Одессеиды

Вечер. Вступление. Голоса.

     Лаэрт (у очага своего дома; совсем седой и сухой, маленький, весь какой-то сморщенный, руки морщинистые, дрожат, глаза слезятся то ли от дыма плохого уже очага, давно не ремонтируемого, то ли от старости и болезней; одет плохо, в грязное и некрасивое белье; дом почти пуст, вещей мало, людей нет, только старая верная собака, огромная, со слезящими, почти слепыми  глазами, с мокрой от собственных слюней пастью; воет северный ветер Борей, идет весенний, ранней весны, поэтому холодный дождь…):
- о, боги, почто оставили меня жить, … жить на старости лет в позоре и падении,… лучше бы мне не родиться и не … родить сына, … Одиссея, мальчика моего веселого, остроумного, на забавы и проказы предприимчивого, … как парил тогда он над морем, в 10 лет, на воздушных птицах, … мастерили их несколько дней, он всё придумывал, как лучше их связать друг с другом,… потом ждали сильного восточного ветра, … и подул он, и, встав над обрывом, подхваченный Эолом, полетел, сын мой, как Гермес, как орел горный, как брат мой дальний Икар; он летел и летел, - и над всей Итакой разносился его радостный восторженный крик,… а потом стих ветер, устал надувать свои щеки Эол … иль отвлекли и его от этой забавы,… - и рухнул вместе с кожано – веревочно - деревянными птицами мой мальчик, мой сын и наследник,… рухнул Одиссей в воду,… его спасли, лодка дежурила в море, … но невзлюбил, видно с тех пор, Одиссея море- держатель, гневный Посейдон,… мстит и преследует …. и гонит сына моего по  свету …  и нет ему возврата на Итаку; о, Зевс, великий и ужасный, громовержец, победитель титанов и чудовищ мерзких, услышь мольбы старика, верни мне сына….или тело его…
- Мяса!
- Вина!
- Мяса!
- Вина!
- Хлеба!
- Вина!
- крики эти  раздирают мое сердце,  болит душа и… стынет  кровь, … они жрут и жрут, эти женихи, к ней, Пенелопе, сватаются, не получают ответа и… снова и снова идут в дом, покинутый Одиссеем, … пируют, режут его баранов, его быков, жарят мясо … и пьют вино…; далеко от моего дома дворец Одиссея, но во мне, в самом сердце моем поселилась и живет эта толпа беснующихся и волосатых мужчин, … сватаются и сватаются он к Пенелопе…, и нет этому конца, … их голоса – во мне, мне… некуда от них бежать, … везде, о везде,… преследует меня это проклятое Сизифово племя, … этих самцов, хитрых на злые продел-л-ки, … и на воровство,… о моя Антиклея, как же мучалась ты, как страдала,… а я ведь никогда, ни словечком, ни косым взглядом, ни облачком – намеком не … укорил тебя, ни засомневался,…и теперь, когда ты в Аиде, когда витает твоя душа, бесплотная, бестелесная, я снова и снова говорю, …говорю самому себе – ты, Антиклея, была и будешь моей, … и Одиссей – мой сын, он – Лаэртид, …по духу, по сути,… и он вернется, … вернется,… о, только бы дождаться…,…   догорает последняя головешка, последний огонек пробегает, такой маленький, такой робкий, ещё блеснет, раз, другой, - и погаснет; так и жизнь моя, горела, грела близких моих, … и теперь дымит и… гаснет… темнота… дальше темнота.
- Стой, наложница и… слушай меня, Антиноя, сильного духом и телом,… как только госпожа твоя Пенелопа поднимется в покои свои, спать уложить себя и…волосы на подушку уложит, но ум свой недремлющий снова против нас оборотит, ты следи за ней, что дальше делать она будет,… темной ночью, чем займется она, следи… и я тебя одарю подарками дорогими и…сына тебе помогу зачать от меня могучего, сына,… все поняла, ступай…
 
Телемах (юноша, почти мальчик еще, с пушком на тех местах, где у мужчин борода, со скрытым тяжелым взглядом внутрь себя; он пребывает в раздумии, из которого только один выход – на меч врагов или на собственный меч…; говорит осторожно, взвешивая каждое слово и, стараясь …без интонаций; одет чисто, но без роскоши, без изящества, вроде, свойственного детям царским; иногда Телемах вздрагивает, словно мерзкая летучая тварь коснулась его своим скользким крылом…):
- Я - Телемах, сын Одиссея, …я – сын Одиссея,… отец жив, отец вернется, … он отомстит за меня, … он убьет их, всех, … всех- всех, … Антиноя, …особенно его  первого ( Телемах всхлипывает, готов заплакать, от бессилия, унижения,… руки юноши сжимаются в кулаки; белеют пальцы, белеет лицо, …. мальчику дурно, он почти без сознания…),… (очнувшись, продолжает)… Евримаха,…. всех, …пятнадцать лет, пятнадцать сознательных лет…, я, поняв всё, жду  - … у меня уже нет сил верить и … ждать,… о, боги, услышьте меня… помогите мне…, к тебе, совершенномудрая Афина Паллада взываю  - я, Телемах, сын Одиссея и Пенелопы,… дай мне весть об отце – жив ли он и… если жив, когда вернется на Итаку? … и что делать мне? что делать?
