О переводе Воронежского тракта на Муравский

РГИА; фонд 218. оп. 2. дело 240. О переводе в Тульской губернии Воронежскаго тракта на Муравский.
Просматривалось 8.10.71. и 29.12. 71
1845 г.
1. Донесение правящего должность Тульскаго Гражданского гуернатора, от 1 декабря № 2057, с приложениями. .. 13.
2. Отпуск с отношения в Тульскую губ. ст. и дор. комиссию от 22 мая № 8828
3. Отнонешие этой комиссии от 8 июня №2831.

Получ. 9 декабря 1845 г. Особенной Канцелярии Департ. Искуств. Дел.  2 стола. 1 отделения.
Правящего должность Тульского Гражданского губернатора. 1 декабря 1845 года № 2057. С планом и запискою о переводе Воронежскаго тракта на Муравский.

Во время последнего пребывания Вашего Сиятельства в г. Туле, я имел честь представить по воле Вашей докладную записку, касательно перевода ныне имеющагося Воронежскаго тракта на так называемый "Муравский", но что бы иметь более положительные и подробные сведения о состоянии этого тракта, я поручал Гражданскому Инженеру осмотреть оный с направлением пути более для проезда удобнаго и к поддержанию выгоднаго, на каковой предмет, составив план местности и записку осмотра тракта сего, я имею честь представить
1 об
 оныя на благоусмотрение Вашего Сиятельства, из коих изволит усмотреть, что кроме означеннаго Муравского тракта, в Тульской губернии существует другой такой же удобный тракт, идущий из г. Ефремов в г. Крапивну, пересекающий линию Тульско-Орловского шоссе в 3 верстах за селом Лапотковым. Перевод Воронежской дороги на сей последний тракт,  представляет гораздо более удобства и выготы,  как тем, что большие разстояние пути обратится на шоссе, так и тем, что по случаю учредившийся ныне в Ясенках и Лапотков вольной почты, Губерния к облегчению земства избавится от содержания двух почтовых станций Упской и Дедиловской, на коих находится ныне по 16 пар лошадей.
Привосокупляя при сем, что о переводе тракта сего, я вместе с тем взошел
2
 с формальным представлением по принадлежности к Господину Министру Внутренних Дел.
Вице-губернатор статский советник (неразборчиво)
Его сиятельству - Господину Главноуправляющему Путями-Сообщения и Публичными Зданиями.
3.
Докладная записка.
Составленная из донесения гражданскаго Инженера Тихменева, командированного для осмотра Муравскаго тракта от села Лапоткова до г. Ефремов.
Местоположение Муравского тракта. Муравский тракт,  пролегающий в Мурманской губернии между уездными городами Ефремовым и Крапивной, пересекает Тульско-Орловский тракт в нескольких верстах за селом Лапатковым, он имеет 30 саж ширины, и от Лапаткова до Ефремова 90 верс. протяжения.
3 об.
Обходя большую часть оврагов и все низменныя, топкия или болотистыя места, он идет по местам ровным, везде по грунту плотнаго чернозема.
Горы и их нынешние состояние.   Горы встречаются в весьма малом числе и вооще незначительны, только 3 из них можно отнести к самым крутым и трудным.  - В настоящее время проезд по рогам несколько затруднителен, по причине их природной неправильности и размытости в разных направлениях,
4.
что произошло как оттого, что при первоначальном устройстве тракта, горы были оставлены в природной крутизне, а не были выровнены и срезаны отложе, - так и оттого, что со времени устройства тракта, он был оставлен почти без всякой поддержки и исправлений.
Мосты, их конструкция и нынешние состояние.  Мосты устроены не во всех оврагах и не везде где в них встречается надобность в продолжительное, ненастное время, впрочем и те мосты, которые
4. об.
в прежнее время ыли устроены, ныне почти все пришли в ветхое положение; по некоторым производится еще езда, другие же оставлены, или по ветхости, или по неимению наката. - Все мосты самой простой и дешевой конструкции, ибо овраги или сухи, или с самыми незначительными ручьями. - Только в одном селе Кадном мост построен чрез довольно значительную речку Красивую Мечу, в весеннее время он заливается водой и сообщение
5.
берегов учреждается посредством парома.
Надолбы и верстовые столбы.  В местах где встречаются боковые овраги, глубокие промоины и обвалы не устроено надолбов, или каких либо других загородок для безопасности проезжающих в ночное врем.
Верстовых столбов сохранилось весьма мало, и те в ветхом положении.

