. С растянутыми парусами, с лодкой, из которой каждый час вычерпывали по десять литров воды, со всеми нашими страхами, сомнениями, надеждами. Периодически включая рацию на ответственных участках в надежде, что кто-то нами заинтересуется и мы небрежно сообщим в эфир свой курс и ориентировочное местоположение. Мы потратили на переход туда 14 часов, обратно 21 час походного времени, в душе молясь, чтобы тучки, собирающиеся на берегу не пошли к нам, а ушли на материк, весело скалясь встречному норду на крутых курсах и посвистывая на обвисшие паруса при скисании ветра. Мы разглядывали проходящие мимо громадины-сухогрузы, пытались рассмотреть с качающегося борта в бинокль чужие берега, мы плыли за лодкой держась руками за транец когда было совсем жарко, одевали спасательные жилеты, чтобы согреться, когда стало холодно. Мы кричали вместе с чайками, обходили сети, нам крутили пальцем у виска местные рыбаки носящиеся по морю на быстроходных пластиковых катерах со 175-сильными подвесными моторами. Мы кормили комаров, отчаянно тащили лодку на берег, жарились под палящим солнцем. Мы получили огромное удовольствие! Это было как увлекательный сон! Это было здорово! Мы смогли и силы небесные нам помогли осуществить все задуманное, пусть безумное, но с положительными эмоциями!
Несколько дней спустя Жека поехал с альпинистами в горы Большого Кавказа, а я вернулся на работу, обещая ему написать сочинение на тему «Пустотный бортовой журнал». Хотели писать сразу же по ходу событий, но единственная ручка на борту оказалась с опустевшим стержнем. Поэтому все пишется теперь спустя почти две недели.

PS
Когда я позвонил капитану с просьбой предоставить рацию для выхода, состоялся примерно следующий диалог:
— Влас Алексеевич, мы с кентом на 470-ке идем на Должанку. Нужна рация. Поможете?
— Куда? На Должанку? На чем? На 470-ке? Где она стоит?
— На лодочной базе Бериева.
— Красная?
— Да.
— Вы е…нутые! На всю голову! На этой лодке нельзя! Там же течения! Я не участвую в этом! Бараны! рацию возьмешь у Гены. Жилеты есть?
— Конечно.
— Все равно е… тые! Щас посчитаю сколько рация стоит, не дай Бог утопите!
Потом когда брал рацию Гена крепко пожал руку и спросил:
— Ну с Власом говорил?
— Да, он сказал все, что думает по этому поводу.
— Правильно сказал! Ничего не добавлю.
А в глазах читалось: Дерзайте! Черти! Мы слишком много видели и испытали за сорок лет жизни под парусами, чтобы свихнуться на такой переход. Бог в помощь!

PPS
Когда позвонил Геннадию, чтобы уточнить как связаться с погранцами, уже на подходе, его первой фразой было: «Вы где?» — чуть не прокричал он. Когда я ответил, что на траверзе Золотой косы, разговор пошел спокойно. Потом встретились как ни в чем ни бывало. Сходили и молодцы. Главное вернулись. Живы здоровы. Без особых эмоций. Живем дальше. Все эмоции там, в море! В душе! Под парусом на гонке!
                30.07.2010. Таганрог.
                Зеленский Евгений
                Малунин Дмитрий


Рецензии