Габриель Форе. 12. 05. 1845 - 04. 11. 1924

"Сладкозвучным Орфеем" и "Мастером Очарований"" называли  Габриеля Форе.". Родился он в Памье на юге Франции, где впитал необыкновенную красоту природы. Эти детские впечатления и  придавали его произведениям  нежный лиризм,  какое - то особое  очарование. По - разному приходят в музыку. У Форе любовь к  музыке  обнаружили  случайно: заметили его страсть к импровизации  на фисгармонии.  Но  средств на обучение в консерватории не было. Отец был учителем  математики  в  школе да и шестеро  детей  в  семье  не  прибавляли  достатка. С 9 лет он  проучился  11 лет в  бесплатной  школе классической  и  религиозной  музыки.

"Бесценным счастьем" называет Форе приход в школу на место преподавателя фортепиано 25 - летнего Камиля Сен - Санса. Композитор показывал ученикам  мастеров которые не входили в программу, посвящал их в свои работы. Сен -Санс  стал  для  Габриеля не только учителем, но и другом.Заметив большую одарённость  ученика,Сен - Санс доверял ему заменять себя в некоторых  выступлениях.

Окончил школу Форе с первыми премиями по композиции и фортепиано.И едет работать в Бретань. Играет он и в светском обществе, где имеет большой успех. Вскоре он возвращается в Париж. Сен - Санс помогает ему устроиться в церковь органистом. Он посещает салон знаменитой Полины Виардо.Позже он писал её сыну Я был встречен в доме твоей матери с доброжелательностью и приветливостью, которых никогда  не забуду. Я сохранил...воспоминание о  дивных  часах; они так ценны  одобрением твоей матери и твоим  вниманием, горячей симпатией Тургенева."

Общение  с Тургеневым  помогло  ему  познакомиться с Чайковским, Глазуновы, Танеевым. В 1909г. Форе  выступает с концертами  в  Москве и Петербурге. Душа его тянется к  камерному жанру. В 1876г. он  написал  сонату  для скрипки
и фортепиано.  Слушателей  привлекает  утончённость его музыки. Все, кто  близко  знал  Форе, считают, что  музыка  является  отражением обаяния  его личности.

Счастье исполнения его музыки испытала и я. Наша известная вокалистка Нэлли Дмитриевна Красильникова и концертмейстер Эмма Завеновна Антонян доверили мне его трогательную песенку "Мотылёк и фиалка" на стихи Виктора Гюго. Так нежна любовь фиалки, умоляющей Мотылька:"Будь со мной!"

Но, увы, ты летишь, я ж к земле тяготею,
Доля злая!
Я хочу твой полёт ароматом овеять.
Я - земная!
Возле разных цветов кружишь ты в отдаленье
От меня,
Я одна остаюсь с моей бедною тенью,
Я - ничья!

Истинное наслаждение доставляет  и музыка любимого Форе и сама история любви земной фиалки к улетающему Мотыльку. Французский композитор и педагог Поль Дюк  так охарактеризовал  Форе:... "Форе с лёгкостью и неподражаемым  изяществом подчиняет  всякое внешнее впечатление  своей внутреннней  гармонии. "

Но не так удачно  складывалась личная жизнь Форе.
После разрыва помолвки с  дочерью Виардо он  долгие  2 года не мог оправиться от потрясения. Возвращение к творчеству  началось через романсы  и  "Пробуждение", покорявшее слушателей  мелодической  красотой. В 1883г. он женится  на дочери скульптора Фремье. Это сделало  жизнь Форе  более счастливой. С 1896г. он стал профессором Парижской консерватории по классу композиции.  Плодотворным было и  содружество с самым  вдохновенным поэтом Полем Верленом, на стихи  которого  он  написал  около 20 песен. Одну  из них "Добрую песню"  он посвятил Эмме Бардак.  Она же первая и исполнила её.  Форе и Дебюсси, которого он считал гениальным,  были  оба  влюблены  в  неё, но она  стала  женой Дебюсси, и дружба двух композиторов была разрушена. Но в годы своего директорства Форе пригласил  его  в совет консерватории.

В  1903г. Форе тяжело заболел. "Бывают периоды, когда звучания музыки я совсем не слышу!".. Но его вдохновлял  пример Бетховена. Габриель Форе побеждает  болезнь. Он написал  оперу "Пенелопа". И в наши дни она считается шедевром французской музыки 20в.

В 1910г Форе стал президентом нового - Независимого музыкального общества. Он  воспитал известных композиторов: это М.Равель, Ш.Кеклен.Н.Буланже, Л.Обер и  другие.
В 1919г.глухота обостряется.  4ноября 1924г. Форе скончался в Париже.

В 1935г. было основано Общество друзей Габриеля Форе,оно пропагандировало музыку великого композитора, такую чистую, ясную, за которую и называли его "Сладкозвучный Орфей" и "Мастер  очарований".

Ред. 16.05.2017.
Ред. 04.01.2018.


Рецензии
Людмила, спасибо Вам за знакомство с Форе,
с замечательной его песней " Мотылёк и Фиалка "!
Эту песню я часто слушаю, а вот об авторах
узнала из Вашей статьи.
Всего Вам доброго! Новых вдохновений! Л.Ш.

Людмила Шапиро   22.02.2020 12:03     Заявить о нарушении
Рада Вам, Людмила!Пела я Форе с наслаждением!
Есть у меня и о других любимых композиторах!
Заходите! Будем любить их вместе!

С теплом душевным - Людмила.

Людмила Дементьева   22.02.2020 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.