Из мифологии простенькие рассказы с глубоким подте

ИЗОБРЕТАТЕЛИ.
       Перилл - сицилийский бык.
                Возмечталось меднику Периллу прославиться, стать богаче , богаче и ещё раз богаче(так , например,можно будет купить наложницу молоденькую или две , а...), но на изготовлении медной посуды да пластинок не очень -то разживешься ... Только на хлеб , дешевое вино да оливковое масло и хватает.
                Думал - думал ... Сидел как -то во дворе своего дома - мастерской, лето , вечер , комары так и жужжж-жжат. Смотрит Перилл , как во двор вышла его кухарка ( пожилая уже , и почти утратившая женскую привлекательность , - для него -то , мужчины - хозяина , лет сорока ...), раздула огонь, поставила на треножник - котел с водой, а комары над ней и котелком так и летают , кружатся. Звук стоит от комариного писка - ззз-ззз- ...
                Огонь разгорелся , ветерком подбросило комариную рать к огню, многих из них так и задуло в котелок ... Прислушался Перилл, а звук -то другой прозвенел, как-то глубже и звонче.
                Подбежал Перилл к таганку , заглянул в него , видит , что комаров налепилось на медном котелке - весь верх . Многие уже погибли , а другие бьются , пищат , видимо в предсмертии , гораздо сильнее и в более высоком регистре . И тут медника осенило : " А что , если в полость медную сунуть живое существо , ... вот уж оно тогда,.. завопит , заверещит - и не своим голосом! "
                Сказано - сделано . Изготовил медник Перилл медного быка,устроил в его туловище люк , да засов попрочней , чтобы запереть в быке том - жертву , ... и не пущать , на волю , к свежему ветерку. Жарься на медленном огне медный бык , вопи , человече, вопи , .. ори , не выбраться тебе из медного быка , из ловушки этой ,... а голос , ор твой побежит по изгибам хитро- сделанного чудовища - а слышен будет бычий рев , такой громкий,.. такой возбуждающий ( вспомни, хотя бы , Пасифию, о. Крит,... детёныша Минотаврика...), такой чудесный для слуха любого сверх-властного человека.
                ... долго искал покупателя для своего  медного быка - "органа " медник Перилл,.. смотрят, щупают, но не берут , - демонстрации в живую не хватает . И вот попал , наконец , со своим быком медноголовым, меднотелым , ярко - блистающим в лучах ослепительного греческого летнего солнца,.. попал Перилл к агригентскому тирану Фалариду...
                Пышный , роскошный двор, все радостные, улыбаются ( вспоминаются мартышки, - улыбаются, значит, готовятся бросится в драку, а ... улыбки у них - лишь показать зубы , клыки свои,..), сам тиран Фаларид вышел к  жаровням , к медному быку, стоящему на них ,.. к изобретателю его - к Периллу .Тот, ничего не подозревая , стоит , улыбается , ждет демонстрации своего " чудища "( а в голове у Перилла - золотые монеты,.. много золотых монет,... одна горка , вторая , третья,... и стан молоденькой, прекрасной девушки уже ощущается в руках ,... запах чистой , свежей кожи... о-о,оо-х! ),.. но где же жертва,... где она ?
                Фаларид : " Стража ! Взять его ! В быка !! В быка !!! Запереть!!!!! "
                ... и долго еще ревел медный , яркий в лучах солнца и во всполохах огня бык, ... страсть и ужас - в реве этом,... и затихающая печаль - в последних его мычаниях ... 

Ненасытные.
Эрисихтон .
                Дуб этот огромный , с кроной зелененьких блестящих ( так весело под дуновением ветерка шепчущихся ) листочков , мешал Эрисихтону с первых лет его жизни . Еще в пять годков он бежал , радостный , вспотевший , с вестью о возвращении отца , фессалийского царя из многодневного военного похода ,..бежал к своей мамочке ,.. любимой , ласковой , дорогой,.. и зацепившись о корень могучего священного дуба , упал , - сильно разбил коленку , лицо , руку ,.. радость исчезла, ... боль и ... гнев на этот проклятый дуб усилились ...
             И потом всё время " гадкое большое зеленое растение " ему мешало .
