Зов крови 07

Глава 6,
в которой мы знакомимся с бабой Катей, живущей на Большом болоте

Юсуповский поселок Мга Благовещенское,
имение князей Юсуповых в Санкт-Петербургской губернии
5 (18) декабря 1911 года.


Кате снилось, что она летит, широко раскинув руки-крылья, плавно покачиваясь на волнах тёплого воздуха, поднимающегося над чередой лесных озёр. Почему-то, хотя всё и было покрыто глубокими снегами, ветер, помогающий ей легко держаться в воздухе, почти не взмахивая крыльями, был почти горячим. Далеко внизу, на полузаметённом снежной позёмкой санном пути, идущем прямо по льду замёрзшего озера, между заросших соснами скалистых островков, двигалась длинная точка. Катя спустилась чуть пониже, и теперь уже отчётливо поняла – это сани, запряжённые лосем, и в санях сидит кто-то очень близкий, родной.
«Любимый вернулся!» - промелькнула радостная мысль, и она начала стремительное снижение, туда, к нему, чтобы снова увидеть любимое лицо с глубоко сидящими мудрыми глазами, пышными усами и окладистой седой бородой…
- Велемир, любимый! – крикнула Катя.
Путник в санях, привлечённый её криком, приподнял лицо вверх, и…
Нет! Это был не он, а какой-то юнец лет двадцати – двадцати пяти, совсем не похожий на  утерянного ею много лет назад человека, ставшего её спасителем, учителем и любимым, которого она так долго оплакивала.
Единственное, что их сближало – это цвет глаз, тёмно синих, то почти чёрных, то с мерцающими голубыми искорками.
И в этих глазах Катя ощутила огромную силу, ещё до конца не раскрытую…
Катя с криком проснулась, лоб покрывала испарина, а пересохший рот жадно хватал воздух. На ощупь (а за долгие годы жизни в этой избе она могла найти что угодно с завязанными глазами) Катя зачерпнула ковшом из кадушки клюквенный квас, жадно, но аккуратно, напилась. Присела на лавке у окна, через которое в избу попадало немного света от звездного неба, и задумалась.
Приближалась очередная пора перевоплощения, Катя уже и не помнила, какая по порядку. Да и имени своего, данного ей матерью, она тоже не помнила. Имён за все свои жизни она поменяла немало, но имя Катя ей нравилось больше всего, им она пользовалась чаще. И в наступающем периоде она решила остаться Катей. Всё было подготовлено, своих немногочисленных близких знакомых она предупредила, что вынуждена будет покинуть эти места, но её заменит внучка, тоже Катя, её ученица, обладающая, несмотря на молодость, не меньшими знаниями и навыками.
Оставалось всего несколько дней до зимнего солнцеворота, когда всё случится…
Катя поправила зачем-то платок, хотя никто, кроме разве что огромного чёрного кота, сверкавшего зелёными глазами – плошками из-под стола, увидеть её не мог.
Она жила в этих местах долго, настолько долго, что уже и не припомнить, когда пришла сюда из родной Сапми, страны саами.
Здесь, в болотистых лесах вблизи реки Мга, некогда полноводной и судоходной, хотя теперь изрядно обмелевшей (а некогда, вместе с рекой Тосной, давшей жизнь реке Неве), она нашла покой и счастье. Народ, населявший земли по берегам реки Мги (звавшейся в разные времена Муя, Мхья, а финны её называли Mujajoki, что означает в переводе что-то вроде «бабья река»), менялся. По реке в былые времена проходил торговый «путь из варяг в греки». Река Мга была весьма удобной для обхода таможенных пошлин, взимавшихся за проезд через Старую Ладогу, столицу Руси. Для торговцев, державших путь в сторону озера Ильмень, поселение Келколово, как самая высокая точка в окрестностях, служила удобным местом по дороге со Скандинавского полуострова на реку Волхов для пополнения запасов продовольствия, фуража, строительства и ремонта лодок, складов для накопления товаров для отправки в Швецию.
В разное время  здесь жили многие народы - саами (или лопари), ижора, водь, новгородцы, финны и шведы, и снова, с завоеванием русским царём Петром Алексеевичем Ингрии (или Ингерманландии), здесь селились русские.