- Я – сын Одиссея! Да – сын! Мать и … все в доме говорят, что я как отец, также кудри густые,… смугл телом и… мощен своими мужскими (пока я, конечно, юноша, мальчик, - и… не познал еще крови страстной могучий бьющий ключ…) принадлежностями,… и этот шрам на ноге,… он от того дня, от того случая, когда отец уходил на войну, вместе с Атридами,… он не хотел уходить от жены с малым сыном, хотел обмануть их, кровожадных своих соратников,… претворился  полу - ослепшим, но хитроумный Нестор на пути его плуга с быками в поле положил в борозду меня,… остановил упряжку быков Одиссей, только чуть – чуть чиркнул острый лемех плуга по моей правой ножке,… отец ушел с ахейскими дружинами на ТРОЮ,… а я, я  и …Мать, дом … остались здесь… и разоряют дом наш бессовестные и жадные женихи…режут скот … жарят мясо… пьют вино…
- Я – Телемах? но сын ли я хитроумного Одиссея? Или кого- то другого сын? И горячая царская кровь ли течет в моих жилах?… и способен ли я на мщение? на месть -  стаду женихов, что пожирают, как рогатый скот траву на лугах - сочные травы,…наше имущество, наше добро,… разоряют наш дом…не способен… не могу (сжимает пальцы в кулаки, смотрит на свои кулаки, … и разочарованный, разжимает их), не в силах я, н в силах…их всех разогнать по домам … иль могилам… Одиссея ли я отважного сын?
- Мы будем приходить каждый день, пока ты не скажешь, кто выбран тобой, Пенелопа, в мужья, кто – он, один из нас…
- Мяса!
- Хлеба!
- Вина!


Пенелопа ( статная, высокая женщина, с пепельно- русыми косами, уложенными вокруг макушки головы кольцами, грудь под туникой красивая и довольно большая; глаза серо – зеленые, в минуты печали или нежных воспоминаний обволакиваются ,- и тогда становятся недоступно- прекрасными, манящими, завораживающими; руки спокойны, походка плавна, нетороплива , … говорит мало, короткими фразами; при возможности старается укрыть себя, лицо свое в тени… и уйти в свои покои):
- господа, вам все подадут слуги, … ешьте, пейте (про себя, шепотом: чтоб вы все подавились… и сдохли, мерзкие твари), … извините меня, я ухожу, … ткать покрывало…прощайте, уж скоро тьма и… сон(  всхлипом, полузвуком, как дуновением дыхания шепот её: о, Одиссей, …муж мой, …мой любимый голубок,… как холодна постель без тебя… как пусто мне, как страшно…милый мой, увидеть бы тебя хоть на мгновение прижаться к сердцу твоему … и кожей к коже прикоснуться, …о, Одиссей), … я ухожу, возьми огонь, ступай впереди меня, Евриклея…

- Евримах, скоро мы все узнаем, и решим этот вопрос с женитьбой, помни о сговоре нашем, а сейчас будем пить – пировать!(шепот)

- Мяса!( громко)
- Вина!( еще громче)
- Мяса!( в крик)
- Вина!( вой)
- …
- …
- …
- Хлеба!( уже тише)
- Вина! (совсем тихо,… усталые голоса, храп некоторых пьяных женихов, взвизгивания служанок, к которым пристают другие, не так сильно пьяные женихи, только Антиной и Евримах трезвы и… контролируют всю ситуацию в доме отсутствующего Одиссея; по их приказам относят совсем пьяных женихов по домам, а некоторым из  предоставляется возможность удалиться с женщинами обслуги из дома Пенелопы и Телемаха для любовных утех…)
-
Ночь. Боги. Предначертания.
           Олимп. Цветущие поляны. Много цветов, очень много, они везде, всюду: белые, как шейки девушек- горожанок, лилии, пурпурно- красные, как губы зрелых сельчанок, маки, синие, как вены на руках у младых, неработающих в поле или за прялкой, царских дочерей, ирисов…   Тишина и… покой обволакивает и нежит. Луга. Перелески. Ручьи журчащие   Тишина и… покой обволакивает и нежит. Присутствие Зевса везде и всюду, оно всеобъемлюще. Боги и богини, стайками или по парам, - кто, где…Нет Посейдона, он в земле Эфиопской пирует; отсутствует хромой Гефест, - пришел срок ковать новые кандалы для титана Прометея; не видно Гермеса, - видно умчался куда-то быстрокрылый гонец по поручению Дита; где-то воюет или затевает войну кровожадный Марс; нет, многих низких рангом богов и богинь, - видно, как рассорила их Троянская война, как развела по разные стороны – так и не помирились боги между собой.