             Первый , юношеский интерес , - к  женщине ... У отца появилась новенькая наложница - нубийка Аладжа, стройная , тонкая , быстрая ; тело - эбонит , губы - пухлые , сиреневатые , а ноги ( о , великий Зевс ! ), как амфоры , такими изгибами, такими плавными линиями идущие вверх , к смуглому крепкому животу, крепким бедрам , к прекрасным точеным грудям... Вот она отдыхает под священным дубом Цереры,.. теплый летний ветер ворошит волосы на голове, озорничает , то тунику распахнет и видны темные острые соски девичьих бархатных грудей , то по ножкам так прбежит , что , кажется , шевелятся тончайшие волоски прекрасного лона ...Подкрался так тихо - тихо Эрисихтон к Аладже , так тихо , что она даже не почувствовала , когда он стал её легкими движениями своих рук освобождать от одежды , оголяя сначала плечи , затем груди,.. и вот - желанное, - осталось одно - два движения ( и она будет моя!)... Обрушился огромный сук на него , Эрисихтона, почти уже царя Фессалии ( отец тяжело болен и вот - вот умрет ), ударил только его , не задев совсем юную наложницу,.. ударил так сильно , что юноша - " царь" потерял сознание и долго ёще после этого случая жаловался своему лекарю Гамену  на боли в голове .
                ...ну , а последняя капля , переполнившая чашу его терпение , оказалась история со знаменитым певцом Арфеем , когда он бежал , гонимый толпой обезумевших вакханок , бежал и просил священный дуб об укрытии , а тот , наоборот запутал ноги Арфея корнями ,..и ветки протянул в окровавленные руки проклятым менадам ... Всё живое попряталось при виде фурий - женщин , опьяненных вакховым соком ; только хруст ломаемых костей Арфея , его крик о пощаде ...и торжествующий рев вакханок , победный рев безжалостной ( вне пощады , вне милости ) женской плоти ( кто не с нами да будет растерзан , разорван живым ). Сжимал в своих руках бесполезный лук Эрисихтон ( рядом с расправой оказался в тот день ), почти не дышали рядом с ним , укрывшись в густых кустах верные собаки и слуги .
               Ушли  менады , унося в своих цепких ручищах лохмотья тела прекрасного певца , осталась на коре дуба , вокруг дуба кровь ( догадывались умные , внимательные люди, что богиня плодородия Церера не менее , если не более кровожадная , чем Марс или Вакх ,... любит она кровь жертв , а не только плоды земли , плоды крестьянского труда), остался злобный и темный воздух в кроне дерева , как бы пропиталось всё в священном дубе и вокруг него - ужасом невинно убиенного и вожделением темных сил убийц .
                " Срубить дуб ! "- "Нельзя , царь, он - священный , посвящен богине Церере, нельзя этого делать , никак нельзя ! "- " Срубить ! Я за все в ответе ! "
              Срубили ,..ночью Эрисихтон проснулся , от голода в животе, в желудке , во всех печенках и кишках : " Кушать ! Есть ! Слуги ,быстрей накрыть стол ! Рыбу ! Мясо ! Вино ! Оливки !Всё - всё подать на стол , мне , мне ! "
               Ел и ел ; и снова ел и ел Эрисихтон ; пища кончалась, а голод всё более разгорался ; проел все свое имение , продал,обменял на еду все свои ценности Эрисихтон ; ел и снова ел , бесконечно ел и ел; но не насыщался Эрисихтон,.. ел и ел и ел ... Продал свою единственную дочь
( за пищу , за еду , за жратву ), но не сыт , а ещё более голоден ... Так голоден ( а кушать, есть , жрать , жевать , глотать уже нечего ! ), так ненасытно голоден , что ... стал есть ( пожирать , поглощать ) своё собственное тело ...
               ... снова и снова еду доставляя лихому недугу, члены свои раздирать , зубами грызть себя ...
          О , эта неумолимая месть богини Цереры ! 

Герои. 
Ахиллес и Патрокл.