Состояние тракта вообще  В настоящие время этот тракт представляет поверхность местами совершенно не избитую, поросшую,
5 об
травой, без колей и промоин, местами же, и в особенности начиная от соединения с другим Муравским трактом, поверхность тракта сохранилась хуже, трава отчасти сбита и самый грунт несколько поврежден проездом; главную же порчу дороги составляют непрерывные продольные колеи, прорезанные идущими здесь большими обозами с тяжело нагруженными повозками.
Несмотря однакож на повреждения, Муравский
6
тракт, по крепости грунта и ровному местоположению, для проезда несравненно удобнее нынешнего Воронежскаго, и даже в теперешнее позднее и постоянно ненастное, осеннее время не представляет нигде сколько нибудь значительных затруднений.

Средства исправления тракта  Все вышеозначенные неисправности в земляной поверхности тракта: неправильность и излишняя крутизна гор, продольные колеи, делающие проезд хоть нетрудным нобезпокойным,

6 об могут быть легко исправлены с наступлением весны земской повинностью. Поправка мостов и устройство новых в тех местах где их ныне неиимеется, по причинам малого их числа и простоты конструкции, тоже без всякого отягощения, может быть отнесена на земскую повинность.
Временной выезд от Лопатковой на Муравский тракт  В случае перевода Воронежского тракта на Муравский, полагается за лучшее от Тульско-Орловского шоссе, начиная
7.
от шоссейнаго заставного дома в с Лапаткове, своротить в лево и проложить прямую дорогу к деревне Лукино, что составит до 3-х верст разстояния от Лапоткова, при таком направлении,  дорога пойдет по  совершенно ровной пашни, минуя 4 оврага находящееся по прямому направлению от  Лапоткова к Сумароковке. - По этому прямому направлению, близко подходящему к линии предполагаемаго Воронежскаго шоссе, ныне существует проежая дорога
7 об.
на деревню Ровки, но в ненастное время, по причине оврагов и косагоров по коим она проложена, езда по оной тяжела и затруднительна. - С устройством же в будущем году шоссе от Лапоткова к Сергиевскому, предполагаемый временной выезд на Лукино сделается ненужным, потому что шоссе проходит тоже на деревню Лукино.
Предполагаемое размещение почтовых станций.  Сообразно с разстоянием деревень и местностью тракта, следующие размещение
8.
почтовых станций  признается удобнейшим: 1-м в д. Марьиной в 22-х верст.  от Лапаткова; 2-м в сельце Доробинка в 22-х верс. от Марьиной; 3-я в селе Кадном в 25 верстах от Доробинки, и в 21 от Ефремова - При таком размещении, хоть станция от Доробинки к Кадному и будет более прочих, но как здесь дорога лучше и за исключением 2-х небольших оврагов, везде ровна, то эта станция для гонки лошадей не будет обреминительнее и труднее прочих.
8 об.
Дома для помещения почтовых станций.  В назначенных селенияхдля почтовых станций, кроме обыкновенных крестьянских дворов, нельзя найти иных удобнейших и приличнейших помещений.  - Это неудобство не устранится если разместить станции в других деревнях, потому что навсем тракте есть дворы одинаковой постройки.
Селения Марьино и Доробинки имеют на своей стороне ту выгоду, что они отстроены в прошедшем и нынешнем году, -
9.
почему дома в них новые, крепкие и с большим успехом могут быть переделаны на станции. - Впрочем в с. Кадном можно надеяться найти вполне  приличное помещение станции в одном из двух помещичьих домов, в коих владельцы  не живут.
В сельце же Доробинке помещик соглашается, в случае перевода тракта, - выстроить летом будущаго года совершенно новый дом с отдачею его в наем под станцию за умеренную ежегодную плату.
Выгоды предоставляемые переводом Воронежскаго тракта на Муравский.
Перевод ныне имеющагося
9 об
Воронежскаго тракта на Муравский представляет следующие выгоды:
Ныне на Воронежском тракте от Тулы до города Ефремова существует 5 станций: Упская, Дедиловская, Богородицкая, Никитская и Больших Плотов; на каждой станции содержится по 16 пар почтовых лошадей с ежегодной платой Почтосодержателем по 200 р. серебром на пару. - Если перевести этот тракт на Муравский, утвердить предположенное выше размещение станций, то станция Больших -Плотов
10.
Перейдет в Кадное, Никитское в доробинки, Богородицкое в Марьино, остальных же две станции Дедиловская и Упская упраздняются за учрежением с 1-го Декабря по Тульско-Орловскому тракту, вольных почт.  - Полагая оставить для простаго уезднаго тракта из Тулы в г. Богородицк, по 2 пары лошадей на станциях: Упской, Дедиловской и Богородицкой следует что вместо ныне содержимых в Упской и Дедиловской 32 пар, Губерния будет содержать только 6 пар, т. е. 26 парами меньше, что составит, считая
10 об
по 200 р. сереб. на пару, - ежегодной экономии 5200 р. сереб.
Сравнительное удобство проезда  Принимая во внимание что расстояние от Тулы до Ефремова по обоим трактам одинаково,  и что все неисправности Муравского тракта легко могут быть исправлены весною будущего года,  с полной уверенностью можно заключить, что проезд посему последнему будет несравненно спокойнее для проезжающих, и легче для почтовых лошадей, ибо в нынешнем виде Муравский
11
тракт по крепкости грунта и ровности местоположения представляет прекрасный проезд сравнительно с Воронежским, коего трудности и испорченность выше всякого описания. При том с переводом Воронежскаго тракта на Муравский, первые 2 станции от Тулы обротятся на Тульско-Орловское шоссе, что одно составит чрезвычайную выгоду. Потому что нынешних первых две станции от Тулы к Ефремову, Упская и Дедиловская, по причине гор, низких мостов, слабости и вязкости грунта, в целой губернии
11 об
не имеют себе подобных в трудности и спокойности, особенно же  в весенее время, когда вода скопляется в низких местах, а пред станции Упской, дорога проложена по низкой гати, на протяжении целой версты заливается полою водой протекающей здесь р. Упы.
Невыгода Муравского тракта
Единственная невыгода вновь предполагаемого тракта пред имеющимся заключается в невозможности найти для почтовых станций вполне удобных и приличных помещений, Впрочем как вместо 5 станционных домов надо будет
12.
  нанимать только 3, то имеющееся произойти от сего сбережения суммы на найм, можно будет употребить на единовременную отделку новых домов и приведение их в порядок приличный станционным помещениям.