           Очень активна и весела Афина, любимая дочь Зевса, красивая, спортивная дамочка неопределенного (с нашего, человеческого взгляда) возраста, в движениях её чувствуется ( постоянно!) мужское, волевое начало
( она это умело скрывает ласковым взглядом, нежным, томным тембром голоса, мелким женскими ужимками, например, поглаживаниями собеседника кончиками гибких пальцев или покачиваниями притягательных крепких своих бедер, -  это не движения бедер прекрасной Афродиты Киприды, женских, полных, мягких,… это что-то из раннего женского, почти девичьего…, подросткового…); Афина, как стрела, вынутая из колчана, положенная на излучину лука -  осталось натянуть тетиву и… стрела, зазвенев, вонзится в цель… А вот и – лучник; только он и может решить ее задачу. Он – отец ее, царь богов, Зевс громовержец, и он … в этот раз услышал её:
- Отец наш, Кронион, верховный владыка, в твоих руках -… Одиссея судьба; никак не вернется он на Итаку, к милой и верной жене Пенелопе, сыну Телемаху, к народу своему, … уж все ахейские вожди вернулись из-под Трои, и только Одиссей, гонимый гневом Посейдона, уж десть лет скитается…Теперь вот он у Калипсо, она прекрасна, окружила его и спутников верных его заботою нежной… Но знаю я – о смерти Одиссей молит; не сладка ему жизнь на чужбине… О, Олимпиец ! Не творил ли в честь тебя жертвы великой !
- Я всё помню, дочь моя, гонит Одиссея брат мой великий, колебатель земли, Посейдон, страшно зол он на  ослепление Полифема, сына своего, что сотворил Одиссей со своими соратниками; сейчас Посейдон далеко, в стане эфиопов… Давай помыслим вместе, как помочь Одиссею, как вырвать его из цепкой мести Посейдона ?
- Отец, … я даже говорить с тобой боюсь сейчас,… гневен мой дядя, лазурно -кудрявый Посейдон, колебатель морей; никак услышит … иль ему донесут?…
- Не бойся, дочь моя, пеленой тишины, непроницаемой завесой, отделил я нашу с тобою беседу, завесу неприступную сотворил – никто не проникнет в наш разговор, … ни даже Гефест хитроумный, на выдумки и новшества изобретатель; еще с времен далеких, когда мой отец, кровожадный Хронос пожирал рожденных ему Геей детей,… спрятан был я от него, в пещере на острове Крит неприступном, козою Алмфеей  вскормляемый,  … искали меня слуги Крона, … и нашли бы ( не спасла бы не паутина, скрывающая вход в пещеру, где я находился,… ни бой в барабаны куретов, заглушающих плач детский мой…), нашли бы – и исчез бы я глотке отца своего Хроноса, как проглотил он и Аида, и Посейдона, старших братьев моих… Но научила меня одна из старух Мойр ( не спрашивай имя её, не скажу, никому, никогда, … это тайна, страшнее которой нет для меня), сказала слова заклинания, - и опускается полог непроницаемый, неподвластный никакой силе ( даже если бы все титаны, все боги и герои, подобные, Гераклу,… объединились и то - … не смогли бы порвать завесу священную эту), … и коварство здесь тоже бессильно… Но доверяя тебе, любимая дочь моя, мудрая Афина, открою частичку этой тайны, - с каждым использованием этой завесы – пелены чудесной, всесильной,… я теряю частичку силы безмерной своей,… и начинает свой бег предначертание, что и моя власть не вечна….Ну, хватит об этом! Говори твои предложения, как мы можем помочь Одиссею и… объединить наконец эту прекрасную семью ?!.
- Вызови Гермеса, владыка, пусть быстрокрылый наш вестник, мчится на остров Калипсо и сообщит о твоем решении отпустить его… в путь домой, на Итаку…А я – к Телемаху отправлюсь, я знаю, что нужно ему сказать, как помочь ему приготовить возвращение отца и царя… Я научу – женихи к Пенелопе, верной, прекрасной жене Одиссеевой, … они за все ответят, окаянные.
- Да, будет так ! Действуй! ( полоса сворачивается, исчезает; всем богам и богиням предстают во всей мощи и красе отец и дочь, Зевс громовержец и Афина Паллада) …Эрмий, выполняй мою волю, - ( завеса теперь скрывает Дита и Гермеса) …отправляйся на остров Калипсо, передашь, что я тебе сейчас скажу.

Действие первое. Семья Одиссея.
Явление первое.  Море набегает на песок, шорох воды, песка, дуновения ветерка, плеск, солнце восходит. На причале и в бухте у кораблей и лодок никого нет, только один Телемах бродит по песчаному побережью, подходит к самой воде, останавливается, опускается на колени, руками гладит набежавшую волну, вторую…Уста его шепчут молитву (уже в какой раз!), молитву о возвращении отца, о… каре над обидчиками – женихами.