           Он просил и просил взять его в поход, в тот поход на Трою, из которого не должно вернуться самому Ахиллу( предсказание матери его Фетиде, что сын её погибнет!); а друг его, его alter ego, …его лучшая часть, его Патрокл…просил и просил взять его в поход; “ …душа воина жаждет подвигов, битв, …предназначение должно свершиться…”; достал таки – уговорил; теперь каждый день по много раз беремся за мечи, щиты и копья – и отрабатываем удары – контрудары / броски / падения / ложные замахи и пр. и пр. разное…
           …в лагере ахейцев мерзко, неспокойно, нехорошо; Агамемнон с Менелаем и примкнувший к ним этот хитрый и двуличный лис Одиссей  подбирают под себя всю власть, распределяют добычу, трофеи, судят и рядят, …сколько уже прекрасных воинов и мужественных людей, свободных граждан …запутаны ими, вовлечены в темные истории и …грязные интриги; я многое видел, и ёще о большем …догадываюсь, …Паламед – ведь это он, Одиссей хитроумный, тебя подставил,…я уверен( но как докажешь?!), что и письмо подложное от имени Приама он написал, и подбросил через своих клевретов в палатку твою… деньги то же; они готовы на всё ради своего возвышения и власти над людьми…; “а Патрокл, этот отрок прекрасный, верит их бойким и красивым речам, готов идти за ними в бой – и как удержать, как его образумить? …о, милый мой Патрокл, то, во что верит твое горячее честное сердце, - для них это мероприятие, хорошш продуманное и приносящеее им большой доход, …чем больше крови, крови честнейших, благородных людей прольется, тем лучше для них, тем ближе они к своим целям – властвовать, укреплять свою власть, свое богатство, … тешить свою гордыню…и развлекать тем самым своих покровителей – своих кровожадных …богов”
           …и я  взревел тогда на собрании, диким вепрем заходило сердце в моей груди, - готов был броситься и …разорвать голыми руками проклятого и мерзкого царишку Агамемнона, разбить эту говорящую и клевещущую голову Одиссея, а заодно раздавить этого мужлана тупого, самодовольного Менелая, быстроногого и …. готового на любую кровь Аякса, сына Оеелиева,…сдержала тогда Афина Паллада мой гнев; забрали у меня Бресеиду, мою наложницу, мою отраду – в ответ ушел я на свои корабли и мирмодинян своих увел, из битвы за Трою вышли мы, но…Патрокл не вышел.
           Наобещали, видимо, ему и Нестор, и Агамемнон,…и этот плут Одиссей особенно, славу, почести, добычу( я знаю, что более всего хотел он вернуть мне – Бресеиду!) – умолил меня Патрокл, разрешил ему я взять доспехи мои, клевретов моих верных.
           Вот он, Патрокл, красавец, волнистые волосы по плечам, никакой шлем не в силах спрятать их под своею бронею, могучие ноги в изящных поножах, прекрасные, сильные и гибкие руки держат щит и копье; мой друг младший, мой питомец, ученик всех моих воинских хитростей…выступил в бой с троянцами, о, только бы не встретился ему могучий и ужасный Гектор, остальные воины Илиона ему не опасны, не…так опасны, как шлемоблещущий Гектор, убийца ахейцев, гроза их!
           …я не видел этого, я не видел, как он убил моего Гектора, моего мальчика, друга, …о, сердце мое, оно готово разорваться от боли, от ужасной боли, от пустоты, что образовалась во мне … и вокруг меня – со смертью Патрокла, с его уходом из этого мира( света ли !?) в тот( тьмы ли!?); я мог бы уйти со своими людьми на своих кораблях, мог бы покинуть этот берег у стен Трои( и думал уже об этом – и готовил себя к принятию такого решения), мог бы – если бы жив был Патрокл ( пусть ранен, пусть даже тяжело, но… лишь бы жив – жив! – жив!!!); но он убит, мой сокол ясный, убит!
           Его убил Гектор – смерть ему, отмщение …Я готов! Я кричу свой вызов: “ Гектор! Гектор! Выходи ко мне!! Я жду тебя!!! …Твоя кровь прольется на эту землю, забрызжет эти стены,…Гектор, детоубийца, выходи, …ты посмел ( рука не дрогнула твоя!) убить моего питомца, моего мальчика, почти как сына, моего Патрокла, …и только кровь твоя, твои мозги, смешавшись с землей и прахом – только смерть твоя …позволит мне хоть чуть – чуть вздохнуть … и сбросить с плеч всю тяжесть горя, непосильного, неподъемного, неугасающего,…иначе оно раздавит мне – всю душу, и стану я – орудием убийств…Гектор, ты вышел… Отражай удар!”