Места здесь были богаты промысловым зверем. В лесах охотились на лосей, медведей, волков, рысей, зайцев и белок. В реке было полно рыбы - сырть, щука, окунь, хариус. Множество грибов и ягод также давало пищу местным жителям. А с началом строительства Санкт–Петербурга, затеянного царём Петром, появилась возможность заработать на поставках брёвен и угля для растущего города – столицы Империи Российской.
Со всеми соседями Катя уживалась мирно, особо не вмешиваясь в их дела, но помогая по мере возможности – то детей лечила, то от врагов, пришедших из других земель поживиться чужим имуществом, прятала. И так уже несколько веков…
Катя снова вернулась мысленно ко сну. То, что сон был вещим, она не сомневалась. В этот период так всегда бывало – Катя видела события, которые должны были с ней произойти в ближайшее время. Но почему вместо Велемира появился какой-то молодой парень, также обладающий силой? Ответа пока не было.
Катя взяла в руки лежавшую на подоконнике книгу. Не то, чтобы она читала много книг, хотя новых знаний не чуралась, просто давно не выбиралась в город (почитай, лет тридцать), а в деревне с книгами было небогато. Толстая книга на русском языке была подарком от дачницы, приехавшей на лето в Юсуповский посёлок Мга Благовещенское, которой Катя помогла избавиться от одной из женских болезней (будем деликатны), которую не могли вылечить столичные доктора. Это был эпос «Калевала», созданный финским писателем Элиасом Лённротом в середине 19 века на основе народных сказаний (рун), собранных им и переработанных в поэму. Катя начала читать, и не поверила глазам – история её жизни до ужаса напоминала одну из ветвей повествования. Конечно, там не было имён её родных и друзей, некоторые события толковались не так, как она их помнила, порой даже совсем наоборот, но Катя за свою долгую жизнь уже знала – историю пишут победители, а они всегда оправдывают свои действия, даже порой неправедные, и клевещут на потерпевших поражение.
Катя читала, и понемногу вспоминала уже почти забытые родные края, мать и сестер, и тот злосчастный день, переменивший её жизнь…
Книга очень длинная, имеет множество не связанных между собой сюжетов, поэтому предлагаю более короткий пересказ, свою версию интересующих нас событий.
Итак, некогда существовали два соседних небольших государства на территории современной Карелии – земля Вяйнола (или Калевала) – земля племени карела, и Похъёла, северная страна саами (или Лапландия), которой управляла хозяйка Похъёлы, именуемая в некоторых рунах Лоухи. Она была могущественной колдуньей, заботящейся о своём народе, гостеприимной и щедрой. Когда к ней прибыл великий кузнец Илмаринен из соседней Калевалы, чтобы посвататься к Деве Севера – прекрасной дочери Лоухи, хозяйка Похъёлы поставила условие – сделать для её народа волшебную мельницу Сампо, и тогда она отдаст любимую дочь в жёны мастеру. Илмаринен взялся за изготовление такой мельницы, которая сама могла молоть (то есть, создавать) муку, соль и золото в потребном для безбедного существования народа Похъёлы количестве.
Но Илмаринен не знал, как изготовить это чудо – у кузнеца получались другие полезные и интересные вещи, но не Сампо. И тогда Лоухи, видя, что Илмаринен не может сам завершить работу, подсказала ему секретные «ингредиенты и технологии». Мельница наконец-то получилась. Забрав мельницу Сампо, согласно договору, хозяйка Похъёлы устроила свадебный «пир на весь мир», щедро угостила всех, кто пришёл на свадьбу, и отправила дочь в Калевалу, в новый дом, к мужу Илмаринену.
Илмаринен не смог уберечь свою жену – злобный раб Кулерво, решивший отомстить хозяевам за обиды, избрал её объектом мести. Превратив медведей и волков в стадо, он пригнал «коров» на дойку, а звери набросились на ничего не подозревающую красавицу, и разорвали её.