 Телемах (глядит на восходящее светило,… в раздумии, на распев).                Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос…   
     О, Зевс, могучий и ужасный, смилуйся над нами,… дозволь вернуться отцу на Итаку,… дозволь свершить над захватчиками – женихами праведный и суровый суд,… о, Афина Паллада, всегда благодарна мать моя тебе, всегда жертвует тебе лучшую телушку из стада,… и я совершу гекатомбу… или отец мой … или вместе… принесем, о боги, вам в жертву криворогих быков, прекрасных и черных, как смоль…
        Подскажи, великая дочерь Дита, как узнать мне об отце, где он? Почему не прибудет на Итаку? Жив ли он, мертв? Молю тебя…
Афина ( в волне, в пене прибоя, чуть выступает лицо и грудь, голос её подобен шепоту трав в летнюю лунную ночь). Слушай меня, Афину Палладу, сын Одиссеев, запоминай, … пришло время действовать ( только будь осторожен! трижды хитер!! и … скрытен!!!) -  собери корабль и иди узнай об отце у Менелая Атрида…златовласого… Я буду тебе покровительствовать… Действуй! ( лик Афины тает, - и набегают на песок обычные волны, одна за другой…одна за другой…)
            Тишина, даже волны морские не шуршат по песку.
Телемах( в раздумии, медленно, как после сна, потирая щеки и … дергая себя за нос и уши). …да, это она – Афина Паллада; вот уже много лет, с самого раннего своего детства я помню ее, прекрасную, недоступную …, она несла мне всегда надежду… что вернется отец мой, …умерла бабушка,… сдал и постарел дед, Лаэрт, … годы шли и … в дом наш вползла беда, черная и  беспощадная, как меч убийцы,… они ввалились в дом наш, много людей, мужчин и юношей безусых , с Дулихия острова, с Зама лесистого, с Закинфа, с… самой Итаки, многосильные люди; … нет Одиссея, царя Итаки и… мужа Пенелопы, нет, он мертв и… не вернется больше … никогда…, выбери мужа из нас, Пенелопа, скажи свое слово; они сел с тех пор и… жрут в нашем доме, сжирают мясо быков круторогих, свиней жиром покрытых, баранов и коз несть числа,… они пьют вино… и служанок наших, рабынь волокут на постели…, прямо в доме отца совершают непотребное…О, боги, … о, Зевс громовержец, …о, Гера, … сребролукий Аполлон и дева Артемида,…. прошу вас о помощи, об отце,… о возмездии. … Пора, на площадь, на народное собрание.
           Телемах поднимается с песка, отряхивается, приводит волосы в порядок и направляется туда, где уже шумит народ Итаки.

 Явление второе. Агора ещё не заполнена людьми, здесь пока больше простых незнатных жителей Итаки, но уже подходят и густовласые, т.е. длинноволосые мужчины из богатых, знатных родов; с медным копьем в руке пред ними появляется Телемах; и в этот же миг большой, дружной ватагой появляются женихи: Евримах, Антиной, Еврином и другие ( они оживленно переговариваются между собой, смеются, подталкивают друг друга, подначивают…)
Египтий (старец, сокрушенный годами, потерей сына, отправившегося с Одиссеем и… не вернувшийся обратно, говорит тихо, медленно, разумно). Люди Итаки, как  ушел царь наш Одиссей …, так мы не собирались все вместе. Выслушаем сына Одиссева внимательно, зачем ты собрал нас? Не неприятельская ли сила идет на нас, на родную Итаку?!!  Пользу ли народную пришел обещать? …Или нужда  дому Одиссея есть в чем есть ?
Телемах ( начинает говорить, очень волнуется на первых порах, от волнения даже заикается, сбивается; потом, овладев собой, говорит четко, ясно, как сын царя) . Нет… не-е, слышал я о ворогах, готовых напасть на Итаку… и землю нашу разорить… Нет, не –е,… не обещать я …блага народные пришел… я вам . Наш дом разоряется, дом Одиссеев, дом славного мужа, отважного воина … разоряют женихи ( шум, ропот в стане женихов, которые сидят кучкой, глаза некоторых зажглись злым недобрым огнем), наших быков, и баранов , и коз откормленных режут они ( как легкое дуновение ветра со стороны женихов:
« …и тебя бы, пащенок, зарезали бы, … погоди, доберемся до шейки белой твоей…»),… жрут до упаду и…наше вино льется рекой в… ( совсем тихо) их безмерные глотки … что б ( шепотом, как шелест падающего осеннего листа) сдохли вы все, женихи проклятые… О, взываю я к Зевсу олимпийскому, взываю к Фемиде, строгой богине, … устрашитесь мщения,… лучше силой взяли бы добро… тогда бы нам сохранилась надежда… по улицам скитаться и просить – отдайте, ну, пожалуйста, верните, хоть часть нашего добра…пока не вернете всего…нашего имущества вами расхищаемого…
Антиной ( весь в красном, на белом лице выступают красные пятна, в гневе, кричит). Молчи, сын Одиссеев, ты еще мал, не зрел( шипя, шепотом: «сосунок молочный, я уб-ю-ю тебя…») …, здесь будут говорить мужчины, воины, длинноволосые граждане Итаки; скажи свое слово, Евримах!