         Гремят доспехи, вой жены несется со стен Трои –  “ …ты повержен, Гектор, я скормлю тебя собакам, а прежде привяжу твои останки к колеснице – и погоню коней…вокруг Илиона, пусть все видят, как бьется голова твоя, Гектор, о камни, кровавый след влачится, …как волосы твои густые, длинные, прекрасные на живом тебе, -  на мертвом в грязи и прахе посерели, поблекли, остались клочьями на колючках кустов, на корнях деревьев, на камнях…Пусть воют мать твоя и отец и жена и дети…так плакал …плачу …не перестать мне выть…над убиенным тобою Гектором, моим другом, светом моих очей…О, боги, …теперь я готов к …большому побоищу…за каждый волосок Гектора, моего Гектора, за каждый его не вздох, за то, что он не ходит по земле, не пьет вина, не радуется солнцу…заплатите вы, троянцы, ценою своих жизней…
        Я – Ахиллес, я – меч карающий, я – копье Судьбы, летящее в ваши сердца, я исторгну из вас души и смеша –а- ю с прахом ваши кишки, кости, главы, отрубленные руки –ноги…Я- смерть, смерть за друга, за Патрокла! Умрите, все!
         …а если я паду мертвым – за мной придет Неоптолем, моя кровь струится в его жилах, моя удаль помноженная на ярость отмщения …сотрет с лица земли сей град!!!”

Верные друзья.
                Аргус- собака Одиссея.
            Лето стремительно катилось к концу. Дни становились короче и короче, ночи длинней и прохладней. В Одиссеевом доме прибавлялось нежеланных гостей, - возвращались домой, на Итаку те, кто проводил теплое время года в иных, чужеземных краях. Женихов к Пенелопе увеличивалось, - и всех их нужно было кормить, поить, кормить, как –то привечать…Меланфо, служанка, сблизилась с Евримахом, толстым, богатым и могущественным женихом, рабыни попроще и поплоше женскими прелестями нашли себе любовников из женихов помельче. Все бегали по дому, суетились, пили вино, жрали мясо и хлеб, веселись…
        И никому не было дела до собаки, что лежала у ворот на навозе, старая, со слезящимися глазами, с отвисшей пастью, из которой обычно текла слюна. Собаку звали Аргус, она была собакой хозяина, но он с ней не успел даже поохотиться - ушел в поход на Трою, и так… и не вернулся.
        Собака ждала его, своего хозяина, своего господина, ждала так, как ждут умные и благородные женщины своего часа стать матерями: вот он, тот юный мужчина, от которого исходит и плывет ( как морская волна за волной) импульс жизни -  жизнетворчества, …сплетаются двое – и рождается третий…
            Её (собаку) брали на охоту другие люди, молодые жители Итаки, с ней получалось поймать больше добычи – хорош был Аргус в выслеживании и травле зайцев, диких коз, оленей. Так и шли дни за днями, а …хозяина всё не было и не было. Считается, что животные как бы части человека, его мира; но это не так, совсем не так: именно человек попадает в орбиту близкого ему живого существа, особенно собаки, которая как бы создает вокруг себя силовое поле глубокого взаимопонимания, молчаливого и прекрасного. Вот этого и не хватает людям в их общежитии- собачьей верности, молчания понимающего и любящего существа, этого собачьего поворота головы вслед за хозяином, вдумчивых глаз, этого кружения вокруг хозяина и его семьи.
          Аргус не стал другом Телемаха, сына Одиссея, не привязался к Пенелопе, жене хозяина, не подружился он и с молодыми охотниками, берущими его на его любимую охоту, не появилось у собаки и благодарной привязанности к тем слугам, что его кормят…Нет, это все были только другие существа, и он вел себя по отношению к ним сдержанно, с достоинством…Он ждал своего хозяина – Одиссея. Он оставался ему верным, продолжал ощущать Одиссея частью самого себя, самой дорогой своей частью, как бы сердцевиной своей собачьей души.
            И только, когда Аргус стал совсем старым, намного старше отсутствующего Одиссея( собачий год равен семи человеческим!), …и когда в его собачьем сердце почти умерла надежда на встречу с хозяином, вот тогда Аргус заметался, не в силах удержать тоску, обволакивающую всего его, все его лапы, хвост, голову, …и казалось пришло время умирать, но тут то и забрал из дворца Одиссея в свой старый дом Лаэрт, то же старый, то же одинокий старик.
