И снова об Искусстве

(Алексий Уминский)


I

В интересной беседе режиссер Александр Сокуров произнес такие слова:

— Хочу за остаток жизни, который мне даст Господь, сделать еще кино на русском языке, хоть и понимаю, что русским людям это не нужно...

Я не думаю, что это некая "творческая жалость" к самому себе, или "интеллигентская рефлексия".
Сокуров - прав: я не раз замечал - и в его картинах, и в его словах - он умеет точно диагностировать, порой - даже предугадыва

Не стану утрировать (хотя, мне искренне думается, что в наш век многие классики русской литературы собирали бы бутылки от безысходности) - но, невостребованность фигур уровня и понимания Сокурова в современном культурном масс - медиа - очевидна.


II

Эту проблематику очень точно раскрывает в своей книге "Человек и Церковь - Путь Свободы и Любви" - священник Алексий Уминский.
(к слову, один из считанных адекватных голосов в публичной плоскости стремительно дурнеющей и, по традиции, не выдерживающей искушения - властью, деньгами; вообще - свободой - верхушки и масс - медиа РПЦ).

Вот что пишет Уминский:

—  Когда Искусство стремится говорить о серьезном, настоящем, СУЩНОСТНОМ - оно неизбежно касается основополагающих вещей, вопросов Бытия и Бога, жизни и смерти, греха и добродетели, ада и рая. Неважно, происходит ли это с человеком в его отношениях с миром, другими людьми, самим собой...

—   В той, или иной мере Искусство - это всегда переосмысление Евангелия. Настоящее искусство неизбежно несет религиозный контекст...

—  При этом, духовность в Искусстве никак не гарантируется сюжетом, или темой. Иногда о Боге не произносится ни слова, но ты чувствуешь такую красоту и пронзительную достоверность, что ощущаешь себя в Его пространстве.
Например, Чехов, в произведениях которого невозможно не ощущать христианство, считал себя атеистом - весьма показательный оксюморон...

—  Но, в современном мире никому нет дела до тебя самого. Тем более - твоего права на ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ Вечного в личном творчестве. Совершай свои подвиги - хоть духовные, хоть творческие - на "личном столпе" - ты никому не интересен.
Кто-то на секунду обратит внимание, скажет - "Вау, круто!" - и рванет дальше по своим делам.
(скорее - делишкам)))

—  В одном из песнопений, поющемся на Страстной Неделе в Великую Субботу, есть слова про "ад всесмехливый". Господь спускается в преисподнюю, и его встречает именно такой ад. Смех и хохот встречают Истину.
Вот это вот состояние адской смехливости ежедневно творится людьми уже здесь, в миру, в том числе - в Искусстве.

—  Потому что современное постмодернистское сознание вообще устроено именно так: что бы ты ни сказал, что бы ни сделал - все самое правильное, красивое, замечательное и чудесное через мгновение может быть обесценено.
Над тем, чем восхищались, можно в равной степени посмеяться - отмечает Уминский.

Далее отец Алексий очень уместно вспоминает эпизод из фильма 60-х годов Луиса Бунуэля "Симеон Пустынник".

Суть в том, что человек, стяжающий святость в страшных искушениях, в конце-концов падает в слабость и... мигом оказывается в прокуренном баре с грохочущей музыкой. Он сидит - курит и выпивает - КАК ВСЕ - под бешеные ритмы.

Ему очень неуютно и он говорит сам себе: Я уйду. Я хочу Домой...
К столику подсаживается Сатана и цинично отвечает:
- Тебе некуда идти. ТАМ твое место уже занято. А здесь, в этом мире, тебе тоже места нет...


III

Дополню от себя.
Собственно, ХХI век уже сейчас можно назвать "анти - гуманитарным".

Век голого мирского прагматизма - на одной чаше весов (кто ты? что ты мне можешь дать? сколько ты стоишь и хорошо ли продаешься?); и на другой - сухие, полу - безжизненные проповеди, затирающие - неверием и непониманием - даже вечные Истины, ибо "Вера без Дел мертва".

Права на неравнодушие, живость ума, личные поиски, творческое переосмысление - вовсе не запрещены; такой цензуры еще не изобрели :)
Тут - иное, куда более страшное: твои плоды никому не интересны.

А с агрессивной рекламной компанией (нередко, искажающей суть произведения) - интересны пару дней и вызывают вовсе не то, что требуется любому настоящему Художнику - отклик, переосмысление, а глуповатые - вау, круто! с похлопыванием по плечу))

Вот об этой тотальной (и все более усугубляющейся) проблеме в Искусстве говорят - и Сокуров, и Уминский.

Собственно, так (в большей, или меньшей степени) - но было всегда; просто, именно наш век довел ситуацию до абсолютизма.

В Искусстве - тем, что именуется словом "постмодернизм".

Тем не менее, Мир пока стоит - то ли молитвами считанных святых, то ли - потому, что Создатель (как и предсказано Иоанном Богословом) ВЫНУЖДЕН носом ткнуть человечество в незыблемую истину: глубины падения ужасны и бесконечны.
Апокалипсис - ибо, иначе, не доходит...

Я думаю, исторически "свернут шею" все без исключения.

Россия с ее потаенным осознанием "миссии" и превосходства в Вере над иными народами, с расщеплением сознания между словами и делами - от президента до кухарки - с бесконечным нежеланием вскрывать внутренние "родовые травмы" и наплевательским отношением к самобытной ценности отдельной человеческой личности и жизни.

Европа - с ее самонадеянно - оптимистичным отношением к мульти - культурности и свободе зачастую незрелой человеческой личности.

Америка - с ее идеей "экономического рая" на Земле, словно именно тут нас и ждет Вечность.

Восток - с его фундаментальным Исламом и стремлением насадить - огнем и мечом "веру истинную" всем "неверным".

Исторически - будут доминации разных фундаментальных сообществ, но все это - бег в колесе геополитического балагана пред Вечностью.
Эшафот из жизней невинных овец во имя человеческой глупости...

Победителей не судят, но их и не будет :)

Нам остается лишь выбирать (в земном измерении, душевно - мировоззренчески) ту модель, что наиболее близка, но и это мало что скажет (глобально) о СУЩНОСТИ человека и тоже упразднится в жизни Нового Века...

Поэтому, споры о политике с идеологией бессмысленны; можно лишь отстаивать свое мировоззрение - и то, когда тебя попросят, или попытаются беспардонно его опрокинуть...

И только Искусство, как то самое "зеркало души человека" (простите идеализм гуманитария) - в его лучших образцах - останется нетленным.

Как те самые "рукописи, что не горят"...


P.S.
"Никто бы и не помнил о «добром самаритянине», если бы у Него были только благие намерения. У Него также были и деньги".

- Маргарет Тэтчер

Вот. Просто изумительная цитата из ада. От "железной леди", жившей в личном аду и творившей его много лет в политике...


Рецензии