Илмаринен решил забрать у хозяйки Похъёлы в жёны вторую дочь, и заявился к Лоухи с требованием взамен погибшей дочери отдать её сестру. Несмотря на сопротивление и матери, и невольной невесты, он насильно схватил девушку, кинул её в сани и повёз домой. По дороге несчастная пыталась выразить несогласие с таким «сватовством», рассказывала похитителю, что он ей противен, что он стар и уродлив, но тот не собирался менять решение. Наконец, утомившись в дороге, они остановились в попутной деревне на отдых, и престарелый «жених» крепко уснул.
Странник, оказавшийся случайно в этой же деревне, обратил внимание на грустную девушку, и попытался её утешить. Пока кузнец спал, обиженная «невеста» утешилась с весёлым и красивым парнем, назвавшимся Велемиром.
Наутро Велемир отправился дальше в путь, а проснувшийся Илмаринен заподозрил невесту в неверности. Разъярённый неудавшийся жених решил наказать свою жертву, но не решился её убить, а мерзким волхованьем обратил в чайку, чтобы она, навеки потеряв человеческий образ, металась над водами с гоготаньем, мыкалась над скалами…
Примерно так эта история изложена в Калевале, правда, как я говорил, с обратным знаком. Лоухи там – злобная колдунья, старая и злая ведьма, а Илмаринен и его друзья – добры молодцы. Их преступления – похищение и превращение девушки в птицу, набег на Похъёлу и кража волшебной мельницы Сампо, убийство хозяина Похъёлы – мужа Лоухи и многих воинов, и прочие – превозносятся, как подвиги.
Ну, да ладно, нас больше интересует, что же стало с девушкой, обращённой в чайку. Об этом Калевала молчит, но вот что произошло в нашей истории.
Велемир, ставший невольным поводом для столь жестокого наказания девушки, не был простым купцом или странником. Он являлся могущественным волхвом из Новгородских земель, знающим и умеющим многое, и путешествовал в этих краях в поисках ещё больших знаний.  Недаром местные колдуны считались лучшими на севере, и Велемир учился у них, перенимал их умения. И когда на его пути вдруг оказалась сидящая на прибрежном камне и жалобно кричащая чайка, истинным зрением волхв сумел распознать в ней недавнюю знакомую, столь понравившуюся ему во время случайной ночной встречи в деревне.
Велемир пожалел несчастную, но вернуть ей человеческий облик оказалось не так легко. Для проведения обряда волшбы ему необходимы были определённые составляющие, которых в походном мешке у него не оказалось,  и, что ещё важнее – особое Место силы. Поэтому Велемир, как мог, успокоил перепуганную девушку – птицу, и предложил ей следовать за ним на юг, в сторону Ладоги, где он сможет вернуть ей девичий облик.
Так они и отправились, точнее, Велемир ехал в пошевнях, запряженных огромным лосем, заменявшим ему лошадь, а девушка – чайка носилась над ними кругами, как бы подгоняя, торопя быстрее оказаться в заветном месте. Устав, птица садилась на сани, и Велемир подолгу разговаривал с ней, осторожно поглаживая голову и крылья. Он не сомневался, что птица понимает всё, что он ей говорит, и за время пути они ещё больше сдружились. Если сначала он, чувствуя часть вины за случившееся за собой, в невольном порыве пообещал ей помочь, ещё толком не зная, как это сделать, то сейчас желание спасти девушку выросло и окрепло, став для него необходимостью.
И вот они прибыли в то самое место, куда так стремился Велемир. Здесь, на берегу реки, которую впоследствии назовут Мга, на острове посреди болот находился Камень. Он был большой, с плоской вершиной и небольшим углублением – следом от ударившей некогда в камень молнии Перуна, где собиралась дождевая вода. Излишки воды стекали по испещрённой старинными славянскими рунами – заклинаниями поверхности камня, сливаясь на землю. И на земле той росли чудные растения, нигде больше не встречающиеся в окрестных землях. Они имели большую силу, которую дал им сам Велес – один из главнейших славянских богов, покровитель всего живого – и растений, и животных. Если знать, как и когда их собирать, как готовить из них зелья, как применять – можно было творить чудеса. Вот таким чудесником (или кудесником) и был Велемир.