Евримах ( толст, огромен, силен, спокоен; одет в любимый цвет – белоснежную мантию, говорит медленно, как бы перекатывает слова из одного угла своего большого рта в другой). Остынь, Антиной; граждане свободной и прекрасной Итаки ! Мы, женихи к Пенелопе, - Амфином, Евримах, Антиной, Амфимедон,…жители славной Итаки, и Дулихия, и лесистого Зама,лучшие люди наших земель… сообщаем вам, что устали ждать ответа Пенелопы на наши предложения,… три года она морочила нам всем головы, что выйдет замуж за одного из нас, как только будет готово ее покрывало для Лаэрта, - мы узнали её хитрость6 днем ткала, а ночью все распускала, чтоб снова сначала начать; мы – мужчины, мы мясо едим и… хотим жен и детей законных от них иметь, …  а мы не можем идти к другим достойным женщинам, пока…, пока не решим это жениховство ( тихо, сквозь зубы, огромные, как у лошади – « в мою пользу»), мы дарим подарки, мы ждали – и заявляем : Одиссей погиб в пучине морской иль его убили злые свирепые чужаки, он не вернется на Итаку, … срок истек – твой выбор, Пенелопа, должен быть сделан…
Телемах ( с трудом сдерживался, чтобы не перебить, говорит, как звенит бронза о бронзу, ударяясь). О, граждане Итаки, о, славный народ, мой отец всегда был с вами честен и добродетелен.... Тебе, Евпейт, он дал новые поля и быков, и оружие, …а( словно споткнувшись в речи) … сына твоего, Антиноя, отец держал на коленях своих, … а ты …, а ты…,  и ты…, … как же вы все забыли
 ( от Телемаха, от его взыскующих глаз, ищущих поддержки, сочувствия, понимания, - все отворачиваются, прячут глаза под ладони),… что вы все молчите, взгляды, как мыши по норам,… нас много, женихи не справятся с нами( многие схватились за короткие мечи, которые всегда носят при себе), взываю вас – защитим дом Одиссеев !
Ментор( ему доверил Одиссей, отплывая под Трою дом, старца Лаэрта, жену и сына; кричит). Защитим, граждане Итаки, царский дом( выхватывает меч, бросается на Антиноя) ! Беззаконники ! Пробил ваш час! Покоритесь иль… все вы умрете!
Леокрит( молодой, ловкий, жилистый мужчина, вышибает меч из руки Ментора, свой меч приставляет к его горлу; говорит резким, пронзительным голосом). Остынь, собака Телемаха, … и вы все, поскакавшие с мест – вернитесь на свои места, послушайте меня: пусть Телемах и … Ментор
( опускает меч от горла Ментора; тот потирает свою чуть не перерубленную шею, дышит тяжело, прерывисто, опускается на землю), ему покровительствующий, снарядят корабль и… соберут известия о Одиссее, а мы подождем, ещё немного подождем… Расходитесь по домам, люди Итаки, займитесь своими привычными делами…
 Явление третье. Комната рабынь в царском дворце Одиссея, но убранство гораздо пышнее, чем положено наложницам, много дорогих, ценных вещей; Меланфо( темнокожая, проворная и ловкая, как ящерица - сравнение усиливается, когда видишь ее в движении, а она постоянно перемещается по комнате и… даже выскакивает из нее). Хлюпалка, говоришь, вещь живая для утехи твоей, погоди, еще не вечер, еще я свое возьму; у меня будет дворец и  слуги, рабы и рабыни, и мяса, много мяса, всегда,… в любой день, … о, как я всегда любила мясо, … бараньи ребрышки, горячие,  сладкие, во рту тает мясо, откусанное с них, … и вино, красное, суховатое, … и тело молодого крепкого мускулистого раба, и – делай, с ним, что хочешь…Хочу! … В нашей семье давали мясо только мужикам, они совершали тяжелую физическую работу, и … ели свинину, часто, каждый день,… или говядину, или баранину…, я сглатывала слюни, норовила убрать за ними стол, чтоб…, чтобы доесть за ними остатки жил, мяса, хрящей… на костях. Мой   язычок проникал в самые недоступные извилины костей и… высасывал костный ( такой ароматный!) мозг, мои зубки разгрызали связки жил, сухожилия отваренных животных
( лучше жаренных!),… мне было всегда мало мяса,… и вот – они пришли, женихи – в дом хозяйки,… и мяса стало много, … ( выскакивает в очередной раз из комнаты, сталкивается с Евриклеей, чуть не сбивает её с ног), … ой, извини, пожалуйста, нянюшка!
Евриклея (сухая, подвижная старушка, с носом картофелиной, с умными живыми, проницательными глазками, уже обесцветшими от старости лет). Я много раз тебе говорила, Меланфо, бесстыдная ты тварь, я для господина, для Телемаха - няня, а для тебя – доверенное лицо госпожи; обращайся яко мне на
«Вы» и голову склоняй в знак смирения и уважения; ты опять прохлаждаешься в комнате, а кто будет молоть муку, таскать воду, убираться в доме? Другие рабыни? И почему ты опять натаскала к себе, в комнату, дорогих и ненужных
( да, и неположенных тебе, по штату!) вещей? Откуда они? …Ты  говоришь это подарки, …Евримаха, хорошо, ступай, девушки уже мелют зерно- иди к ним, живей, поворачивайся! Обед должен быть готов к сроку!
