Регата. 2009год

Два дня гонок не прошли даром. В первый день забыл кепку в машине, а на борту не нашлось лишнего головного убора. Благо хоть перчатки старенькие обнаружились в ящике капитанского стола. Очки висели на шее на шнурке, потому и не потерялись. А вот отсутствие кепки и короткая стрижка привели к тому, что через два дня я снимал с головы целые пласты обгоревшей кожи. Неприятно. Но со стороны смешно. Сидит мужик посреди яхты у мачты и, смотрясь в карманное зеркальце, что-то ковыряет у себя на лбу и на макушке.
Третий день был днём старта большого этапа регаты.  Флот состоял почти из десяти лодок. Были «Цетусы», «Фары-42», «GP-шка», даже участвовала лодка «Арго» проекта «5,5». Дул хороший северо-восток и с самого старта весь флот расцвел спинакерами.
А что такое жизнь на борту под спинакером? Это сказка для тех, кто не участвует в работе с парусом. Мы шли на «Св. Анне» проекта «FAR-42». Команда была человек двенадцать. Капитан на штурвале, тактик всегда рядом с кэпом, один несёт брасы, второй стоит на лебёдке. Ну и дежурят два человека баковый и мачтовый. Иногда сменяли ребят на брасах и на лебёдке. Таким образом половина команды находилась в состоянии туристов. Кто спал, кто болтал, кто просто сидел и любовался красотами Таганрогского залива  на фоне заходящего солнца.
Ветер дул не очень сильный, лодка шла около 12 узлов. А так как шли фордевиндом, то было тепло и на борту ветра совсем не ощущалось.
Раздуваться начало после захода солнца. Как и обещали синоптики. Но гонка есть гонка. Финиш только в керченском проливе. По расчётам не раньше шести или семи утра. Поэтому всю ночь предстояло работать.
Сила ветра усилилась значительно. Волны поднимались высотой, наверное, метров по пять шесть,  так как рассмотреть их в темноте возможности не было. Была видна только та часть воды, которая вздымалась за транцем яхты, когда та глиссировала вниз по волне. Рассмотреть что-либо можно было лишь  в свете заднего белого ходового огня -  только три метра вверх под углом сорок пять градусов от палубы вздымалась стена воды и исчезала где-то далеко вверху. Затем всю лодку окатывало водой с левого борта, и мы снова взмывали вверх.
Я как самый молодой и неопытный матрос стоял на лебёдке одним из трёх. Мы по очереди сменяли друг друга каждые десять-пятнадцать минут, т.к. за это время лебёдка выжимала все силы. В таком ритме мы неслись до четырёх часов утра.
За всю ночь из воспоминаний осталось совсем чуть-чуть. Холодно. Очень холодно. Постоянно тебя окатывает брызгами или прямо потоком воды. Смены на лебёдку ждёшь, чтобы согреться. Но уже через пять минут думаешь о том, чтобы тебя поскорее сменили, потому что сил уже нет крутить ручку.
Ветер разогнался настолько, что наш двенадцатиметровый крейсер летел со скоростью 25-27 узлов. А управление парусным судном на такой скорости сопоставимо с управлением спортивного автомобиля на скорости 200 км/ч. Одно неверное движение штурвалом и лодка вместе со всем экипажем перевернётся. А за бортом волны, ветер, ночь. И ближайшие спасатели придут не раньше чем через…  Да кто его знает придут ли вообще? Потому, что подать сигнал SOS никто просто не успеет в такой обстановке.
Около двух часов ночи мы обогнали лодку, которая оторвалась от нас ещё при свете солнца. Мы их обошли на приличной скорости. Те уже шли без спинакера. Потом догнали вторую и застали их как раз в момент уборки спинакера. Ребята оказались не очень хорошо подготовлены и едва не положили яхту на правый бок. Спинакер естественно порвали.
Нашу «GP» «Прима» мы видели крайний раз часов в восемь вечера. Они болтались где-то на горизонте. И расстояние между нами оценивалось часа в четыре хода. Финишировали мы с ними с разницей 5 минут. Парни летели как пуля. Потом рассказали нам, как они держались друг за друга, как привязывались к леерам, как один постоянно находился в каюте – вычерпывал вёдрами воду, потому что через отверстие под бушприт вода врывалась сплошным потоком. Как их лодочку кидало по гребням волн, а потом  просто накрывало стеной воды.
Когда утром рассвело, матёрые моряки из команды сказали: «Лучше бы не рассветало, не так страшно было бы». Шторм начал стихать только часам к восьми утра, когда мы уже под моторами уходили от Тузлы в сторону Анапы для остановки в Утрише, где был объявлен общий сбор.
Результаты этапа Таганрог-Керчь оказались вполне приличными. Никто из людей не пострадал. Порвали несколько спинакреов. На одном из «Цетусов» поломался гик в районе крепления к мачте. В течение дня всё починили, зашили паруса, отдохнули и утром пошли в Новороссийск.
В Новороссийске на следующий день планировали пять стартов по треугольникам. Ветер был слабый и поэтому еле уложились чтобы закрыть три старта. А следующим днём весь флот стартовал в Сочи, где предстояли финальные гонки по треугольникам, награждение и банкет.
В Утрише после шторма все капитаны признались, что такого им не доводилось переносить. Что за сорок лет хождения под парусом это был самый сильный шторм, который пришлось пережить.
Таганрог. Апрель 2015


Рецензии