          И начались для Аргуса лучшие его, последние месяцы жизни. Не нужно было идти на охоту, бегать там, продираясь сквозь колючие кустарники, гнать добычу, всегда способную спрятаться, затаиться, или поддеть рогами, выдирая клок шерсти и шкуры с собачьих боков; нет теперь необходимости видеть, слышать, обонять того, что происходит в хозяйском дворце – это скопище женихов, что жрут мясо хозяйское, пьют его вино, потешаются со служанками и издеваются над духом дома, над его пенатами. Аргус  затих в домике Лаэрта, глядел, как тот сам разводит огонь в очаге, как варит себе и ему похлебку, как смотрит в огонь, как плачут его уже поблекшие глаза.
Аргус: “ Наверное, Лаэрт сейчас вспоминает своего мальчика, своего сына, …Одиссея, как тот был маленьким и любил, наверное, вбежать в дом, с размаху броситься к отцу в объятия, рассказывая о своем каком –то важном открытии или достижении…”
Лаэрт: “ Мальчик мой, Одиссей, мама наша, Антиклея, жена моя, твоя мама умерла так и не дождавшись тебя из похода, …наверное, и я не дождусь. И не дождется тебя твоя собака, твой Аргус. Вон он лежит у очага и так же, как и я смотрит на огонь и что –то вспоминает из своей собачьей жизни…Аргус, Аргус, не увидим мы Одиссея, никогда больше не увидим…нашего мальчика. Так и умрем, одинокие, забытые, никчемные.”
Аргус: “ Нет, Лаэрт. Нет, это не так. Мы увидим нашего Одиссея, я уверен в этом, …и я буду жить пока это не произойдет.”
…            …           …               ….                ….                ….
          “ Я выл и скреб пол своими обломанными когтями. Я просил Лаэрта доставить меня обратно во дворец, я чувствую, что он где-то близко, мой хозяин, …и я должен быть там, во дворце, у порога хозяйского дома. Лаэрт понял меня – и вот я здесь, у ворот на навозе, и уже совсем нет у меня сил...  Подняться не в силах. И лаять уже не могу…Но живу и…жду. Он рядом, он на Итаке. …вот входит. Я его, только я один узнаю его. В этом рубище нищего. Но глаза его, железные и …родные. И запах, его запах. Здравствуй, хозяин ! Я рад тебе ! Я дождался тебя ! Прощай ! Я ухожу, я умираю…”


Города.

Горящая Троя.
            Кровь везде, кровь забрызгала камни домов, храмов; кровь убиваемых женщин, детей, стариков Трои, а защитники её почти все пали под мечами, копьями ворвавшихся в  ночной город ахейцев, которые ударили из чрева деревянного коня по охране и впустили остальных через ворота; толпа меднопоножных, ярых на убийства и грабеж, данайцев и их союзников, как поток речной в половодье, вливалась и вливалась в огромный и прекрасный город ( сердце Азии!), заполняя собой её площади, улицы, улочки; в дома троянцев вбегают ахейцы и - режут людей, как скот, …падают на пол родных жилищ, обезглавленные, обезноженные, обезрученные - обезоруженные …
           Мечется по Пергаму( цитадели Трои) Эней, с ним его отец Анхиз, сын Юл, жена Креуса; многих ахейцев убил в единоборствах, днем, на поле битвы, под стенами Илиона великий воин, не боялся он ни меча Одиссея, ни копья Диомеда, ни камней, огромных, крушащих кости и рвущих жилы троянских воинов, брошенных могучей рукой Аякса Телемонида; там Эней был лицом к лицу к врагам, а здесь…они повсюду, и они уже не воины, а убийцы, не львы, а гиены, шакалы, волки позорные, рвущие свою добычу клыками, когтями ( ворвались волки в овчарню, убили пастухов, сторожей, защитников, и теперь будут резать и резать овец, пока всех не перережут); нужно спасаться из горящего города, уходить из родных мест, уносить пенаты, спасать своих…
          “Торопись, Эней ! Хватай сына, призывай отца и жену – бежать, бежать!!! Ревет злобный Неоптолем, Пирр проклятый, за отца своего великого Ахилла развязали ему боги пути к мести, кровавой и пышной,
… вот он, сосем рядом, бьет о стену Приамова дворца Астинакса, его малолетнего сына, бежит дальше, хватает седого, немощного Приама и…отрубает ему голову…Беги, сынок, спасайся! Не в воле моей помочь тебе удержать от падения Трою…Пала Троя. Горит великий город. Обуглено сердце Азии…Уходит отсюда мировая душа… Спасайся!!!”


Рецензии