 Меланфо( опустив голову, чтобы спрятать свои зелено- серые, как у дикой кошки, глаза, вспыхнувшие недобрым, злым огнем, уходит из комнаты). Хорошо! Хорошо, госпожа домоправительница! Хорошо ( тихо: «сука старая, … я вспорю тебе живот и выпущу твои кишки на землю,… вот только…»), я иду – я все сделаю, как Вы приказали !
Евриклея ( подождав, когда Меланфо скроется за поворотом коридора, садится на табурет).Дрянная, скверная девчонка! Нужно её гнать из дома, метлой! Но как уехал наш господин Одиссей, с тех дней нет больше дохода нашему дому, … как удержать хоть эту прислугу!? Хоть этих рабов!?… а только утери, поглощение добра женихами, многобуйными, жадными, а как богаты многие из них, как много у них и круторогих быков, ...и жирных свиней, и коз, и… баранов. И Антиной надменный, и Евримах  толстенный,… а уж Ктесипп … - несметно богаты! И стали они еще богаче,… а дом наш разоряется! Жру-у - т они наше добро,… мясо, хлеб; пьют вино…Как ( на растяжку, как о самом сокровенном) нам с Пенелопой сохранить Телемаха от многобуйных и злых женихов, как дать набраться сил? Как!? Ведь после раскрытия тайны с покрывалом для Лаэрта, - они стали нетерпеливы, гонят время – выбор нудят от Пенелопы, чтоб она сделала наконец…, ( еще в большей задумчивости, почти мечтательно) вернулся бы Одиссей, хозяин и царь, - и отомстил бы жестоко женихам…
Пенелопа ( в комнату рабынь не входит, ждет пока к ней выйдет Евриклея, видно, что госпожа сильно озабочена, глаза налиты слезной влагой). Нянюшка, я тебя искала, еле нашла( про себя, почти неслышно: « о, как не люблю я этого крыла дома, здесь неверная, скользкая Меланфо и… её подружки…»), … нам нужно поговорить, не здесь, не здесь…, пойдем ко мне, в опочивальню( уходят обе, обнявшись).
Явление четвертое. Спальня Пенелопы. Простая широкая удобная кровать, на ней спит Пенелопа, а ложе, что она делила с Одиссеем укрыто богатым покрывалом, не используется по назначению. Заметны в убранстве опочивальни царицы прежние увлечения её мужа: в углу каменные шары для тренировки рук, на стоике у брачного ложа фигурки для игры в  что –то подобное шахмат (их вырезал из костей животных сам Одиссей,- и называл их шутливо – «Многоумно-хитрая  Итака»); если заглянуть под кровать Одиссея, то можно найти короткие мечи, пращи, разные камни, ремни из шкур быков и пр.
Пенелопа. Садись, нянюшка, рассказывай, что ты узнала от своих соглядатаев, от наших верных рабынь, - какие планы женихов? особенно, меня волнует замысел Антиноя, он самый хитрый и настырный, как ведет себя Меланфо? и что она крутится рядом с Евримахом?
Евриклея. Плохо дело, моя госпожа, в доме воцаряется разврат и предательство; Меланфо брюхата от Евримаха и, как я полагаю, надеется на него, на то, что он всегда будет в выигрыше, - и в случае, если сможет добиться Вашей руки, и если её ( руку) получит другой ( тогда ему достанется больше от дележа Вашего имущества); козопас Меланфий полностью перешел в их стан,  женихов ублажает, козочек им из нашего стада получше выбирает, на жратву (Евриклея от обиды при этих словах прослезилась) им, иродам проклятым; а рабыни
( начинает шепотом перечислят их имена)… ходят к женихам, каждая спит с одним из них, а то и с двумя по очереди, тоже жрут за это мясо наше, с пиров посылаемое женихами, получают подарки от них; совсем не хотят по дому работать – им бы все поваляться  в постелях, с мужскими причиндалами собственными прелестями почудить, тьфу! Гадость!..
Пенелопа. Оставь их в покое, нянюшка, блохи всегда лезут в грязную собачью шерсть, на то они и блохи( шепотом, как бы внутри себя самой: « истребить их! уничтожить, - вот чего желает мое сердце»); я вот, что тебе хочу сказать, - Телемаху нельзя больше находиться на Итаке(«ох», - всплескивает руками Евриклея), его убьют женихи, они злы открывшимся обманом( о, как ловко я водила их за носы целых три года, - днем ткала полотно, а ночью его распускала), они кипят и готовы на безумства; после народного собрания на агоре появился  у Телемаха повод собрать корабль и покинуть Итаку под предлогом поисков сведений об отце, об Одиссее …
Евриклея ( в возбуждении). Я знаю, как помочь Телемаху, юному нашему хозяину, помочь с кораблем.
Пенелопа. Говори, Евриклея, нужно быстро и решительно действовать.У нас нет времени на долгие сборы.
Евриклея. Есть у меня в городе старый дружок, я с ним была очень близка в молодые годы, а потом …, а потом ( голос Пенелопы: « няня, не тяни, время идет, говори прямо по сути дела – кот может дать Телемаху корабль!») я стала служить Лаэрту… Его зовут Птесипп, он – из Египта, но давно уже живет на Итаке, торгует медными вещичками разными…
Пенелопа. Хорошо, возьми из сокровищницы три таланта. Я думаю этого будет достаточно, да, скажи, чтобы молчал, как рыба, и что… позже будет вознагражден, … возможно самим Одиссеем. Ступай!