13.
Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Департамент искусственных дел. Отделение 1. Стол 2. В С. Петербург. 22 мая 1851 г. № 3828.
В Тульскую Губернскую Строительную и Дорожную Комиссию.
Правящий должность Тульского гражданского губернатора, в докладной записке Г. Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями от 1 декабря 1845 г. №2051, донося его Сиятельству о предположении местнаго начальства перевести Воронежский почтовый тракт ( в направляющийся в то время из Тулы на г. Ефремов) на Муравский, отделяющийся от Тульско-Орловского шоссе в с. Лапоткове и направляющийся также
13. об.
на г. Ефремов, присовокупив, что предположению  сему, в тоже время, сделано представление Министру Внутренних Дел.
Департамент Искусственных Дел покорнейше просит Комиссию уведомить утверждено ли Министерством Внутренних Дел и приведено ли ныне в исполнение предположение о переводе Воронежского тракта на Муравский и если предположение это приведено еще в исполнение, то в каком положении находится ныне дело по сему предмету?
подписал: Директор Рерберг
Скрепил: Исправляющий должность Начальника отделения Куртьев.
Верно: помощник столоначальника (неразбочиво).
15.
Главное управление путей сообщения и публичных зданий.
Тульская губернская строительная и дорожная комиссия.
8 июня 1851 года
№ 2381.
В Департамет Искусственных Дел Главного управления Путей Сообщения и Публичных зданий.
В следствии отношения онаго Департамента от 22  минувшаго мая № 8828 Губернская Строительная и Дорожная Комиссия, имеет честь уведомить, что предположение о переводе  Воронежскаго тракта на Муравский Министром Внутренних Дел утверждено и в исполнение приведено.
Генерал-майор ...
Столоначальник, строительнаго отряда Подпоручик ....
План двух Муравских трактов пролегающих в Тульской губернии от Г. Ефремова к Тульско-Орловскому шоссе.
выше Есенки и Ясная Поляна.
на северо-восток на 5 часов:
Колпна
Озерки
Мостовая
Хвосты
на северо-запад на 6. 30.
Выселки
с изгибом на север на 6.
 Сорочинка на река Солова.
Румяновка
Архангельское
Крутое
Хомутовка
Теплое Крапивенского уезда.
На 4 часа на юго восток
Андреевка
Аннувка
Граница Чернского и Богородицкого уездов
Доробинка Богородицкого уезда
Дворики, Ивановка, Варваровка Чернского уезда

Ефремовского уезда.
Красное
Кадное на р. Красивая Меча.
Медведки
Перевесово
Загряжское
Караваровка
Ефремов.
в город Крапивну.
Лапотково
Лукино
Сумароковка
Липовка
Марьино
Теплое - здесь развилка.

Полная версия в блоге угримблогпост с картой


Рецензии