Здесь ему удалось снять злое заклятье, вернуть девушке человеческий вид. И так велико было его желание ей помочь, столь безмерную силу имели зелья, им изготовленные, а может, и сам Велес, к которому взывал кудесник, помог – жертва колдовства Илмаринена не только приняла прежний прекрасный облик, но и получила множество жизней. Нет, она не стала вечно юной, а жила, как обычная женщина – взрослела, затем понемногу старела, но каждые шестьдесят лет, в день зимнего солнцеворота, когда день по продолжительности равен ночи, она вновь становилась молодой, как в тот день, когда Велемир спас её от злого колдовства. И всё повторялось и повторялось вот уже много веков…
Велемир прожил с ней чуть больше трехсот лет – он не был бессмертным, чудесные снадобья поддерживали в нём здоровье и молодость довольно долго, но всему приходит конец. За свою долгую, по человеческим меркам, жизнь, он научил любимую всему, что умел сам, и они вместе помогали людям, жившим в окрестностях, впрочем, держась от них в изоляции, не допуская на свой чудесный островок посторонних. Лесные хищники – медведи, волки, рыси, послушные их воле, охраняли подходы к острову, пугая случайных путников. А местные жители знали, в каком месте нужно положить весточку, чтобы Старец Велемир или его спутница (то старая, то молодая ведунья) пришли им на помощь. Для этого было построено особое сооружение, обнесённое частоколом с торчащими на кольях черепами диких животных. А внутри двора стоял сруб на высоких сваях из толстых пней с торчащими из земли извилистыми корнями, напоминающих куриные ноги. Да-да, та самая «избушка на курьих ножках». В избе была большая печь, под потолком висели сушёные травы и корешки, а на лавке спал огромный чёрный кот, стороживший дом в отсутствие хозяев.
Велемир и его любимая не зря опасались людей. Среди них встречались злобные и завистливые, неграмотные и тёмные, которые, не понимая, что делают кудесники, откуда у них мощь, считали их порождением тёмных сил и стремились навредить. Они придумывали и распространяли ужасные легенды. Возможно, отсюда появились страшные рассказы  про Кощея, Бабу Ягу, прочую «нечистую силу».
И всё-таки Велемир умер неожиданно. Возможно, он смог бы прожить ещё немало лет, и отыскать для себя зелье вечной жизни и молодости, но на него напали шведские охотники, заплутавшие в болоте. Их испугал высокий, крепкий старик с густой, длинной седой бородой, сидящий на поваленном бурей стволе сосны и разговаривающий о чём-то с восседающим напротив огромным медведем. Со страху, от неожиданности, охотник по имени Густав Свенсен выстрелил в старца из ружья, заряженного картечью, а его сотоварищи стали палить в медведя. Раненый медведь, рассвирепев, догнал и разорвал на части Густава и его несчастных спутников, но было поздно. Велемир был смертельно ранен, жизнь стремительно покидала его тело. Прибежавшая на выстрелы жена уже ничего не могла сделать для его излечения. Перед смертью Велемир наказал любимой сделать из соснового корня куклу, в которую переселился бы его дух. В тяжёлые моменты жизни она смогла бы беседовать с этой куклой, и та давала бы советы, помогала и утешала.
И вот она осталась одна…
Катя, а это имя она носила сейчас, перебралась на другое место. Жить в прежнем доме было тяжело, там всё напоминало о любимом. Она сама построила на Большом болоте, недалеко от Красной горки, избушку, амбар и баню. Жила сбором грибов и ягод, иногда доила лосиху, приходящую к ней на двор, собирала в лесу травы и корешки. Изредка, по старой памяти, помогала спасать от болезней детей соседних деревушек – Мга, Келколово, Погорелушка, иногда приходили и из более дальних деревень - Лезья, Сологубовки…
Сейчас, в 1911 году от Рождества Христова, подходил к концу очередной шестидесятилетний период, и скоро она должна была превратиться из старушки, впрочем, весьма бодрой и деятельной, в прекрасную девушку.

предыдущая глава http://www.proza.ru/2015/03/21/1786
продолжение http://www.proza.ru/2015/05/19/1280


Рецензии