Смерть киномана

Я периодически вспоминаю своё киноманское прошлое и ненадолго вновь начинаю безумно увлекаться кино. И в такие минуты меня начинает раздражать то, во что у нас превратилось киноманское сообщество. Я говорю о своих ровесниках, которые являются новым поколением киноманов и которые даже не представляют о том, что на самом деле такое быть киноманом. Раньше существовали чуть ли не блошиные рынки кино (та же Горбушка), где собирались самые настоящие фанаты, которые откапывали новые фильмы, переводили их, искали их в наилучшем качестве, собирали аппаратуру для просмотра - ресиверы, проекторы, дорогие проигрыватели, улучшающие качество изображения. Современная молодёжь даже и не думает во всём этом разбираться. Она смотрит фильмы на айпадах или, ещё хуже, на айподах и думает, что приобщается к высокому. Не думаю, что много пользователей Cinemaholics знают, что такое ресивер и отличат звук DTS от 5.1. Да они DTS и от Stereo не отличат. Но на Горбушке отличали все!

А сейчас люди смотрят "Волк с Wall Street" и думают, что знают, кто такой Скорсезе. Сейчас люди говорят, что уважают Де Ниро как актёра и думают, что составляют думающую альтернативу поклонникам Джонни Деппа. Сейчас люди произносят имя Кубрика и думают, что это какое-то магическое заклинание, которое сразу же перенесёт их в высшие сферы интеллектуализма.

Но раньше было не так. На той же Горбушке собирались люди, которые помнили наизусть диалоги в таких фильмах, о которых вы даже не слышали, и поверьте мне, эти фильмы - гораздо большая классика, чем какой-нибудь Большой Куш, который в пабликах цитируют чаще, чем даже Карты, Деньги, Два Ствола. Поэтому наше поколение - это жалкий выродок поколения настоящих киноманов, и гордиться нам нечего. Большей части людей лучше бы заткнуться о своей любви к кино, в котором они ни черта не понимают и которое по-настоящему не любят. Ну, или хотя бы удалить со стены эти позорные списки в стиле "50 фильмов, переворачивающих сознание" или "5 лучших фильмов Квентина Тарантино", в котором на первое место ставят Джанго или Убить Билла.

Конечно же, во всём этом невежестве повинны не только мы. Большую часть профильных киноизданий закрыли. И теперь даже старые киноманы сравнялись с псевдо-интеллектуальными подростками и половину информации вынуждены черпать с кинопоиска, какого-нибудь cinemaholics и ни черта не понимающей в этой области Афише, которая утром пишет о новой шашлычной на ВВЦ, а днем рассуждает о домашнем прокате какого-нибудь Child 44. Раньше о кино писали профессионалы и фанаты. А сейчас пишет какая-нибудь выпускница журфака, которая пришла в Афишу за аккредитацией на модные тусовки, и вынуждена терпеть эту скучную работу - писать о кино - чтобы только оставаться в тренде, чтобы только рассказывать своим друзьям о том, что она работает на такое модное издание.

Как же решить эту проблему? Всем надо, во-первых, себя не переоценивать и относиться к себе критически. Во-вторых, надо избавиться от модно и немодно, чтобы в сфере кино и в сфере киножурналистики оставались только те люди, которым это действительно интересно. Раньше о кино писали здоровые, бородатые мужики-технари, мужики-филологи и мужики-переводчики. Сейчас пишут девочки с журфака, актриски из ВГИКа и выпускницы искусствоведческих факультетов, а также модные мальчики с выбритыми затылочками и с маникюром на их изнеженных пальчиках. Кино - это не суши и не канапе. Кино - это не спа-салоны. Кино - это достаточно суровая штука. Поэтому если девушка пишет о кино, то она должна понимать, во что она ввязывается, что ей нужно не только Жиля Делёза почитать, а всё-таки разобраться и в процессе киносъёмок, и в механизмах функционирования кинопроката, и в истории кинематографа, которая насчитывает уже сто лет и включает не только модных режиссёров, которых можно посмотреть за чашечкой кофе или бокальчиком вина, а таких режиссёров, как, например, Эйзенштейн или тот же Тарковский, которых неплохо бы посмотреть на большом экране и с линейкой в руках.

А в-третьих, нужно демонополизировать прессу, вернуть профилированные киноиздания и писать, писать и ещё раз писать о кино, а зрителям всё это читать и, конечно же, смотреть фильмы, а не репостить отдельные кадры с любимыми цитатками из Cinemaholics.

P.S. А вообще, мне очень жалко тех людей, которые будут сейчас писать о кино, но не были на Горбушке начала 2000-х. Немалая часть моего детства прошла в салонах видеопроката и на таких вот блошиных рынках. Мой отец - киноман, да и к тому же он занимался видеопрокатом и сотрудничал со многими на Горбушке. Я думаю, я был редким ребёнком среди этих взрослых мужиков. Но мне повезло, что я там был. И я благодарен отцу за то, что я знаю, как должен выглядеть настоящий киноман.


Рецензии