Евриклея. Хорошо, госпожа ( набрасывает на голову большой темный платок, как это принято у азиаток, начинает выходить из комнаты)
Пенелопа.( хватает её за рукав). Да, чуть не забыла тебе сказать – найми команду для сына на корабль, лучше если это будут его друзья с детства, … и оружие возьми, … копья, щиты, луки, не жалей, бери всё лучшее.

Действие второе . Телемах – в дорогу( - е). Поиски отца…
Явление первое. Евриклея и Телемах. Сказки нянюшки.
Комната Телемаха, разбросаны вещи, одежда, кое- какое оружие, … видно что куда-то , в дальнюю дорогу собирается хозяин, и что он – не мальчик уже, но ещё не мужчина, не воин…Перемешено наивное, детское и… взрослое, серьезное, воинское. Так, например к луку, боевому, с тугой тетивой и с красивыми, из рога тура, навершиями, прикреплена кожаная бахрома, а на щите имеются веселые рисунки- чеканки из детских забав ( мальчишка с завязанными глазами пытается поймать своих друзей…и пр.). Телемах лежит на ложе со шкурой быка, няня у изголовья сидит на скамеечке.
Евриклея. Дружок, все готово, корабль, команда, оружие, продовольствие на дорогу – с утра можно отплывать… Спи, отдыхай.
Телемах. Нянюшка, мне не заснуть… Впереди – трудный путь, неизвестность, …томит меня что-то, гложет. Расскажи, как в детстве, свои истории, … о приключениях Ясона и его друзей, … иль о подвигах Геракла, … можно и о титанах или Персее…Расскажи, пожалуйста.
Евриклея. Много было героев на земле Эллады. Много они совершили великих и прекрасных подвигов… Имена многих из них забыты, стерты из памяти людей….или извращены…И рассказывать о них стало некому, … и опасно рассказывать…Сегодня – особый вечер, тебе завтра с утра в путь – дорогу… И я поведаю о том, о ком никогда не рассказывала тебе, Телемах…произошло эта история с солнечным титаном …Сизифом ( ни Евриклее , ни  Телемаху, да некому  из смертных незаметно было, как облачко, чуть темнее воздуха вошло в спальню Телемаха и повисло над ним – это была сама Афина Паллада)…Он был высок, хорош собой. Балагур, весельчак. Любимец женщин и … детей. И  задумал он, как и Прометей,  совершить для людей большое благо…( в ухо заснувшего Телемаха льются совсем другие слова, нашептываемые Афиной Палладой: … и задумал Сизиф обмануть не только богов – олимпийцев , но и саму Смерть- демона Таната ублажил речами, подмешал в вино травку сна, … уснувшего сковал цепью, что выпросил у Гефеста для, дескать, выгодных Зевсу, дел…И перестали на земле умирать люди: и от болезней, и от старости, и от смертельных ран… И перестали умирать быки, овцы, лошади… Все живое в природе перестало умирать… И заполнилась земля тварями разными, животными и… людьми,…без меры, без конца… Бедствие пришло, страшное бедствие неумирания… И перестали люди почитать богов, стали невозможны в их честь жертвоприношения и … алтари…Стали думать боги, как им быть, как выйти из этого невыносимого положения… Зевс стал посылать к Сизифу богов и богинь, чтобы освободить от цепей демона Таната… и вернуть Смерть на землю. …Но качали головами боги и богини и… отказывались пойти на землю к Сизифу и… освободить Смерть… Уж больно хитер был Сизиф …и боялись его и Гера, и Аполлон, и Артемида, и Посейдон…И только ненавистный Зевсу своим буйным характером, кровожадный Арей, сын Зевса и Геры, согласился идти - и – освободить от заточения демона Таната… И пришел Арей к Сизифу, и не смог тот его остановить и… расковал Смерть… - бросился демон Танат от бешенства на обоих, но закрылся телом Сизифа бог войны – и низверглась душа Сизифа в тартар, где и пребывает по сию пору…А на землю пришла Смерть … и любое нам, олимпийцам, почитание богов…Слово Зевса – закон. Слово Зевса – закон. Слово Зевса – закон. )… … … Спишь, сынок. Спи – и…И помни, что Сизиф – твой ( в сознание Телемаха входит иной смысл, тот, что нашептывает Афина) …дед ( богоборец и … враг богов и царей)
Явление второе. Отъезд Телемаха.
Женихи выставили своих людей на дорогах, ведущих к гавани, по их замыслу, Телемах не должен отплыть из Итаки, он должен остаться в царском дворце и настоять на том, чтобы Пенелопа сделала свой выбор из женихов… Телемах, по мыслям Евримаха и Антиноя, может сыграть роль фактора давления на свою мать…Телемах проходит все кордоны незамеченным, укрываясь под пеленой, что набросила на него Афина Паллада. У нее своя цель и … свои интересы в поездке Телемаха…и в возращении на Итаку Одиссея.
Евпериот . Стой ! Кто идет ! ( пытается ухватить Телемаха, … но хватает только пустоту, воздух…, падает в пыль дороги)
Аглас.( смеется, глядя как его сотоварищ барахтается на земле, запутавшись в ремнях меча и плаща) Ха- ха- ха ! Ты что, Евпериот, вина перебрал, …что пытаешься дорогу заключить в свои объятия!!?
 Евпериот . Да, пошел, ты к бешеным быкам , в загон,… помоги лучше подняться,… ( встает с помощью Агласа, отряхивает пыль с одежды)…мне показалось, что мимо нас кто-то пытался проскользнуть в гавань, к кораблям…Ведь нам всем Антиной с Евримахом обещали большое вознаграждение, если кто –то из нас остановит Телемаха, не даст ему возможности уйти из Итаки… 
Аглас. …Почудилось, бывает ( смотрит, как корабль начинает движение из гавани, как заплескались весла по воде, … протирает свои глаза, снова глядит на уплывающий корабль, … пытается открыть рот, чтобы закричать, но вместо этого…) … хр- хрр..ы-ы…( падает на песок, замертво, из горла темными толчками выливается кровь, …стрела с золотым оперением качается в его боку… и такая же стрела торчит из горла Евпериота )
Явление третье. На корабле. Телемах остался один. Его покинула Афина. Предстоит плавание. На корабле своем он чувствует угрозу- себе и делу поискам отца.
Телемах. О, опять тоска, как злобный червь, … всё гложет сердце мне…оставил дома мать… там женихи и… буйный Антиной и … Евримах толстенный …как справится она с проклятым их замужеством? Как отстоит наш кров и… честь отца … и мое право на царство… ? Ведь женихи, как саранча, - сжирают наше состояние... и скоро нас сожрут…Отец? Как верить мне, что жив ты, что вернешься к нам и… отомстишь проклятым женихам … о, где ты? Где тебя искать ( слышит шорох на корме корабля, где он лежит, подложив под себя плащ – хитон),…я слышу стран -н-ный шорох, … эта мышь иль покрупнее хищник? ( вытаскивает из угла, где свалены какие-то шкуры и мешки, на дневной свет Ктимена, соратника с ранних , детских лет) …Ктимен? Зачем же прятать лик свой, когда с тобою говорю я- твой детский друг? Что случилось? Расскажи, не бойся…
Ктимен. Хозяин,… друг, ушел я из кубрика, где все иль спят иль пьют вино, не разбавляя его, как дикие, вонючие варвары, …я же люблю мечтать и …предаваться грезам…
Телемах.  И о чем же ты мечтаешь? чем грезишь, ты, Ктимен ?
Ктимен. …я с ранних лет мечтаю о славе Геракла, великого нашего героя, …нет, не о том, что бы совершить подобное, …а только рядом находиться с героем в этот миг, как …в схватке с лернейской гидрой, кто там был и…прижигал ей отрубленное Гераклом горло гидры, одно, второе, третье…, чтоб больше не прорастали …вновь.
Телемах. Ну, говори, не тяни, как за уши упрямого осла, куда ведешь ты этот разговор?!!
Ктимен. О, Телемах, о сын великого и умного отца, …я вот к чему веду свой разговор, не найти тебе его, пока ты вровень с героями, такими, как Геракл, Ахилл, Аякс…не встанешь ты!!! Зову тебя на подвиг !
Телемах. Какой же подвиг видится тебе во снах и грезах ? Иль ты зовешь меня гадать на птиц полетах или по внутренностям  освященных животных, а может путь нам стоит держать на Дельфы, к оракулу, а?
Ктимен. Не нужно не то, не другое, и не третье…Я знаю, что делать нам, какой нас ждет великий подвиг…
Телемах. Говори !
Ктимен. Не здесь, пойдем в твою каюту.

           Ктимен и Телемах уходят с палубы в каюту Телемаха, за ними, беззвучной тенью, как дуновение ветерка Афина; в каюте, прикрывая за шагнувшим в полутьму Телемахом, дверки, Ктимен наносит сильный и резкий удар, потом второй, третий,… норовя пронзить сердце, легкие, печень Телемаха:
- На ! Получи! Ещё! Ещё!! Пусть твое тело станет всё, как дырявая лодка, … и жизнь твоя сквозь эти дыры уйдет, …покинешь, ты, проклятый Телемах, этот мир, …и станет Пенелопа моей женой… иль наложницей бесправной, а те. Кто подкупил меня, и этот толстый боров Евримах , и хитрый лис Антиной, и все эти женихи … получат то же, что и ты – удар моног верного друга – ножа, … исподтишка…
- А-а- а- , я умираю,…хр- хр…, закрой мне очи покрывалом…
- Нет, не будет тебе …ни покрывала на глаза, ни плача над тобой, ни тризны…Ты, как собака бездомная, сдохнешь…и в море выброшу твои останки.
         Яркий свет, вспышка его освещает перекошенное лицо Ктимена, склонившего …. (Произведение недописано)


Рецензии